Проект на тему: Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
проект (младшая группа)

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей II младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

на тему

«Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Выполнила: воспитатель

                                                                Бородина Валентина Андреевна

  воспитатель МБДОУ “Детский сад №5 “Зоренька””

Мензелинского муниципального района РТ

Мензелинск 2021

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….….3
  2. Этапы реализации проекта……………………………………………………....8

2.1. Подготовительный этап…………………………………………………......8

2.2. Основой этап………………………………………………………………....8

2.3. Заключительный этап………………………………………………………13

  1. Заключение………………………………………………………………………14
  2. Список использованной литературы…………………………………………..16
  3. Приложения……………………………………………………………………..18

  1. Пояснительная записка

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Педагогический опыт выявил следующую проблему: в самом начале в детских работах наблюдается отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Необходимо найти стимул побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву может являться рисованием с использованием нестандартных техник рисования.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, они развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации проекта: с сентября 2020 г. по март 2021 г. (7 месяцев)

Участники проекта: дети II младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей II младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования (пальчиками, ладошками, мятной бумагой, ватными палочками, пластиковыми вилками),
  • Формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка;
  • Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ;
  • Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
  • Способствовать овладению воспитанниками простейших нетрадиционных способов рисования,
  • Продолжать знакомить детей с названиями основных цветов;
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Формы работы, методы и приемы.

Работа с родителями:

  • беседы с родителями;
  • консультации для родителей;
  • оформление уголка для родителей по данной теме;
  • выставка (коллективные работы детей);
  • совместная творческая деятельность.

Работа с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию,
  • пополнение уголка по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования
  • игры и упражнения под тексты стихотворений;
  • наблюдение за природой;
  • рассматривание игрушек;
  • оформление выставки.

Способы нетрадиционного рисования, используемые в данном проекте:

  • Рисование ладошкой;
  • Рисование пальчиками;
  • Рисование методом тычка (ватными палочками);
  • Оттиск мятой бумагой;
  • Набрызг;
  • Отпечаток пластиковой вилкой.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • формирование у детей группы раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками, ватными палочками, пластиковыми вилками, поролоном, мятой бумагой);
  • развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

  1. Этапы реализации проекта
  1. Подготовительный этап (сентябрь 2020 г.)

На данном этапе идет изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала, а также разработка содержания проекта.

Месяц

Неделя

Мероприятия

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Повысить свою компетентность

2 неделя

Разработка содержания проекта: «Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Индивидуальные беседы и анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

  1. Основной этап (октябрь 2020 – март 2021)

На данном этапе идет разработка игр и образовательной деятельности для воспитанников; совершенствование и расширение уголка «Художественное творчество»; просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования; разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по теме «Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования». Темы образовательной деятельности были подобраны в соответствии тематическими неделями для II младшей группы по годовому плану.

Работа с детьми

Месяц

Неделя

Тема недели

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию

Октябрь

1 неделя

 «Наш дружный детский сад»

Дерево дружбы (коллективная работа, рисование ладошкой). Цель: формировать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

2 неделя

 «Моя любимая игрушка»

Жирафик (рисование ладошкой и пальчиками).

Цель: развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги, воспитывать любовь к животным.

3 неделя

«Край родной»

Осенняя березка (рисование пальчиками, коллективная работа).

Цель: учить детей рисовать пальчиками на листе бумаги с заранее подготовленным изображением, воспитывать любовь к природе.

4 неделя

«Город, в котором я живу»

По дороге в детский сад (рисование ватной палочкой)

Цель: учить рисовать ватными палочками (следы по дорожке и опавшие листья), ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки.

Ноябрь

1 неделя

 «Дом, где я живу. Мебель»

Кто в теремочке живет (рисование поролоновой губкой).

Цель: учить детей опускать поролоновую губку в гуашь и аккуратно наносить на лист бумаги с готовым изображением домика нарисованный воском, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

2 неделя

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Смешные рожицы (рисование ладошкой). Цель: развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать интерес к рисованию.

3 неделя

«Домашние животные»

Серенькая кошечка (рисование пальчиками). Цель: учить детей рисовать домашнее животное пальчиками, не заходя за контур; закрепить знания частей тела кошки, где живет, что ест, как кричит, моется, чем помогает человеку; воспитывать бережное отношение к домашним животным питомцам, вызвать желание ухаживать за ними.

4 неделя

 «Мама — лучший друг»

Цветы для мамы (рисование ладошкой). Цель; развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее; расширять представления о празднике «День матери»; вызывать положительные эмоции от совместной работы в процессе продуктивной деятельности. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного, синего, фиолетового, оранжевого).

Декабрь

1 неделя

 «Такой разный транспорт»

Корабль (коллективная работа, рисование ладошкой).

Цель: формировать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаге с изображением, подготовленными воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

2 неделя

«Хотим всё знать»

На дне морском (коллективная работа, рисование ладошкой).

Цель: развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать интерес к обитателям подводного мира.

3 неделя

«Скоро праздник- Новый год!»

Зимние напевы (рисование набрызг). Цель: познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами; активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

4 неделя

«Новый год настаёт!»

Ёлочка (рисование вилкой). Цель: развивать интерес к народному творчеству; воспитывать у детей отзывчивость на красоту игрушки, разнообразие форм и цвета, развивать эстетическое восприятие; учить детей правильно прикладывать пальчики к бумаге, чтобы оставался аккуратный отпечаток.

Январь

2 неделя

«Зима. Зимние забавы»

Снегирь на ветке рябины (рисование пальчиками). Цель: упражнять в рисовании нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изображения; формировать навыки аккуратной работы.

3 неделя

«Звери и птицы зимой»

Голубь (рисование ладошкой и ватными палочками). Цель: развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать интерес к птицам.

4 неделя

«Белоснежная зима»

Тихо падает снежок (рисование ватной палочкой).

Цель: учить рисовать ватными палочками следы падающих хлопьев снега, ритмично наносить отпечаток на бумаге; выполнять движения в соответствии с ритмом музыки.

Февраль

1 неделя

 «Знай и выполняй правила дорожного движения»

Светофор (рисование ладошкой).

Цель: развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

2 неделя

«Военные профессии»

Парашютист (рисование ладошкой).

Цель: развивать умение детей при помощи взрослого опускать ладошку в гуашь и оставлять след на листе бумаги с изображением, подготовленным воспитателем заранее, воспитывать чувство прекрасного.

3 неделя

«Праздник пап»

Галстук для папы (рисование пальчиками)

Цель: закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования; активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

4 неделя

 «Широкая Масленица»

Блинчик на Масленицу (рисование ватными палочками). Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование ватными палочками; развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление; воспитывать интерес к празднику.

Март

1 неделя

 «Моя мама лучше всех!»

Сирень для мамочки (рисование мятой бумагой). Цель: познакомить с техникой рисования мятой бумагой; продолжать учить детей рисовать, используя различные способы; развивать чувство цвета, формы, эстетическое восприятие, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать любовь к маме, умение работать в коллективе.

2 неделя

«Весна пришла»

Ранняя весна (рисование пальчиком). Цель: продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике «пальчиками» (следы); аккуратно окунать пальцы в краску, не разбрызгивая краски; прикладывать пальцы к листу бумаги прижимая ее оставляя отпечаток. Закрепить знания синего цвета. Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать. Развивать интерес к рисованию красками.

3 неделя

«День Земли»

Цветочная поляна (рисование пластиковой вилкой).  Цель: помочь детям освоить новый способ изображения - рисование вилкой; развивать творческие способности детей; закреплять умение называть основные цвета; формировать художественное восприятие и воображение; совершенствовать продуктивную деятельность в рисовании.

Работа с родителями

Месяц

Мероприятие

Цель

Октябрь

Консультация для родителей «Зачем детям рисовать?»

Познакомить родителей с основами изодеятельности, объяснить, почему рисование важно для детей

Ноябрь

Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности

Папка - передвижка для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».

Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционными способами

Декабрь

Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования

Январь

Оформление художественной выставки «Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»;

её назначение; побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Февраль

Папка – передвижка «Нетрадиционные методы
рисования как средство
эстетического воспитания»

Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования

Март

Оформление художественной выставки «Весна»        

Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

  1. Заключительный этап.

На данном этапе проходит подведение итогов проекта: оформление выставки рисунков; выявление у детей умений и навыков по использованию в работе нетрадиционного материала для рисования; диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами; показ презентации проекта на различных уровнях.

Месяц

Неделя

Мероприятие

Задачи

Март

3 неделя

Развлечение «В гостях у солнышка».

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

4 неделя

Оформление художественной выставки «Весна»        

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; её назначение; побуждать детей принимать активное участие;

привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;

вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

  1. Заключение.

Проект «Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Выводы.

В результате выполнения проекта было достигнуто:

•        формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

•        владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

•        умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

•        повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

•        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

  1. Список использованной литературы
  1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006
  2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / - М.: Чистые пруды, 2009.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с основами цветоведения.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  7. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А. - Ярославль: Академия развития, 2006.
  8. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.
  9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: 2004.
  10.  Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005.
  11.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  12.  Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
  13.  Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;
  14.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2016.
  15.  Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  16.  Сухарев В.И. Сказки-раскраски и История с рисованием. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.
  17.  Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Приложение 1.

Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Печать от руки (рисование ладошкой).

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки.

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

9. Кляксография с трубочкой.

Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

10. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

11. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

12. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

13. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

14. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

15. Пластилинография.

Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

16. Отпечатки листьев.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

17. Тиснение.

Ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов, например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

18. Эбру.

Техника эбру представляет собой рисование жидкими красками на воде. Краска и вода имеет разную плотность, поэтому на поверхности воды можно сделать какой-либо узор. Затем к поверхности прикладывается лист бумаги или ткань, и рисунок переходит на новую поверхность. Воду можно сделать более плотной специальным раствором, который продаётся в художественном магазине. Благодаря этому краска не растворяется в воде, а остаётся на поверхности в виде плёнки. Краску можно капать на воду, а затем какой-либо палочкой составлять узоры.


19. Батик.

Это техника рисования на ткани. Для занятия потребуется кусок хлопкового материала белого цвета. Для детского сада подойдёт самый простой вариант росписи — узелковый. Для этого нужно завязать на ткани несколько узелков, затем окунуть их в краску. После высыхания узелки следует развязать — на ткани останутся интересные узоры

20. Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных техник. Дети работают в парах, в тройках, подгруппах.


        

Приложение 2.

Картотека пальчиковых игр в соответствии с тематическими неделями

Месяц

Неделя

Тема недели

Пальчиковая игра

Октябрь

1 неделя

 «Наш дружный детский сад»

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

2 неделя

 «Моя любимая игрушка»

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

(Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого).

3 неделя

«Край родной»

Листья
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. 
(шаркаем ножками)
Листья жёлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. 

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

4 неделя

«Город, в котором я живу»

Домик

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
(поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ноябрь

1 неделя

 «Дом, где я живу. Мебель»

 Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, 
(ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки) 

2 неделя

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

3 неделя

«Домашние животные»

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

4 неделя

 «Мама — лучший друг»

Блины
Мама нам печет блины
(касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки).
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано 
(потягиваемся)
И едим их со сметаной
(подносим сложенные щепоткой пальцы ко рту).

Декабрь

1 неделя

 «Такой разный транспорт»

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

(Сжимают и разжимают пальчики).

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца).

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

2 неделя

«Хотим всё знать»

Рыбка
Рыбка в озере живёт,

Рыбка в озере плывёт.

(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

3 неделя

«Скоро праздник- Новый год!»

Новый год

Наступает Новый год!

(хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.

(фонарики)

Вот сверкают льдинки,

(сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки.

(легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет,

(пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет.

(трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

(хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.

(по очереди массажируем каждый палец)

4 неделя

«Новый год настаёт!»

Времена года

Круглый год

Круглый год, круглый год!

(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем).

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой)

Январь

2 неделя

«Зима. Зимние забавы»

Прогулка
Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили
 (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили 
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись 
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли 
(отряхиваем ладошки)
Суп поели 
("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

3 неделя

«Звери и птицы зимой»

Птички зимой

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

4 неделя

«Белоснежная зима»

Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем. (" ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют") 

И … сломаем! (топают)

Февраль

1 неделя

 «Знай и выполняй правила дорожного движения»

Дорожных правил очень много
Дорожных правил очень много.
 («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!
(загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать
(хлопки руками)
И всегда их выполнять.
(показывают «класс!» большим пальцем)

2 неделя

«Военные профессии»

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки).

3 неделя

«Праздник пап»

Праздник отцов

Сегодня праздник всех отцов,

(сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов,

(хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,

(из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!

(сжимают и разжимают пальцы)

4 неделя

 «Широкая Масленица»

Солнышко
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся, 
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся 
(хлопаем в ладоши)

Март

1 неделя

 «Моя мама лучше всех!»

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке).

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек»).

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»).

2 неделя

«Весна пришла»

Цветы

(Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения)

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

3 неделя

«День Земли»

Лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зелёный на лужок
Приходи и ты, дружок!
(сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Информационная статья о развитиии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...

Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».     Л.Г. Выготский.Формирование творческ...