Условия формирования познавательного интереса у воспитанников детского сада.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лобастова Ирина Николаевна

Познавательный интерес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_attestatsiya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования познавательного интереса у воспитанников детского сада.

Современные дети развиваются и познают мир в условиях тотальной информатизации. Почти у каждого ребенка доступ к гаджетам со свободным выходом в интернет, а значит к неограниченному объему информации и новых знаний. Однако, родители не используют эти возможности для обучения, предпочитая всевозможный развлекательный контент. Доступность большого объема информации осложняет процесс формирования и поддержания познавательного интереса, однако существуют рекомендации для его формирования, разработанные педагогами и психологами.

«Прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность», –  так гласит один из главных педагогических законов [1, с.66].

Следовательно, формирование познавательного интереса напрямую зависит как от внутренних условий, то есть от готовности и любопытства самого ребенка, так и от действий педагога.

Известно, что в структуре познавательного процесса познавательный интерес является базовой ступенью, обеспечивающий работу всей системы. Рассмотрим подробнее схему познавательного процесса, традиционно состоящую из следующих элементов:

ПИ – познавательный интерес;

ПА (познавательная активность) – личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;

ПС (познавательная самостоятельность) – характеристика личности ребенка, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;

УПД (учебно-познавательная деятельность) – такая деятельность, результатом которой являются открытие новых знаний, умений и навыков;

УД (учебная деятельность) – деятельность, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков;

ПД (познавательная деятельность) – деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания.

Согласно мнению Г.И. Щукиной, для развития познавательного интереса необходимо, чтобы учащийся последовательно прошел через четыре основных стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес.

Любопытство – первая элементарная стадия, которая обуславливает избирательное отношение ребенка. Любопытство означает, что ситуация кажется ребенку занимательной, когда ситуация перестанет быть таковой, любопытство также исчезнет.

Любознательность – это особенная черта, характеризующая личность, как стремящуюся к расширению границ увиденного и стремлении получать новую информацию о мире. Проявление у ребенка любознательности можно заметить по положительной эмоциональной реакции: появлению интереса, радости и удовлетворения от деятельности [2, с.15].

Познавательный интерес проявляется в виде познавательной активности ребенка, наличии мотивации. А также характеризуется поступательным движением познавательной деятельности, связанной с активным поиском интересующей информации.

Теоретический интерес выражен в стремлении к познанию более сложных теоретических вопросов из конкретной области знания. Выражается в активной самостоятельной работе, в проведении опытно-экспериментальной работы в рамках творческих объединений (кружки, секции), в общении со специалистами определенного профиля деятельности.

Если рассматривать внешние факторы формирования познавательного интереса, то по мнению некоторых специалистов можно выделить следующие факторы:

        - личность воспитателя и отношение к ней учащихся;

        - содержание программы;

        - средства обучения (модели, схемы, картины, справочники, пособия, энциклопедии, фильмы и т.д.);

        - методы обучения;

        - материальные условия обучения;

        -  виды познавательной деятельности;

        - формы организации обучения;

        - другие факторы (обстановка в семье, посещение секций и дополнительных занятий, путешествия и т.д.)

        Если представить педагогические условия формирования познавательного интереса более развернуто, то можно выделить следующие рекомендации от психологов и педагогов:

  1. Сформулировать определенное содержание знаний, поддающееся осмыслению ребенка.
  2. Найти такие средства и приемы, которые смогут вызвать у учащихся яркую эмоциональную реакцию, благодаря которой они лучше усвоят информацию.
  3. Организовать познавательную деятельность так, чтобы она представляло собой четкую систему умственных действий.
  4. Создать такую форму обучения, которая позволяет учащемуся оказаться в позиции исследователя и активного субъекта деятельности.
  5. Развивать у воспитанников умение активно оперировать полученными знаниями.
  6. Использование на занятиях средств коллективной работы, опирающуюся на активную вовлеченность большинства.
  7. Поощрять проявление творческого потенциала при решении задач, использование нестандартного подхода к получению необходимой информации [3, с.433].
  8. Целенаправленность в процессе взращивания и развития у учащихся познавательного интереса.
  9. Понимать, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу – важнейшая составная часть работы воспитателя.
  10.  Использовать все богатство системы знаний.
  11.  Использовать индивидуальный подход к формированию познавательного интереса у каждого из воспитанников.
  12.  Внимательное отношение к успехам каждого ребенка, что поддерживает его веру в собственные силы и возможности.
  13.  Отказаться от авторитарных указаний и критики в адрес детей и их действий.

В проводимых опросах среди воспитателей, учителей, родителей и учащихся были получены разные ответы. Однако, все группы опрашиваемых сходились во мнении, что на первом месте среди факторов формирования познавательного интереса стоит группа психологических факторов: склонности, способности и потребности детей.

Сделаем вывод. Для формирования познавательного интереса в процессе обучения необходимо учитывать факторы, которые соответствуют возрастным особенностям детей. В следующем параграфе будет рассмотрен педагогический опыт использования дидактических игр как средства формирования познавательного интереса у воспитанников детского сада.

Педагогический опыт использования дидактических игр

Любая игра, используемая в рамках процесса обучения, требует дополнительных педагогических усилий, определенного педагогического мастерства. Мы будем рассматривать игру как педагогическую форму, как систему взаимоотношений и как деятельность. Рассмотрим понятие «дидактическая игра».

        Как считает Е.А. Волхова, признанный российский педагог, дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой с целью обучения и воспитания детей. Такие игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [3].

        Дидактические игры используются практически на всех занятиях в ДОУ. Они обеспечивают целостность педагогического процесса, поскольку хорошо сочетаются с другими формами воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Правильно построенная интересная дидактическая игра обеспечивает развитие у детей мотивации к получению новых знаний.

Разнообразие тем позволяет использовать и широкое разнообразие дидактических игр.

Основными признаками дидактической игры являются:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве средства игры;
  4. успешной выполнение задания связывается с игровым результатом.

Главная цель дидактических игр – обучение применению полученных знаний на практике. Кроме того, дидактические игры подразумевают работу в коллективе. Как правило, учащиеся для выполнения заданий в ходе игры делятся на группы и учатся совместному решению задач. Помимо этого, в процессе игры дети соревнуются, стремятся выполнить задания быстрее другой команды. Азарт и стремление победить помогают повысить уровень мотивации у детей.

В играх учащиеся достигают целей разных уровней, которые можно разделить на три основные ступени.

На первой уровне (или ступени) учащиеся получают удовольствие от самого процесса игры. Данный этап отражает готовность ребенка к активности. С уверенностью о наличии у детей активности можно говорить при наличии у него удовлетворенности от самого процесса.

На втором этапе достигается функциональная цель игры, заключающаяся в выполнении правил, разыгрыванием сюжетов и ролей. А на третьем уровне воспитанники достигают педагогическую цель, решая игровые задачи.

Использование дидактических игр позволяет педагогу создать ситуации, в которых воспитанники смогут сами оценивать уровень усвоения знаний и умения применить их на практике. Кроме того, ситуации «выигрыша» и «победы» учащихся способствует укреплению их самооценки и повышению уровня уверенности в себе.

Однако не стоит оценивать практику применения дидактических игр исключительно с позиции обучения и освоения программы. Важна ценность заключается в дидактические игры заключается в возможности дать ученикам эмоциональную разрядку и предотвратить утомление от усвоения теоретического материала. В процессе игры дети могут одновременно работать над закреплением полученных знаний и одновременно отдыхать от учебной деятельности.

Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

Чтобы дидактическая игра превратилась в подлинное со-творчество воспитателя и детей, необходимо соблюдать следующие правила:

  • игровая деятельность должна быть мотивированна, т.е. дети должны испытывать потребность в игре;
  • учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников;
  • пространство группы, в котором происходит игровое действие, должно способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания. Большую роль в этом играет воспитателя. Педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья каждого участника игры.

А.И. Сорокина выделяет следующие дидактические игры:

Игры-путешествия способствуют усилению впечатления, а также обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.

Игры-поручения в основе этих игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе данных игр лежит проверка знаний, находчивости. Данные игры развивают способность к анализу, обобщению, формированию умению рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение: непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность.

Сделаем вывод. Дидактическая игра способствует умению рассуждать, высказывать свое мнение, не боясь при этом допустить ошибку. Ошибка подразумевает собой поиск правильного ответа или решения. Дидактические игры позволяют формировать новые знания.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет сделать вывод о различных подходах к понимаю сущности познавательного интереса. Познавательный интерес является важной частью процесса обучения в детском саду.

При этом было установлено, что познавательный интерес способствует мотивации ребенка к познавательной деятельности и самостоятельной работе. Он также тесно связан с активностью личности. Примечательно, что познавательный интерес способен порождать инициативность, способствовать закреплению позитивного мировоззрения и положительного отношения.

Как показал анализ методических пособий и иных источников, что игры могут быть предложены для закрепления любой темы программы. Дидактические игры способствуют не только повторению материала, но и эмоциональной разрядке и отдыха в процессе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
  2. Гоноблин, Н.Ф. Психология. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.
  3. Волохова, Е.А. Дидактика. Конспект лекций / Е.А. Волохова, И.В. Юкина. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада

Воспитание толернтных чувств у ребенка, начиная с дошкольного возраста в условиях двуязычия. Определение понятия "толерантность"....

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста...

Статья «Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования познавательного интереса к детской книге в условиях ДОУ»

Статья посвящена рассмотрению инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте формирования познавательного интереса к детской книге....