Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)

Автор: Казимбекова Эльнара Джамидиновна

Организация:ГБДОУ д/с 119 

Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-Петербург

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Наше общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому, столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать у детей техническую пытливость мышления и аналитический ум, интерес к изобретательской деятельности и творчеству.

Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование в образовательной среде ДОУ LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию навыков начального технического конструирования.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует формированию научно-технической ориентации у детей.

В нашем дошкольном учреждении организована предметно-развивающая среда, где проводятся занятия по LEGO-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста. Обучение ведётся в специально оборудованной комнате, дающей возможность варьировать виды деятельности с целью достижения максимального эффекта и предотвращения физической и умственной усталости.

Оснащение комнаты LEGO подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников: конструкторы LEGO DUPLO, LEGO Education, LEGO «Первые механизмы», LEGO WeDo, а также LEGO наборы различной тематики (дома, животные, транспорт, люди и др.), игрушки и материалы для обыгрывания построек, картотеки схем. Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.

В комнате есть ноутбук, принтер, интерактивная доска. Организована рабочая зона и зона отдыха.

Для эффективной организации работы в данном направлении создан кружок по LEGO-конструированию и робототехнике "Legoсити", цель которого заключается в формировании теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования у детей, имеющих интерес к этой деятельности.

Занятия проводятся с группой из 6 человек, что позволяет педагогу качественно развивать индивидуальные способности ребёнка.

Совместная деятельность педагога и детей основана на принципах сотрудничества, сотворчества и направлена, в первую очередь, на развитие индивидуальности ребёнка, его творческого потенциала. Работа строится по принципу "от простого к сложному".

В старшем дошкольном возрасте конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дети способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

Используя образовательную технологию LEGO Education WeDOTM в сочетании с конструкторами LEGO, воспитанники разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.

Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Дополнительные занятия и совместная деятельность педагога с детьми опираются на естественный интерес детей к разработке и сборке различных механизмов.

Любой конструктор LEGO обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями: − широкие технические характеристики; − многофункциональность; − эстетический внешний вид; − возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность. Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности LEGO -конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность.
Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности. Например, педагог может предложить разным детям разные конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности. Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO-постройки используются в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития технических способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; формировать начальные технические навыки; научить применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста

Автор: Казимбекова Эльнара Джамидиновна

Организация:ГБДОУ д/с 119 

Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-Петербург

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Наше общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому, столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать у детей техническую пытливость мышления и аналитический ум, интерес к изобретательской деятельности и творчеству.

Эффективным инструментом в решении этой проблемы является использование в образовательной среде ДОУ LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию навыков начального технического конструирования.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует формированию научно-технической ориентации у детей.

В нашем дошкольном учреждении организована предметно-развивающая среда, где проводятся занятия по LEGO-конструированию с детьми старшего дошкольного возраста. Обучение ведётся в специально оборудованной комнате, дающей возможность варьировать виды деятельности с целью достижения максимального эффекта и предотвращения физической и умственной усталости.

Оснащение комнаты LEGO подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников: конструкторы LEGO DUPLO, LEGO Education, LEGO «Первые механизмы», LEGO WeDo, а также LEGO наборы различной тематики (дома, животные, транспорт, люди и др.), игрушки и материалы для обыгрывания построек, картотеки схем. Уникальность таких конструкторов в том, что из них можно соорудить все что угодно: замки, фермы, роботов, мифических чудовищ, машинки. Возможность смешивать различные наборы позволяет детям создавать свои уникальные постройки и не ограничивает полет фантазии.

В комнате есть ноутбук, принтер, интерактивная доска. Организована рабочая зона и зона отдыха.

Для эффективной организации работы в данном направлении создан кружок по LEGO-конструированию и робототехнике "Legoсити", цель которого заключается в формировании теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования у детей, имеющих интерес к этой деятельности.

Занятия проводятся с группой из 6 человек, что позволяет педагогу качественно развивать индивидуальные способности ребёнка.

Совместная деятельность педагога и детей основана на принципах сотрудничества, сотворчества и направлена, в первую очередь, на развитие индивидуальности ребёнка, его творческого потенциала. Работа строится по принципу "от простого к сложному".

В старшем дошкольном возрасте конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дети способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.

Используя образовательную технологию LEGO Education WeDOTM в сочетании с конструкторами LEGO, воспитанники разрабатывают, конструируют, программируют и испытывают роботов. В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.

Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

Использование конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Дополнительные занятия и совместная деятельность педагога с детьми опираются на естественный интерес детей к разработке и сборке различных механизмов.

Любой конструктор LEGO обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями: − широкие технические характеристики; − многофункциональность; − эстетический внешний вид; − возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность. Все вышеперечисленные возможности говорят об универсальности LEGO -конструкторов. Кроме того, они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность.
Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности. Например, педагог может предложить разным детям разные конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности. Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO-постройки используются в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.
Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития технических способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; формировать начальные технические навыки; научить применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Построение траектории индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста. Портфолио дошкольник

Комплекс факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется:...

Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...

Программа индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста "Северный Олимп"

Программа индивидуального развития направлена на развитие основных видов движения (ходьба, бег, прыжки) у старших дошкольников шестого года жизни с ОВЗ....

Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...

"Предметно-развивающая среда в центре ИЗО-деятельности – основополагающее условие художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Именно, поэтому, в  дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяетс...

Статья "Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия в Белгородском регионе"

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ  В БЕЛГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ Колосова Лариса Викторо...