"Развитие критического мышления"
методическая разработка (старшая группа)

Игнатьева Ксения Сергеевна

Буклет для педагогов и педагогов-психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_kriticheskoe_myshlenie.docx259.98 КБ

Предварительный просмотр:

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Главная цель РКМ - воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.

Технология развития критического мышления как и другие инновационные технологии представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать воспитанника (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов:

  • Первый этап – «вызов» — пробуждается интерес к теме.
  • Второй этап – «осмысление» — осмысленная работа с информацией.
  • Третий этап – «рефлексия» — размышления, формирование личностного отношения.

На каждом этапе могут применяться различные приемы развития критического мышления дошкольников.

Приемы на стадии «Вызова» («Прогнозирование», «Верные -неверные суждения»).

«Прогнозирование» — активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина  «Лисичкин хлеб». — Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина  «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

«Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») — данный прием служит для мотивирования детей, актуализации их имеющихся знаний, а также повышение интереса к занятию. Смысл в том, что при  помощи  сигнальных карточек вы  будете  определять  верность  (поднимаем зеленую сигнальную карточку)  и  неверность (поднимаем красную сигнальную карточку) моих  утверждений по вашему мнению. Если мнения будут не совпадать, их можно аргументировать. Далее эти вопросы, которые подверглись сомнению рассмотреть более подробно с воспитателем.        

Приемы на стадии «Осмысления» («Кубик с вопросами», «Толстые и тонкие вопросы»,  «Синквейн», «Скрайбинг»)

«Кубик с вопросами». Понадобиться обычный бумажный или пластиковый куб. Формулируется тема занятия, которая должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Воспитатель или ребенок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. (Выбранная тема – Совы)

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (Назови: где обитают совы? Чем питается сова?)

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  (Почему сова относится к ночным птицам, хищникам?)

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на заданной проблеме. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Ты действительно думаешь, что сова днем спит, а ночью бодрствует?

Ты уверен, что сова – хищная птица?

Предложи.  Дети предлагают свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило, либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, воспитанники должны объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. (Предложи, как человеку использовать сову во время охоты?)

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. (Придумай, в какие игры ты бы играл с совой, если бы она была у тебя дома?)

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. (На сколько тебе сегодня было интересно? Поделись своими впечатлениями…)

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Научить детей думать над услышанным, понимать скрытый смысл, помогает прием «Толстых» и «Тонких» вопросов. Тонкие вопросы требуют односложного ответа. И задаются со словами: кто, что, когда, как звать? А толстые вопросы требуют развернутого ответа. Звучат примерно так: дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?

Приём «Синквейн». Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, развивать умение детей кратко и точно излагать свои мысли на заданную тему. Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:

1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)

3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)

4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме (предложение)

5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.

Технология скрайбинг — (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки). Скрайбинг — это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

Прием «Шесть шляп мышления» на этапе рефлексии.

В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

- белая – факты (что мы знаем?)

- красная – чувства, эмоции (какие испытываем?)

- черная – критика  (недостатки?)

- желтая – позитив (что полезного, хорошего?)

 -зеленая – творчество  (что можно еще придумать?)

- синяя – управление процессом (обобщение)

В результате успешного использования ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у воспитанников будут формироваться такие личностные универсальные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение; - способность анализировать рассказы, проблемы; - способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

https://www.baltimoreschild.com/wp-content/uploads/2016/10/brain.jpg

Narrow horizontal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...