Главные вкладки

    «Создание предметно – развивающих условий для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка»
    консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Доклад о познавательно - исследовательской деятельности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

    «Создание предметно – развивающих условий

    для формирования познавательных интересов и

    познавательных действий ребенка»

                                                                               

                                                                                         

     Составитель: Аббасова Л.А.

    Санкт – Петербург

          План:

    1. Цель познавательного развития, интереса.

    2. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего  дошкольного возраста.

    3. Перечень оборудования в разных возрастных группах.

    4. Дидактические игры по развитию познавательно – исследовательской деятельности.

    5. Список литературы.

         Цель познавательного развития: сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности в соответствии с действующими государственными требованиями

    (ФГОС ДО Приказ№1155 от 17 октября 2013г.), в которых дошкольное  образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому в данный процесс включены все стороны воспитательно - образовательного процесса.

       

         Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

     

         Познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности.

        К познавательному развитию относится:

            1)  формирование элементарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира;

            2)  ознакомление с предметным окружением. Направление формирует восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;

            3)  ознакомление с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям;

          4)  ознакомление с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе.

         5)  развитие познавательно – исследовательской  деятельности. Целью направления является развитие интересов детей, любознательности и познательной мотивации.

    Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

         «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

                                                                                                 Ральф Уолдо Эмерсон

          Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств личности человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем окружающего его мира.

           Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

           Поэтому познавательно – исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашей группы. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

          По мнению Н.Н.Подъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

          В процессе познавательно – исследовательской деятельности у ребенка активизируются познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, мышление, память, ощущение, речь, представление), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, систематизация, обобщение), устанавливают причинно – следственные связи.

     

          В ходе проведения эксперимента дошкольники ставят перед собой определенные задачи, цели, делают предположения, планируют свою деятельность, формулируют выводы, оценивают свою работу и работу сверстников.

         Дети с большим увлечением участвуют в экспериментальной деятельности, испытывают удовольствие от полученных открытий, у них возникает множество вопросов, что говорит о росте их познавательной активности.

         Познавательно – исследовательской деятельностью занимаемся в непосредственно – образовательной деятельности (составлено перспективное планирование на год, связанное с тематикой недели), организуем совместную образовательную деятельность в вечернее время (составлено перспективное планирование «волшебные опыты»), знакомим с миром природы, с предметным окружением. Используем наглядно – демонстрационный материал, дидактические и настольно – печатные игры.

      К  развитию познавательно – исследовательской деятельности относится:

    • познавательно – исследовательская деятельность;
    • сенсорное развитие;
    • дидактические игры;
    • проектная деятельность со средней группы.

           Этапы работы с детьми по экспериментальной деятельности заключается в   следующем:

         1-ый этап: перед проведением эксперимента проводится беседа, в процессе которой определяются, какие знания у детей уже имеются, чего они не знают и хотели бы узнать. Это позволяет мотивировать детей на участие в эксперименте.

        На 2-ом этапе перед детьми ставится проблема. Воспитатель помогает им осмыслить ее, после чего дети предлагают свои варианты решения этой проблемы, т.е. выдвигают свои предложения, систему действий.

        3-ий этап – организация деятельности детей по практической проверке выдвинутых предположений.

       На 4-ом – происходит подведение итога деятельности, а именно вспоминаем, какие из них подтвердились, а какие – нет и делаем совместно вывод о нашей деятельности (оценка и самооценка).

     

          Необходимо помнить, что главным условием экспериментирования является практическое участие каждого ребенка.

          Очень радует то, что о проведенных экспериментах дети рассказывают своим родителям и с большим удовольствием проводят их дома совместно с родными.

           

         Т.о. познавательно – исследовательская деятельность – одно из направлений в дошкольном образовании, за которым стоит большое будущее. Стоит только начать!

           

    Младший дошкольный возраст.

    Компонент оборудования:

    1. Песок, глина.
    2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
    3. Материалы для игр с мыльной пеной.
    4. Красители  - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
    5. Простейшие приборы и приспособления:
       - лупы,

        - сосуды  для воды,

        - «ящик ощущений» (чудесный мешочек),

        - зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,

        - контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены  вещества и травы с разными запахами.

      6. «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

     7. Семена бобов, фасоли, гороха.

    Компонент дидактический:

     

     1. Книги познавательного характера для младшего возраста.
    2. Тематические альбомы.
    3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.

     4. Коллекции: «Подарки» (осени, зимы, весны), «Ткани».                                                                  

     

                                 

    Средний дошкольный возраст.

    Компонент оборудования:

      1. Песок, глина.
     2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
     3. Материалы для игр с мыльной пеной.
     4. Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
     5. Семена бобов, фасоли, гороха.
     6. Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
     7. Простейшие приборы и приспособления:
         - лупы,

          - сосуды  для воды,

          - «ящик ощущений» (чудесный мешочек),                                                                    -  зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,                                                               -  контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены   вещества и травы с разными запахами.

       8. «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные,  прищепки, пробки.

     Компонент дидактический:

       1. Книги познавательного характера для среднего возраста.
      2. Тематические альбомы.
      3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.

       4. Коллекции: «Подарки» (осени, зимы, весны), «Ткани», «Бумага»,  «Пуговицы».

       5. Мини-музей (тематика различна, например, «Камни», «Чудеса из стекла» и др.)

                             

                             

                                  Старший дошкольный возраст.

    Компонент оборудования:

    Материалы распределены по разделам:

    1. «Песок, глина, вода».

    2. «Звук».

    3. «Магниты».

     4. «Бумага» (разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др.).

     5. «Свет».

     6. «Стекло».

     7. «Резина».
    8. Природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена.

     9. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,       пластмассы, дерева, пробки.
    10. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,  шурупы, детали конструктора и др.
    11. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
    12. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,  деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
    13. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, масло, мука, соль, сахар и др.
    14. Сито, воронки.
    15. Формы для льда, половинки мыльниц.
    16. Проборы – помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупа.
    17. Измерительные приборы: сантиметр, безмен, рулетка.

     18. Клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.

    Компонент дидактический:

    1. Книги познавательного характера, атласы.

    2. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
    3. Тематические альбомы.
    4. Коллекции.
    5. Мини - музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные»,    «Изделия из камня» и др.).

    Дидактические игры по развитию познавательно – исследовательской деятельности.

    • «Двойняшки» (фрукты и ягоды)
    • «Осень, зима, весна, лето»
    • «Как растет живое»
    • «Что происходит в природе»
    • «Воздух, земля, вода»
    • «Где живет вода?»
    • «Путешествие капельки»
    • «Что окружает человека»
    • «Что где растет»
    • «Береги живое»
    • «Кто и что?» (живое – неживое)
    • «Сенсорное развитие детей: цвет, форма, размер»
    • «Формы»
    • «Цвет»
    • «Цвета и формы»
    • «Цвета и краски»
    • «Где спрятались зверушки» (смешивание красок)
    • «Веселые зайчата», «Радуга», «Разноцветные карандаши» (различие цветов)
    • «Из чего мы сделаны»

    Литература  по познавательно – исследовательской деятельности.

    • Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность   дошкольников»

    Москва «Мозаика – Синтез» 2015г.

    • О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом»

    Москва «Сфера» 2005г.

    •     И.Э.Куликова, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»

        Москва «Пед. общество России» 2003г.

       

    •     Н.М.Зубкова «Вкусная наука»

                                «Научные ответы на детские «Почему»

        СПб «Речь» 2013г.

     

    •   О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

      СПб «Детство – Пресс» 2015г.

       

    •   Е.Е.Салмина «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»

           СПб «Детство – Пресс» 2015г.

       

    •   О.В.Попова «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»

           СПб «Детство – Пресс» 2015г.

    • С.Болушевский, М.Яковлева «100 научных опытов для детей и взрослых в                            комнате, на кухне, на даче»

    Москва «Эксмо» 2015г.

     

    •   О.В.Таглина «Чудесные превращения»

                               «Секреты живой природы»

      Харьков «Ранок» 2011г.

    •   Н.С.Губка «Секреты волшебства»

      Харьков «Ранок» 2011г.

     

    •   Н.Ганайлюк «Азбука экспериментов профессора Николя»

      Москва «АСТ» 2015г.

                             «Эксперименты профессора Николя»

      Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2015г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в среднем возрасте.

    Научная статья раскрывает основные принципы формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности в среднем возрасте....

    Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

    Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

    "Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".

    "Формирование познавательных интересов и познавательных действий  ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....

    Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

    Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

    «Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

    Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...