План работы по самообразованию на 2019-2020 гг.
учебно-методический материал (старшая группа)

Анищенко Елена Александровна

План работы по самообразованию на 2019-2020 гг.

 Анищенко Елены Александровны , на тему

"Детское эксперементирование - путь к познанию окружающего мира"

 


Актуальность темы: 

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

 

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи: 

  • формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

 

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.

 Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:

1.Обогащение памяти ребенка,активизируются его мыслительные функции,ребенок начинает понимать и запоминать многое ,и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребенка,прежде чем что-то сказать ,нужно сообразить,сформулировать,сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приемов - операций, ребенок при исследовании (эксперементировании) мыслит,  принимает какие-то решения, делает для себя заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность , способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного  результата.

Целью моей работы по данной теме, является повышение своего теретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи :

* Изучить литературу по теме "Детское эксперементирование- путь к познанию окржающего мира

* Создание интересной для детей предметно- развивающей среды

* Проведение открытого просмотра в ДОУ

* Выступление на педсовете с отчетом по данной теме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

2019-2020  учебный год

Раздел плана

       сроки

              Формы работы

Практические выходы

 

Работа с детьми

 

 

  2019- 2020г.

 

Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

Цикл игр занятий

Картотека игр

Развлечение

Работа с родителями

Сентябрь,

Октябрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

                   Декабрь

 

 

Январь

 

 

 Март, Апрель, май

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды.

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях

 «Опытно-экспериментальная деятельность»

«Опытно-экспериментальная деятельность»

Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности

Выставка литературы  на экологическую тему

Беседы с родителями

 

 

 

Рекомендации родителям

Консультация

 

 

 

Анкетирование родителей

 

Фотовыставка

 

 

 

Работа с педагогами

Декабрь

«Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

Семинар-практикум

 

 

             Перспективный план работы с детьми

период

Занятие

Цели

Материал, оборудование

Наблюдения, эксперименты, игры

Сентябрь

Эксперименты с солнечным светом

– адаптационный период

На протяжении месяца воспитатель  знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку.

   На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

Уличные тени

Показать, как образуется тень

 

Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

 

Солнечные зайчики

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях

Зеркала

Октябрь

Эксперимен6ты с песком, глиной

Почему песок хорошо сыпется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

Песок, глина, емкости, лупа, сино, ширма

Дидактическая игра «Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

«Фрукты из песка»

«Следы»

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Рисование на песке веточкой и пальцами

«Солнышко», «Волны»

Глина, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность) и свойства

Глиняные предметы, косочки глины, вода, емкости

Глиняные игрушки

Учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет и величину

Глина, вода, салфетки, дощечки для работы

Ветер

Помочь выявить изменения песка при взаимодействии с ветром и водой

Песок, глина, прозрачные емкости с крышкой, бутылка с крышкой

 

Ноябрь

Эксперименты с воздухом

Реактивный шарик

Помочь выявить свойства воздуха (упругость)

Воздушные шары

Подвижные игры

 «Ветер дует нам в лицо…»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение 

«Ветерок»

Игры с вертушками,  мячами, шарами, соломинками

Наблюдение за ветками деревьев.

Хоровод «Раздувайся пузырь»

 

Упрямый воздух

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой

Вода (подкрашенная), шприцы, пипетки, емкости

Гшде теплее?

Помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх

Горячяя вода, два термометра

Вертушка

Учить отображать имеющиеся представления в преобразующей деятельности

Бумага, гвоздик, бусинка, палочка, ножницы

Детабрь

Эксперименты с водой

Свойства и признаки воды

Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде

Вода, молоко, песок, сахар, лед, снег, горячая вода, стекло, акварельные краски

Стаканчики, палочки, соломинки

«Купание куклы Кати»

Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Игра  «Побродим по лужам»

Откуда берется вода?

Познакомить детей с процессом конденсации

Емкость, холодная металлическая крышка

Радужная вода

Закреплять знания о свойствах воды  (расстворяет в себе окрашивающие вещества)

 

Разноцветные сосульки

Помочь детям реализовать знания о свойствах воды

Вода, краски, формы для льда, веревочки

 

Январь

Наблюдение за жизнью растений

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Лук, земля, коробка из прочного картона, две емкости

Опыт «Ветка в вазе»

В погоне за светом

Помочь установить, как растение ищет свет

Два одинаковых растения(бальзамин, колеус)

Как растения пьют

Показать как вода поступает в растение

Вода, белый цветок, красители, стакан

Февраль

Тайны снега и льда

 

Лед в шубе

Показать, что если мы хотим сохранить что-то холодным или горпячим, то нужно это защитить от окружающей среды

Кусочки льда, шуба, фольга, поэлителеновый пакет, бумага, ткань

Подвижные игры

«Дед мороз», «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер»

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом

Плавает ли лед?

Показать, что плотность льда меньше, чем плотность воды

Стаканчики из под йогурта, пластилин, трубочка от сока, цветная бумага, емкость для воды

Лед и соль

Показать детям как под действием соли лед плавится

Лед, соль

Какой снег растает быстрее

Показать,что плотный снег тает медленнее, чем рыхлый

Снег, тарелочки

Март

Животный мир

Как пчелки переносят пыльцу

Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений

Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, лупа, коллекция насекомых

Наблюдения за насекомыми.

Рассмотреть через лупу ветку дерева, почки

Плавающее перо

Показать, как загрязнение воды влияет на водоплавающих птиц

Два белых птичьих пера, миска с водой, 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды,- синяя пищевая краска,- 2 ватных шарика, пинцет, бумажное полотенце

Птичьи дома

Формировать у детей понятие об особенностях жизни птиц весной

Лупа, имитация птичьего гнезда, веточки разной длины, пух, вата сухая прошлогодняя трава

Апрель

Космические опыты

На орбите

Показатьдействие центробежной силы, которая удерживает спутник Земли на орбите

Поллитровая стеклянная банка, стеклянный шарик

Наблюдения

«Солнце стало больше греть»

Темный космос

Выявить причины темноты в космосе

Фонарик, линейка, стол

Разноцветные огоньки

Выявить спектральный состав солнечного луча

Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги

Далеко-близко

Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха

Настольная лампа, два термометра, линейка

Май

Волшебное зелье

Показать, что не все жидкости смешиваются

Вода, сахар, красители, масло растительное

 

Делаем облака

Показать процесс формирования облаков

Банка, горячая вода, лед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

План работы по самообразованию на 2019-2020 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (4-5 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Социально - нравственное воспитание дошкольников»

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по данному вопросу.Задачи:-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;-спос...

План работы по самообразованию на 2019-2020 уч.г.

Театрализованная деятельность с дошкольниками как средство развития речи детей...

План работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год

План работы по самообразованиюна 2019_ – 2020_ учебный год...

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Тема: «Использование технологии «Синквейн» в работе с старшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2019– 2020 учебный год Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова    МБУ №90 ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 уч.год

Одной из форм повышение квалификации, является - самообразование....