«Создание предметно – развивающих условий для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка»
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Доклад о познавательно - исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

«Создание предметно – развивающих условий

для формирования познавательных интересов и

познавательных действий ребенка»

                                                                           

                                                                                     

 Составитель: Аббасова Л.А.

Санкт – Петербург

      План:

1. Цель познавательного развития, интереса.

2. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего  дошкольного возраста.

3. Перечень оборудования в разных возрастных группах.

4. Дидактические игры по развитию познавательно – исследовательской деятельности.

5. Список литературы.

     Цель познавательного развития: сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности в соответствии с действующими государственными требованиями

(ФГОС ДО Приказ№1155 от 17 октября 2013г.), в которых дошкольное  образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому в данный процесс включены все стороны воспитательно - образовательного процесса.

   

     Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

     Познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности.

    К познавательному развитию относится:

        1)  формирование элементарных математических представлений. Целью направления является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира;

        2)  ознакомление с предметным окружением. Направление формирует восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;

        3)  ознакомление с социальным миром. Данное направление связано с формированием у дошкольника представления о себе как представителе человеческого рода, людях и их разнообразной деятельности, а также на основе познания развитие творческой и свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважением к людям;

      4)  ознакомление с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе.

     5)  развитие познавательно – исследовательской  деятельности. Целью направления является развитие интересов детей, любознательности и познательной мотивации.

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

     «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

                                                                                             Ральф Уолдо Эмерсон

      Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств личности человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем окружающего его мира.

       Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

       Поэтому познавательно – исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашей группы. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

      По мнению Н.Н.Подъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

      В процессе познавательно – исследовательской деятельности у ребенка активизируются познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, мышление, память, ощущение, речь, представление), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, систематизация, обобщение), устанавливают причинно – следственные связи.

 

      В ходе проведения эксперимента дошкольники ставят перед собой определенные задачи, цели, делают предположения, планируют свою деятельность, формулируют выводы, оценивают свою работу и работу сверстников.

     Дети с большим увлечением участвуют в экспериментальной деятельности, испытывают удовольствие от полученных открытий, у них возникает множество вопросов, что говорит о росте их познавательной активности.

     Познавательно – исследовательской деятельностью занимаемся в непосредственно – образовательной деятельности (составлено перспективное планирование на год, связанное с тематикой недели), организуем совместную образовательную деятельность в вечернее время (составлено перспективное планирование «волшебные опыты»), знакомим с миром природы, с предметным окружением. Используем наглядно – демонстрационный материал, дидактические и настольно – печатные игры.

  К  развитию познавательно – исследовательской деятельности относится:

  • познавательно – исследовательская деятельность;
  • сенсорное развитие;
  • дидактические игры;
  • проектная деятельность со средней группы.

       Этапы работы с детьми по экспериментальной деятельности заключается в   следующем:

     1-ый этап: перед проведением эксперимента проводится беседа, в процессе которой определяются, какие знания у детей уже имеются, чего они не знают и хотели бы узнать. Это позволяет мотивировать детей на участие в эксперименте.

    На 2-ом этапе перед детьми ставится проблема. Воспитатель помогает им осмыслить ее, после чего дети предлагают свои варианты решения этой проблемы, т.е. выдвигают свои предложения, систему действий.

    3-ий этап – организация деятельности детей по практической проверке выдвинутых предположений.

   На 4-ом – происходит подведение итога деятельности, а именно вспоминаем, какие из них подтвердились, а какие – нет и делаем совместно вывод о нашей деятельности (оценка и самооценка).

 

      Необходимо помнить, что главным условием экспериментирования является практическое участие каждого ребенка.

      Очень радует то, что о проведенных экспериментах дети рассказывают своим родителям и с большим удовольствием проводят их дома совместно с родными.

       

     Т.о. познавательно – исследовательская деятельность – одно из направлений в дошкольном образовании, за которым стоит большое будущее. Стоит только начать!

       

Младший дошкольный возраст.

Компонент оборудования:

1. Песок, глина.
2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
3. Материалы для игр с мыльной пеной.
4. Красители  - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
5. Простейшие приборы и приспособления:
   - лупы,

    - сосуды  для воды,

    - «ящик ощущений» (чудесный мешочек),

    - зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,

    - контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены  вещества и травы с разными запахами.

  6. «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

 7. Семена бобов, фасоли, гороха.

Компонент дидактический:

 

 1. Книги познавательного характера для младшего возраста.
2. Тематические альбомы.
3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.

 4. Коллекции: «Подарки» (осени, зимы, весны), «Ткани».                                                                  

 

                             

Средний дошкольный возраст.

Компонент оборудования:

  1. Песок, глина.
 2. Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.
 3. Материалы для игр с мыльной пеной.
 4. Красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
 5. Семена бобов, фасоли, гороха.
 6. Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
 7. Простейшие приборы и приспособления:
     - лупы,

      - сосуды  для воды,

      - «ящик ощущений» (чудесный мешочек),                                                                    -  зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»,                                                               -  контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены   вещества и травы с разными запахами.

   8. «Бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные,  прищепки, пробки.

 Компонент дидактический:

   1. Книги познавательного характера для среднего возраста.
  2. Тематические альбомы.
  3. Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки.

   4. Коллекции: «Подарки» (осени, зимы, весны), «Ткани», «Бумага»,  «Пуговицы».

   5. Мини-музей (тематика различна, например, «Камни», «Чудеса из стекла» и др.)

                         

                         

                              Старший дошкольный возраст.

Компонент оборудования:

Материалы распределены по разделам:

1. «Песок, глина, вода».

2. «Звук».

3. «Магниты».

 4. «Бумага» (разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная и др.).

 5. «Свет».

 6. «Стекло».

 7. «Резина».
8. Природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена.

 9. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,       пластмассы, дерева, пробки.
10. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,  шурупы, детали конструктора и др.
11. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
12. Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,  деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл.
13. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, масло, мука, соль, сахар и др.
14. Сито, воронки.
15. Формы для льда, половинки мыльниц.
16. Проборы – помощники: увеличительное стекло, песочные часы, лупа.
17. Измерительные приборы: сантиметр, безмен, рулетка.

 18. Клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.

Компонент дидактический:

1. Книги познавательного характера, атласы.

2. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.
3. Тематические альбомы.
4. Коллекции.
5. Мини - музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные»,    «Изделия из камня» и др.).

Дидактические игры по развитию познавательно – исследовательской деятельности.

  • «Двойняшки» (фрукты и ягоды)
  • «Осень, зима, весна, лето»
  • «Как растет живое»
  • «Что происходит в природе»
  • «Воздух, земля, вода»
  • «Где живет вода?»
  • «Путешествие капельки»
  • «Что окружает человека»
  • «Что где растет»
  • «Береги живое»
  • «Кто и что?» (живое – неживое)
  • «Сенсорное развитие детей: цвет, форма, размер»
  • «Формы»
  • «Цвет»
  • «Цвета и формы»
  • «Цвета и краски»
  • «Где спрятались зверушки» (смешивание красок)
  • «Веселые зайчата», «Радуга», «Разноцветные карандаши» (различие цветов)
  • «Из чего мы сделаны»

Литература  по познавательно – исследовательской деятельности.

  • Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность   дошкольников»

Москва «Мозаика – Синтез» 2015г.

  • О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом»

Москва «Сфера» 2005г.

  •     И.Э.Куликова, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»

    Москва «Пед. общество России» 2003г.

   

  •     Н.М.Зубкова «Вкусная наука»

                            «Научные ответы на детские «Почему»

    СПб «Речь» 2013г.

 

  •   О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

  СПб «Детство – Пресс» 2015г.

   

  •   Е.Е.Салмина «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»

       СПб «Детство – Пресс» 2015г.

   

  •   О.В.Попова «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной деятельности»

       СПб «Детство – Пресс» 2015г.

  • С.Болушевский, М.Яковлева «100 научных опытов для детей и взрослых в                            комнате, на кухне, на даче»

Москва «Эксмо» 2015г.

 

  •   О.В.Таглина «Чудесные превращения»

                           «Секреты живой природы»

  Харьков «Ранок» 2011г.

  •   Н.С.Губка «Секреты волшебства»

  Харьков «Ранок» 2011г.

 

  •   Н.Ганайлюк «Азбука экспериментов профессора Николя»

  Москва «АСТ» 2015г.

                         «Эксперименты профессора Николя»

  Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в среднем возрасте.

Научная статья раскрывает основные принципы формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности в среднем возрасте....

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности".

"Формирование познавательных интересов и познавательных действий  ребенка через его вовлеченность в различные виды деятельности"....

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

«Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников в ходе театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...