Музыкально-образовательная деятельность как условие формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пугачева Светлана Васильевна
Данный материал содержит описание педагогического опыта музыкального руководителя по направлению познание и творчество.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-образовательная деятельность как условие формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольников»

Музыкально-образовательная деятельность сравнительно недавно пополнил перечень традиционных видов музыкальной деятельности, к числу которых относятся: восприятие, исполнительство, творчество.

На современном этапе развития технологий у данного вида деятельности появились дополнительные возможности реализации, связанные с развитием технических средств и средств информационной  коммуникации. Сочетание традиционных педагогических методов и современных средств подачи информации позволяет этому виду деятельности быть привлекательным и интересным для дошкольников. Презентации, содержащие наглядные материалы, кроссворды, видеоролики, дидактические  игры и пр. способствуют формированию у дошкольников познавательных интересов и кругозора.

Краткое описание/ аннотация практики:

Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Вхождение ребёнка в мир музыки, развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам является неотъемлемой частью работы по данной практике. В работе с детьми, имеющими ТНР, именно музыкально-образовательная деятельность в большей мере способствует компенсации речевых нарушений у детей, так как особое внимание  уделяется умению рассуждать о музыке, запоминать и узнавать музыкальные произведения, и композиторов. У детей развиваются все психические процессы и эмоционально-волевая сфера.

Основные понятия практики:

Музыкально-образовательная деятельность дошкольников развивает познавательную активность, формирует первоначальные знания о классической и народной музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности.

Музыкальная культура дошкольников формируется через восприятие шедевров русской и зарубежной музыкальной культуры (музыкально-педагогического репертуара, служащего основой как для слушательской, так и для исполнительской деятельности дошкольников);

Музыкальный опыт дошкольников:

* опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интерес к музыке, предпочтения и вкус дошкольника;

* опыт знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции, а также опыт знания других видов искусства;

* опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

Проблема, которую призвана решить практика:

По ряду причин музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конкурсах, открытых мероприятиях. Именно по этим результатам, в большинстве случаев, оценивается работа музыкального руководителя. Но, по нашему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания  музыкально-образовательной деятельности дошкольников, которая развивает познавательную активность, формирует первоначальные знания о классической и народной музыке, творчестве отечественных и зарубежных композиторов, расширяет представления о музыкальных жанрах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности.

В настоящее время возросло количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, и данная практика будет способствовать компенсации этих нарушений.

Цель:  формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников  через музыкально-образовательную деятельность.

Задачи:

  • Формировать музыкальный кругозор дошкольников: знания детей о классической  и народной музыке, ее особенностях, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.
  • знакомить с понятиями и начальной терминологией, относящейся  к музыкальному и другим видам искусства;
  • развивать словарь детей, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки;
  • создавать условия для формирования  познавательных интересов и познавательных действий дошкольников, их музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной и общей культуры.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство любви к прекрасному, к Родине, ее культурному наследию.
  • Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам мировой и русской народной культуры посредством высокохудожественных образцов музыкального искусства.

Задачи ФОП ДО, сопоставимые с задачами практики:

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Ценности – культура, красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Результаты практики /ожидаемые результаты

У детей к окончанию дошкольного образования сформированы представления о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах,  разных жанрах и стилях, средствах музыкальной выразительности.

Дети способны воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеют предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности; они выражают познавательный интерес к культурным традициям народа, испытывают патриотические чувства по отношению к культурному наследию своей Родины и способны ценить прекрасное в жизни и искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий  ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....

«Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...