Развитие творческих способностей дошкольников к изобразительному искусству
статья (старшая группа)

Сорокоумова Оксана Сергеевна

Раскрытие творческих способностей у детей и правильное их развитие является важной педагогической задачей, которую необходимо решать с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития, условий воспитания и иных факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Развитие творческих способностей дошкольников к изобразительному искусству.

Раскрытие творческих способностей у детей и правильное их развитие является важной педагогической задачей, которую необходимо решать с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития, условий воспитания и иных факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет тогда свои плоды, когда обучение рисованию будет осуществляться воспитателем планомерно и систематически. Иначе изобразительные способности ребенка останутся в первоначальном состоянии и никакого развития происходить не будет.

Формирование творческих способностей,  зависит от воспитания внимания, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их и выделять главное.  Нужно взять в расчет возраст ребенка и, потом только, искать замысловатость сюжетного построения.

Кроме того, необходимо учитывать, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это, прежде всего, зависит не только от воспитания, но и от общего развития ребенка. Педагог обязан об этом помнить, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из важнейших условий благополучного воспитания и обучения (Яковлева 2010: 243).

 Выделяются четыре основных этапа, которые  ребенок будет проходить на пути от своих способностей к таланту.

1. Этап первый - игровой.

На этом этапе родители должны быть не только учителями, наставниками для своих детей, но и примером для подражания. На основании этого, ребенок лишь непрерывно «играет» со своими способностями, используя при этом разные виды занятий и увлечений.

На этом этапе дети могут интересоваться абсолютно всем, или наоборот, что-то одно, но это увлечение может угаснуть при столкновении с первыми собственными сложностями. Поэтому обязательно девиз родителей на этой стадии: «Неторопливость, рассудительность и спокойствие».

2. Второй этап – индивидуальный.

Этот этап, проходит в школьные годы ребенка, хотя есть дети, способности которых склонны проявляться и в дошкольном периоде.

На этом этапе развития большую роль играют семейные традиции.

 Большинство детей школьного возраста посещают  кружки, секции или студии, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Его успехи являются огромной наградой для учителей. В этот период взрослые ежедневно приспосабливаются к ребенку и даже порой подчиняются всей семьей распорядку юного творческого дарования, то есть родители практически очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий этап – этап роста.

В этот  период времени ребенку уже необходим более профессиональный педагог. Родители занимают подчинительную позицию, теперь их роль сводится к моральной и материальной поддержке. Именно на этом этапе развития творческих способностей ребенку необходимы творческие конкурсы, концерты, фестивали, соревнования и т.д. Это все необходимо для достижения наивысших результатов и видимых успехов.

4.Четвертый  этап – этап мастерства.

На этом этапе ребенок, если он к тому времени действительно стал талантлив, опережает своих ровесников в избранной сфере.

Формирование мотивов изобразительной деятельности является одной из важных задач в реализации обучения, а так же формирование процесса восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения внимательно рассматривать предметы, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину.

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

а) ощущение художественных образов искусства;

б) определенные знания, умения в области разных видов художественной деятельности и искусстве;

в) творческие задания, направленные на развитие у детей способностей создавать новые образы, используя при этом различные средства и виды искусства;

г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

д) для занятий художественной деятельностью необходима материально обогащенная среда.

В процессе развития художественно творческих способностей нужно помнить, что изобразительное искусство владеет своим языком, благодаря которому художник выражает свои чувства, мысли. Художник отражает жизнь во всем её многообразии, посредством стиля искусства. Присущий каждому виду искусства , изобразительный язык, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно - важных сторон образной специфики творчества.

Стиль изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное развитие художественного восприятия. Детей дошкольного возраста необходимо информировать о некоторых особенностях стиля изобразительного искусства. Поэтому, педагогу необходимо поставить задачи, именно с младшего возраста  – развивать у детей эмоциональную отзывчивости на произведения искусства, формировать внимание и наблюдательность на то, как художник рассказывает об окружающей действительности и направлять внимание на средства образной выразительности.

Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог может использовать беседы об искусстве, методы скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, а так же узнают разные по художественной выразительности образы.

Обучая «маленьких художников», педагог учит рассматривать произведения разных техник и видов изобразительного искусства, тем самым постепенно приобщая их к красоте. Тогда как с другой стороны, это оказывает влияние на способы своеобразной выразительности, которыми дети способны передавать свои впечатления об окружающей действительности в рисунке или лепке.

Таким образом, сделаем выводы:

На первом этапе ребенок так, скажем, тянется за своими родителями.

На втором этапе, уже наставник начинает играть все более значимую роль в развитии и формировании способностей ребенка.

На третьем этапе родители уже имеют дело с более или менее сформированной личностью. Впрочем, несмотря на все нарастающую роль квалифицированного педагога в росте и формировании таланта ребенка, значение родителей на организации всех этапах неимоверно огромно.

Фундаментом залога успеха педагогов – рост его профессионального мастерства. А главной задачей родителей является воспитание у ребенка умение жить, которое необходимо выполнять всем, независимо от его дарований.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной интегрированной содержательной жизни ребенка: организация ежедневных наблюдении за некоторыми явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет личностных особенностей ребенка, бережное отношение к структуре, процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

Самоанализ воспитателя Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами изобразительного искусства

Данный материал включает в себя самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по заявленной проблеме и приложения (частично)...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства...

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности,...

"Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованного искусства".

Л.С.Высотский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания. Театрализованная деят...