Статья "Дидактические игры как средство развития памяти детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Акимова Наталья Александровна
дидактические игры способствуют развитию памяти детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство развития памяти детей раннего возраста

С.Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» .

Актуальность темы исследования заключается в том, что для современного общества необходимо воспитание мыслящей и разносторонне развитой личности. Развитие информационного общества, увеличение объема информации, которую обрабатывают люди ежедневно, ставит вопрос о необходимости развития мыслительных процессов и памяти.

Наличие памяти характерно для всех живых существ, однако наивысшего уровня развитие памяти приобрело у человека. Появление, развитие и проявление памяти является одной из сторон развития человека, становления его личности. Любой процесс в прошлом и будущем ассоциируется с памятью, так как предыдущий опыт оказывает значительное влияние на будущее восприятие. Память лежит в основе всех способностей человека, связанных с научением, приобретением знаний, формированием различных умений и навыков. Ее отсутствие или ослабление приводит к возникновению множества трудностей в постижении данных процессов.

Развитие памяти наблюдается на всем протяжении развития человека, однако наиболее активно данный процесс проявляется в дошкольном и школьном возрасте. Детям раннего возраста для дальнейшего развития необходимо усвоить и запомнить огромное количество самого разнообразного материала, что обуславливает необходимость пристального внимания к развитию памяти для воспитания индивидов, которые будут удовлетворять потребности общества.

Конституция Российской Федерации обеспечивает всем гражданам возможность развития и самореализации. В Конституции содержится положение о доступности образования для всех членов общества. Процесс получения образования подразумевает обучение граждан необходимым основам, которые позволят обеспечить преемственность поколений. В том числе и посредством запоминания основных событий, дат и т.д.

Согласно требованиям ФГОС ДО в настоящее время воспитательный процесс в ДОУ построен в рамках развития интеллектуальной, коммуникабельной, многогранной личности, для этого в ДОУ создается «предметно-пространственная развивающая образовательная среда», что обеспечивает развитие памяти детей.

Вопрос развития памяти у детей дошкольного возраста рассматривается в трудах многих российских и зарубежных психологов. Д.Б. Эльконин в своих трудах рассматривал развитие памяти в рамках игровой деятельности. Л.С. Выготский рассматривал проявления высших форм памяти. П.П. Болонский открыл этапы генезиса памяти и мышления у детей дошкольного возраста. Так же вопросу развития памяти дошкольников уделяли внимание такие  ученые, как: П.И. Зинченко, Р.И. Жуковская, З.Л. Истомина и др. Влияние сенсорных игр на развития памяти  дошкольников изучены в трудах Н.А. Корниенко, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Е.Е. Сапогова и др. такие авторы, как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, П.И Зинченко подчеркивали важность педагогической поддержки для развития памяти дошкольников. Однако и в настоящее время процесс изучения памяти продолжается.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти детей раннего возраста позволил выявить следующие противоречия:

  • Между потребностями социума в образованных членах и отсутствием требуемых качеств (развития памяти) у детей раннего возраста;
  • Между потребностями субъектов образования ( детей раннего возраста) в образовательных услугах и невозможностью системы образования удовлетворить эти потребности;
  • Между заявленными целями педагогического процесса по развитию памяти детей раннего возраста и получаемыми результатами;
  • Между потребностями в модернизации процесса образования и неготовностью педагогов к ее осуществлению.

В связи с этим можно обозначить проблему исследования – каковы возможности  дидактических игр в развитии памяти детей раннего возраста.

В связи с этим, цель исследования – изучение теоретических основ важности развития памяти детей раннего возраста посредством сенсорных дидактических игр, а так же  разработка и апробация педагогических условий поддержки памяти детей раннего возраста посредством сенсорных дидактических  игр.

Объект исследования – процесс развития памяти детей раннего возраста.

Предмет исследования – сенсорные дидактические игры как средство развития памяти детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Обозначить проблему исследования и выявить возможности дидактических игр в развитии памяти детей раннего возраста;
  2. Определить базовый уровень развития памяти у детей раннего возраста;
  3. Выявить и охарактеризовать условия педагогической поддержки развития памяти посредством сенсорных дидактических игр;
  4. Определить новый уровень развития памяти детей раннего возраста после формирующего эксперимента.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что дидактические игры способствуют развитию памяти детей раннего возраста, если соблюдать следующие условия:

  • Воспитатель показывает образец дидактической игры;
  • Использование самостоятельной деятельности детей раннего возраста с сенсорными дидактическими играми под контролем воспитателя;
  • Использование сенсорных дидактических игр в самостоятельной деятельности детей раннего возраста. 

Теоретической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных авторов, данные справочных изданий, статьи периодических изданий, данные специализированных сайтов сети Интернет, посвященных вопросам воспитания и развития дошкольников, данные официальных сайтов образовательных учреждений.  

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы;
  • Изучение материалов исследований по проблеме;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Беседа.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических игр с элементами сенсорного развития для развития памяти детей раннего возраста.

Игровые задания, направленные на развитие слуховой памяти

 1. «Поиграем в мяч»

 Инструкция: «Давай сыграем в мяч. Будем называть все живое и неживое, что может передвигаться по воде, все, что бывает зеленого цвета, все у чего есть колеса, и т. д».

 2. «Бусы»

 Инструкция: «Сейчас мы будем с тобой рисовать бусы. Давай для начала потренируемся. Слушай внимательно и постарайся все запомнить с первого раза. На нитке нарисуй пять бусинок. Все они должны быть квадратными. Нитка делит квадраты пополам, а средняя бусинка должна быть красная».

 3. «Цепочка из слов»

 «Давай сочиним цепочку из слов на тему «Лес». Можно говорить все слова, которые связаны с лесом, с тем, что там происходит зимой, весной, летом и осенью.

4. «Счет предметов»

 Инструкция: «Ты хорошо умеешь считать? Как ты думаешь, сможешь ли ты сосчитать, сколько львов и оленей. Считай по порядку сразу и тех и других. А теперь я буду показывать тебе карточки. Считать ты должен сразу и тех и других, нигде ничего не записывая и не загибая пальцев.

 6. «Кто назовет больше»

 Инструкция: «Назови как можно больше цветов и оттенков. Назови как можно больше имен девочек. Мальчиков. Сказочных героев.

Игровые задания, направленные на развитие осязательной памяти

 Используются в рамках фронтального занятия, как организационный момент и как минутка отдыха

1. «Разукрась картинку»

 Инструкция: «Ребенку предлагается разукрасить картинку, вспомнив, где и когда он мог ее видеть или похожую на нее».

2.  «Делай раз, делай два»

 Инструкция: я показываю движения, а ты посмотри и постарайся запомнить. Сколько ты движений смог повторить?»

3.«Вещи о которых важно помнить»

 Инструкция: «Никому не нравится болеть: нельзя бегать, играть, есть мороженое. Давай поговорим о том, что нужно делать ,чтобы быть здоровым. Я буду показывать ,а ты постараешься вспомнить. Затем роли меняются (чистить зубы, умываться)».

4.«Разные вещи»

 Инструкция: Это хитрое задание. Вспомни, без чего человек не может обойтись в жизни, а без чего может. Обведи в кружок те предметы на картинках, которые необходимы. В квадрат – без чего можно обойтись. Подумай какие нужны для дела, а какие просто доставляют удовольствие и радость.

Игровые задания, направленные на развитие зрительной памяти

1.Запомни дорогу

Инструкция: машина передвигается по дороге, которая нарисована на листе бумаги. Возле дороги указатели. Необходимо запомнить расположение указателей и повторить свой маршрут

2.Не забудь картинку

Инструкция: перед ребенком выкладываются несколько картинок. Потом одна картинка убирается. Необходимо рассказать, что на ней было изображено.

3.Схема проезда

Инструкция: на дороге расположены знаки. Необходимо запомнить дорогу, по которой шел Мишка по лесу.

4.Кто где живет

Инструкция: на игровом поле в песочной копалке расположены жилища зверей. Необходимо запомнить какой зверь где живет и правильно расселить их.

 5.Что изменилось

Инструкция: перед ребенком расставляются 3-5 игрушек. Ребенок отворачивается и воспитатель убирает одну игрушку или меняет их местами. Необходимо сказать, что изменилось.

6.Прятки

Инструкция: среди различных предметов прячется игрушка. При этом она передвигает их. Необходимо найти игрушку и указать, что изменилось, когда она пряталась.

Игровые задания, направленные на развитие вкусовой памяти

1. Кислое, сладкое

Инструкция: детям дается по два кусочка: лимон и яблоко, киви и груша. Необходимо определить, что сладкое, а что кислое.

2.Что спрятано в стаканах

Инструкция: детям даются несколько стаканов с: водой, компотом, ряженкой. Ребенку завязываются глаза. Необходимо определить, что налито в стаканах.

3. Что это за овощ

Инструкция: на тарелки нарезаются несколько овощей: картофель, морковь, лук, кабачок. Дети с завязанными глазами должны угадать, что это за овощ.

4. Что сегодня на завтрак

Инструкция: дети подходят к няне и по запаху из приоткрытой кастрюли пытаются у гадать, что на завтрак.

5. Что сегодня на обед

Инструкция: дети подходят к няне и по запаху из приоткрытой кастрюли пытаются у гадать, что на обед.

6. Что это за фрукт

Инструкция: на тарелки нарезаются несколько фруктов: яблоко, киви, банан, мандарин. Дети с завязанными глазами должны угадать, что это за овощ.

Игровые задания, направленные на развитие обонятельной памяти

1. Как пахнет еда

Инструкция: Воспитатель показывает картинки с различными блюдами. Дети по памяти описывают ее запах.

2. Чем пахнет мыло

Инструкция: в несколько коробочек кладутся различные кусочки пахнущего мыла (земляничное, розовое, банановое). Дети нюхают каждый кусочек и определяют его запах.

3. Узнай по запаху

Инструкция: перед ребенком ставится несколько тарелок с фруктами (апельсин, яблоко, банан). Необходимо по запаху определить, что это за фрукт.

4. Кто так пахнет

Инструкция: воспитатель читает описания запахов (пахнет вкусными пирожками, пахнет сыростью, пахнет грибами). Детям необходимо описать то место или человека, который может так пахнуть.

5. Что это за запах

Инструкция: воспитатель на серии картинок показывает приятные запахи (цветок, фрукты) и неприятные (мусор, грязь, болото). Детям необходимо назвать какой это запах.

6. Понюхай цветок

Инструкция: Дети на прогулке нюхают цветы, которые появились на клумбе (нарцисс, тюльпан, бадан, крокус и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста

В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...

Игра как средство развития индивидуальности детей раннего возраста

Презентация о развитии индивидуальности малышей...

"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...

«Игра как средство развития речи детей раннего возраста»

 Развитие речи ребёнка требует особого внимания со стороны взрослых. Игра позволяет достичь результатов в самом комфортном для ребёнка состоянии, когда он готов и желает воспринимать инфор...

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста....