Отчёт по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"
учебно-методический материал (младшая группа)

Колубович Александра Юрьевна

Отчёт по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование — это вид творческой деятельности, особенно интересующий детей. Понять мир или отразить свои эмоции, выразить восхищение или запечатлеть реальность. Для каждого ребёнка художественная деятельность имеет особенный смысл.  Почему же детям нравится рисовать? Это – один из путей познания окружающего мира и развития тела. В детском возрасте рисование развивает зрение и умение видеть. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник — это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

  • интеллектуальному развитию ребенка;
  • коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • свобода выбора изо материалов и техник.

Задача педагогов состоит в том, чтобы предлагать детям, а не навязывать, помогать, а не заставлять их. А чтобы помочь ребёнку найти себя, необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями.

В настоящее время данная тема является актуальной, так как изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования благоприятно влияет на развития творческих способностей детей.

Цель нашей работы:

Повысить уровень мастерства и компетентности педагогов в вопросах развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала через использование нетрадиционных техник рисования и разного неизвестного для детей материала.

В течение года мы работали над темой самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста». Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных техник нетрадиционного рисования постепенно формируя картотеку техник нетрадиционного рисования с детьми.

Большое внимание было уделено созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага, трафареты для рисования и раскраски. А также размещена литература с пошаговыми инструкциями рисования, с которыми дети могли ознакомиться самостоятельно.

Мы подготовили и разместили в уголке рисования следующие дидактические игры: "Собери по цвету", «Подбери цвет к предмету», «Маленький дизайнер»

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Основная работа заключается в работе с детьми.

В начале года был составлен перспективный план использования разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

- рисование пальчиками, ладошками;

- рисование ватными палочками;

- печатание картофелем, морковкой;

- восковые мелки + акварель;

- оттиск смятой бумагой;

- рисование поролоном;

- оттиск пробкой, пенопластом;

- тычок жесткой (щетина) полусухой кистью.

Свою работу мы начали с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводили новые техники: рисование ватными палочками, оттиск (штамп) морковкой, тычок, рисование губкой, рисование валиками, рисование смятой бумагой, рисование восковыми мелками, рисование нитями.

В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому  немаловажным является совместная работа с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивались через:

Консультации:

"Нетрадиционные техники рисования c детьми 3–4 лет"

"Давайте порисуем!"

"Эмоции через рисунок"

Индивидуальные беседы:

В течении всего года, мы советовали родителям рисовать с детьми подручным материалом, повторять героев из любимых мультфильмов и сказок. Рассказывали родителям об использовать нетрадиционных способов изображения начиная с младшего возраста, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рекомендовали родителям рисовать везде и чем угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечой, зубной щеткой, руками, пальцами, ватными палочками, ладошками и так далее.

Работая в этом направлении, мы убедились в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

На основе проделанной работы я увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования. Положительный момент имели и выставки детских работ, ребятам приобрели краски и разрешили рисовать дома. Что, несомненно, не может не радовать.

Работу по нетрадиционному рисованию с детьми мы продолжим дальше, способ рисования постепенно усложнится. Он будет заключаться в смешивании красок, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки, в добавлении нетрадиционных техник (оттиск поролоном, свеча и акварель, набрызг, тычкование) и материалов. И надеемся, что рисование поможет ребятам не только познать разнообразие художественно-эстетических техник, но и снять эмоциональное напряжение, развивать внимание и усидчивость и конечно заинтересовать родителей в совместной творческой деятельности.


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ для детей 3-4 лет

Занятий, разработанных традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной.

Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:

1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного — изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.

2.Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.

3.Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.

4.Нетрадиционные техники рисования очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти).

5.На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.

6.Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.

Во второй младшей группе педагог предлагает ребятам несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений. Например, это рисование ватными палочками. Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.

Подходящая тематика занятий:

Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.).

Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр.

Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр.), педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева.

Рисование снега или дождя.

При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.

Одна из любимых детьми техник — рисование ладошками. Это очень просто и весело: в блюдце с краской (разбавленная гуашь или опять-таки пальчиковые краски) опускается внутренняя поверхность ладони (как вариант на ладонь можно нанести краску кисточкой). Затем ребёнок оставляет отпечаток на листе бумаги.

Таким необычным способом хорошо изображать определённые объекты, что и определяет тематику занятий:

«Цветы».

«Солнышко».

Дерево».

«Рыбка»

«Дракон» (или «Динозавр»).

«Петушок».

Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, чтобы получился завершённый образ (например, это глазик у рыбки, стебель или горшочек у цветка).

С помощью таких элементов, кстати, можно получать самые неожиданные образы, например, Деда Мороза. Главное здесь — фантазия воспитателя. Кроме того, нужно давать детям возможность проявить своё воображение — дополнить образ по своему желанию.

Рисовать картины можно и мыльными пузырями. Для этого понадобятся следующие материалы:

шампунь либо пенящееся жидкое мыло;

гуашь или пищевые красители;

вода;

трубочки для коктейля;

ложки;

основа — листы картона.

Ход работы будет такой:

Воспитатель разбавляет моющее средство водой в соотношении приблизительно 1:5, затем нужно разделить его по ёмкостям и в каждую добавить свою краску.

Ребёнок помещает трубочку в стаканчик и дует в неё — на поверхности ёмкости появляется цветная пена.

Пену следует взять с помощью трубочки и перенести на бумагу. Как вариант можно воспользоваться ложкой или приложить основу к стакану, чтобы остался отпечаток. Из такой цветной пены получаются очень нежные картины в пастельных тонах. Это может быть просто фантазийная композиция из пятен или же определённый образ, дополненный недостающими деталями.

Суть метода печатания очень проста — краска наносится на поверхность какого-либо предмета, а затем он прикладывается к основе, оставляя оттиск. Для этой цели можно использовать готовые пластмассовые печатки, которые продаются в магазинах канцтоваров: на них изображаются животные, мультяшные персонажи, фрукты, овощи, геометрические фигуры, буквенно-цифровые символы и пр.

Также воспитатель может самостоятельно изготовить такие штампы из овощей (самый популярный вариант — картофель), пенопласта, пробок от пластиковых бутылок (на них наклеивается простой поролоновый силуэт). Можно использовать листья деревьев, рельефные салфетки с узорами, перья птиц. Идей здесь масса, главное — проявить фантазию.

Краска (гуашь или акварель) наливается в блюдце или небольшой поддон. Дошкольник опускает туда печатку и наносит оттиск на бумагу.

Такой метод позволяет составлять красивые орнаменты, выстраивая изображение из множества одинаковых элементов (бусы, гусеница), сюжетные картины (например, рыбки в аквариуме), заполнять готовые силуэты (пятна на шкуре леопарда, плоды на яблоне или груше, разноцветные осенние листья на кроне дерева и пр.).

Ещё один простой материал для нетрадиционного рисования — поролон. Им можно не только тонировать листы бумаги, но и создавать различные образы.

Суть метода в том, что губка окунается в акварель, немного разбавленную водой, и прикладывается к основе. Таким способом получается расплывчатое изображение, с разводами и штрихами. Оно идеально подходит для создания определённых образов, например, животных с их мохнатой шкуркой. Для этого педагог предлагает малышам готовые силуэты, которые нужно раскрасить поролоном.

Кроме того, данным способом можно создать красивый образ заснеженных деревьев: воспитатель обозначает ствол, а дети дополняют его кроной.

Также можно (наподобие штампов) обозначить окошки у домика: внимание здесь акцентируется на их ровное расположение — примерно на одной линии и друг под другом.

Загадочный метод рисования — это изображение свечой. Воспитатель заранее рисует на бумаге какие-то образы или узоры, а затем предлагает дошкольников закрасить основу акварелью. В результате на листе проступает рисунок, что вызывает у малышей удивление.

Для такого занятия подойдёт любая тема, например, солнышко, цветы, животные, морозные узоры на окне, снежинка, подводный мир и пр.

Ближе к концу года во второй младшей группе задание можно усложнить: вначале дети сами рисуют свечой какой-то простейший предмет или объект, а затем покрывают лист краской.

Нетрадиционные техники превращают занятие рисованием в увлекательную игру. Это очень важно для воспитанников младшей группы, многие из которых ещё находятся в процессе адаптации к детскому саду. В такой деятельности важным является сам процесс творчества: ребёнок искренне удивляется, получает удовольствие от своей работы, начинает верить в свои силы.


Рисование, как основной инструмент выражения эмоций и чувств ребенка

Рисование, как основной инструмент выражения эмоций и чувств ребенка. Вспомните, как подчас сложно выражать свои эмоции и чувства словами! А как же сложно выразить их маленьким детям. Иногда, единственной возможностью их выплеснуть наружу становится рисунок. Дети легко соглашаются порисовать и делают это с удовольствием. Очень важно не мешать ребенку, не осуждать и не указывать на его ошибки. Ведь в творчестве не бывает ошибок. Ребенок рисует, то, что он чувствует и представляет. Если он совсем маленький и еще плохо держит кисть и не умеет рисовать формы, предложите ему рисовать цветом, а кисть можно заменить губкой или пальчиками. Стоить обратить внимание на то, каким цветом рисует ребенок.                Не мешайте ему смешивать цвета, палитра его красок расскажет о многом. Так фиолетовые и черные оттенки говорят о депрессии, подавленности и страхах. А линии в виде кругов с точкой завершения в центре усиливают картину.                Темно-коричневый так же расскажет вам о страхах и неуверенности. А вот светло-коричневый, ближе к пастельному, напротив говорит о спокойном состоянии ребенка. Красный, алый расскажет об агрессивности и большой самоуверенности, хочется отметить, что красным часто рисуют лидеры. Уверенные и амбициозные люди. Поэтому не стоит его бояться.Синий цвет, в зависимости от его оттенка, расскажет о спокойном уравновешенном состоянии, но в тоже время о небольшой замкнутости и сосредоточении на себе.Зеленые оттенки – цвета роста и гармонии. Желтый – солнечный цвет расскажет о спокойствии и жизнелюбии. Белый цвет – не смотря на кажущуюся простоту, очень сложный цвет. И как правило дети охотно им рисуют, потому что он ничего для них не выражает. Но если ребенок все же решился им рисовать, это говорит о раннем его взрослении, об осознании им каких либо взрослых проблем или ситуации. Так например ребенок, переживающий развод родителей или серьезную болезни кого то из близких может начать рисовать белым цветом. И тем самым показывая, что он все понимает и надеется на лучшее.Помимо цвета рисунка обратите внимание на линии, какими он накладывает цвет на бумагу. Длинные и уверенные лини – ребёнок уверен в себе и спокоен. Точечные – он учится быть уверенным или на пути к гармонии. Чем жирнее и больше точки, тем лучше. Прерывисты, дрожащие лини – ребёнок не уверен в себе, ему нужна ваша помощь в познании окружающего мира. Помните, как взрослому бывает нужно выговориться, поговорить о своих проблемах и страха, так ребенку нужно прорисовать свои эмоции и переживания. Дайте ему такую возможность, чем чаще он будет рисовать, тем спокойнее он станет, тем быстрее сможет избавиться от страхов и переживаний.


Консультация для родителей «Давайте порисуем»

В каждое занятие со своим ребёнком обязательно включайте продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование, изготовление поделок)/

Рисуем "Большие - маленькие ноги". В этой игре мы учим ребёнка рисовать следы большими и маленькими кисточками, в разном темпе. Темп будем задавать специальными сигналами: графическими, звуковыми и световыми. подготовьте толстую и тонкую кисточки, рисунок со стопами: большими и маленькими, фонарик, барабан.

Перед игрой объясните своему малышу, что вы будете показывать и что он должен рисовать, если ему показывают. Если вы показываете ребёнку большую стопу - он рисует большой кисточкой в медленном темпе, проговаривая стих низким голосом. Показываете маленькую стопу - малыш работает маленькой кисточкой в быстром темпе, проговаривая стих высоким голосом.

Если вы бьёте в барабан достаточно редко, он рисует большой кисточкой в медленном темпе, проговаривая стих тнизким голосом. Бьёте в барабан часто - рисует маленькой кисточкой в быстром темпе, проговаривая стих высоким голосом.

Если вы начинаете редко мигать фонариком, он рисует большой кисточкой в медленном темпе, проговаривая стих низким голосом. Часто мигаете фонариком - рисует маленькой кисточкой в быстром темпе, проговаривая стих высоким голосом.

Вот такой стишок ребёнок должен выучить перед занятием:

Большие ноги шли по дороге: топ- топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ!

Все сигналы старайтесь быстро чередовать, не привлекая дополнительного внимания детей. Например, маленькая стопа, редкие удары барабана, редкие световые сигналы и т. д.

Дети обычно с неподдельным восторгом включаются в игру, а вы при этом знаете, что кроме творческих навыков прекрасно тренируются внимание, сосредоточенность, память и мелкая моторика ребёнка. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Отчёт о кружковой работы по нетрадиционной технике рисования в средней группе за 2016–2017 год

Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...

Отчёт по самообразованию. Тема "Рисование в нетрадиционных техниках как средство развития творческих способностей".

В данной презентации описана актуальность темы, показаны цели, задачи и этапы работы....

Отчёт по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...

ПАСПОРТ И ОТЧЁТ ПРОЕКТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ТЕМУ: "ВМЕСТО КИСТОЧКИ - РУКА"

Проект с детьми 2 - 3 лет по художественно - эстетическому развитию нетрадиционные техники рисования "Вместо кисточки - рука"...