Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме: «Обрядовые и обереговые куклы». Образовательная область: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. (Подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Костина Оксана Алексеевна

 

В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины — богини. Славянскими куклами — оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или для дня Ивана — Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребенка, а также просто изготавливались в качестве спутниц — хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок — носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России.

Предложенный материал поможет изучить историю возникновения обрядовой и обереговой куклы на Руси. Изучить виды кукол — оберегов, приемы их изготовления и предназначение в обрядовой и игровой культуре населения России.

Конспект НОД «Обрядовые и обереговые куклы»  составлен в соответствии с задачами программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учётом требований ФГОС.

Непосредственная образовательная деятельность направлена на приобщение детей к истокам Русской народной культуры, привитие любви к Родине, знакомство с историей России.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0000b97c-a0a181bd.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская общеобразовательная средняя школа»

Конспект

интегрированной образовательной деятельности по теме:

«Обрядовые и обереговые куклы».

Образовательная область: Познавательное развитие,

Художественно – эстетическое развитие.

(Подготовительная группа)

Воспитатель: Костина Оксана Алексеевна

с. Покур, 2015г.

Пояснительная записка

        В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла — это образ женщины — богини. Славянскими куклами — оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или для дня Ивана — Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребенка, а также просто изготавливались в качестве спутниц — хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок — носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России.

        Предложенный материал поможет изучить историю возникновения обрядовой и обереговой куклы на Руси. Изучить виды кукол — оберегов, приемы их изготовления и предназначение в обрядовой и игровой культуре населения России.

Конспект НОД «Обрядовые и обереговые куклы»  составлен в соответствии с задачами программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с учётом требований ФГОС.

Непосредственная образовательная деятельность направлена на приобщение детей к истокам Русской народной культуры, привитие любви к Родине, знакомство с историей России.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки.
  • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
  • Развивать интерес к старинным игрушкам, уважение к национальной культуре.
  • Дать детям представление о народных куклах и их назначении.
  • Развивать познавательные способности детей.
  • Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных. Обогащать словарный запас детей.
  • Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы — оберег, развивать мелкую моторику рук.

Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Словарная работа: Музей, мини – музей, обрядовая кукла, обереговая кукла, тряпичная, соломенная, деревянная.

Материал к занятию: ткань белого цвета 20 на 40 см. для туловища; цветная

ткань в форме треугольника для косыночки; цветная ткань для юбочки;

цветная нить.

Ход НОД: 

Дети входят в оформленный зал.

Воспитатель:  Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в детском саду появился мини-музей. А как вы думаете, что собрано в этом музее? (ответы-предположения). Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.

Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей). Правильно ребята – это кукла, и мы с вами сейчас отправимся в удивительную экскурсию по нашему мини – музею обрядовой и обереговой куклы, и полюбуемся  их разнообразием.

Идем в музей «Кукол».

Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка кукол. История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.

Кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

1 – выставка «Современные куклы»

Воспитатель: Посмотрите, на первой выставке собраны современные куклы они очень красивые, яркие, нарядные. Я думаю, что каждый из вас любит играть в куклы и у каждого есть своя любимая кукла, кто может рассказать о своей куколке? (ответ детей). В какие игры вы играете с ней? (ответ детей).

А вот в старину ребятишки могли только мечтать о таких чудесных игрушках как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители.  Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена? (ответ детей).  

2 – выставка «Кукла Кувадка»

Воспитатель: Давайте мы пройдем к следующей выставке и посмотрим на обереговую и обрядовую куколку Кувадку. Как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей). Правильно из тряпок.

Воспитатель: Значит она какая? (ответы детей).

Кувадка была первой куклой в жизни ребенка. Считалось, что во время рождения ребенка, отец должен взять в руки такую куклу, и ходить вокруг дома или бани, чтобы отвлечь злых духов от маленького ребенка. Она являлась оберегом вплоть до таинства крещения. Затем их сжигали. Обряд забыт, а куклы остались. Давайте представим, что мы перенеслись в очень далекое прошлое, у нас есть младенец, а я ему свернула первую куклу Кувадку.
Воспитатель показывает Кувадку детям, дети берут кукол. 
Давайте обойдем вокруг стола и произнесем потешку.
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.

А теперь мы положим Кувадок на место и продолжим нашу экскурсию.
3 – выставка «Кукла Колокольчик»

Воспитатель: Следующая выставка познакомит нас с куколкой - веселой, задорной, которая несла в дом радость, счастье и веселье. Это оберег хорошего настроения. Такую куклу дарили со словами: «Кого люблю – тому дарю», тем самым желали другу получать только хорошие новости и прибывать в радости. Я предлагаю вам потрогать ее и рассмотреть.

Как выдумаете, что у этой куклы внутри? (ответы детей).

Воспитатель: Внутри правильно расположен колокольчик, как вы думаете как она называлась? (ответы детей). Правильно Колокольчик. Звон колокольчика  оберегал всю семью от болезней. Понравилась вам эта куколка? (ответ детей).

4 – выставка «Кукла Веснянка»

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем знакомиться со следующей куколкой, на этой выставке вас ждет кукла  Веснянка (как вы думаете, почему ее так называли?) Родители делали её весной и дарили детям, чтобы привлечь весну. Веснянка – это обрядовая куколка.  Когда на улице было ещё грязно, ребёнок надевал куколку на пальчик и мог водить её как куклу-марионетку.

Воспитатель: Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?

Пальчиковая игра «Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по ладошке)
И играла, и плясала, (шагают по ладошке)
До чего ж она устала – (шагают по ладошке)
Забралась под одеяло. (Ребенок одну руку закрывает другой)

Воспитатель: Давайте положим куколок на место, пусть они отдыхают, а мы продолжим с вами экскурсию к следующей выставке.

5 – выставка «Кукла Покосница, Десятиручка»

Воспитатель: Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. Чтобы детям  было чем заняться, для них делали простых кукол - Покосниц. Догадались из чего она сделана – (ответы детей).

Воспитатель:  Правильно. Эта кукла сделана из соломы.

Воспитатель: Значит она какая? (ответы детей).

Куколка сочетает в себе игровую и обережную функцию, раньше считали, что такая кукла оберегала руки косарей от порезов.

А вы знаете, ребята куклы в старину и по хозяйству помогали. А вы помогаете маме справляться с домашними делами? (ответ детей). Во многих домах была вот такая кукла. Я предлагаю вам ее рассмотреть. Посмотрите, какая она необычная, посчитайте, сколько ручек у этой куклы? (ответ детей). Как вы думаете для чего ей столько рук? (ответы – предположения). Эту куклу называли Десятиручка, она должна была помочь хозяйке справляться с множеством дел, вести хозяйство и все успевать. Хорошая помощница? Сейчас соломенные куклы служат для украшения дома, их дарят в качестве сувениров. Теперь наша куколка - работница пусть отдыхает, а мы отправляемся знакомиться со следующей куколкой.

6 – выставка «Кукла Младенчик – Пеленашка»

Воспитатель с детьми подходят к печке, возле печки лежат дрова.

Воспитатель: Что вы видите перед собой? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, а чем разжигают печку? (ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) Правильно. Это полено. Как вы думаете можно ли играть с поленом?  (ответы детей).

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

Воспитатель: В старину  даже простое полено превращалось в куклу. Такая кукла считалась оберегом, и называлась  – Младенчик, или Пеленашка. Куколку эту клали в колыбель к ребёнку как оберег от злых духов.  Когда ребенок подрастал, то из оберега Пеленашка превращалась в игрушку. Давайте возьмем Пеленашек в руки. Как вы думаете, как ребятишки играли с этими куклами? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно дети их укладывали спать и пели колыбельные песни.

Воспитатель: А вы ребята знаете колыбельные песни? (ответы детей).

Воспитатель: Я тоже, когда была маленькой, играла в куколки и пела им колыбельные песенки, давайте покачаем их на руках, а я спою куколке колыбельную. Вы мне помогайте, подпевайте.

Люли – люли – люленьки!

Люли – люли – люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте

На кровать,

Начинайте

Ворковать.

Люли – люли – люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье…

Спи наздоровье.

Дети поют колыбельную для кукол.

Воспитатель: Куколки уснули, давайте положим их в кроватку, пусть они спят.

Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?

Ответы детей (Нет лица).

Воспитатель: Все эти куклы были безликие. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым могла стать опасной для малыша. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Эти куклы являлись оберегами, как для детей, так и для всего дома. Люди верили, что кукла – оберег отпугивает злых духов, недобрых людей, от болезней. Такие куклы были в каждой

семье и относились к ним очень бережно, они передавались из поколения в

поколение.

Воспитатель: Я думаю, у вас тоже есть дорогие люди, которых вы хотели бы уберечь от болезней, злых людей и плохих новостей. Есть такие родные? (ответы детей). Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить для своих близких куклу оберег от болезней.

Раньше долгими зимними вечерами прабабушки, бабушки, мамы топили печь, зажигали свечи, садились вокруг стола и мастерили кукол, пока игрушку собирали,  пели песни, рассказывали сказки, а когда дети подрастали, они помогали родителям, а затем уже могли и сами мастерить. Я предлагаю вам расположится поудобней, для вас будет звучать русская песня и мы будем под эту песню своими руками изготавливать куклу – оберег работу будем выполнять с любовью и теплотой.

Порядок выполнения работы:

1 этап. Начинаем изготовление куклы с туловища. Нашу заготовку

белого цвета сворачиваем в столбик. Это туловище куклы.

2 этап. Берем другой кусочек яркой заготовки, и сворачиваем вокруг туловища куклы получилась юбочка, обматываем нитью, чтобы держалась.

3 этап. Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку

ложем нашу заготовку - туловище и закладываем стороны косынки слева на

право, и с право налево. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.

Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает детям по мере необходимости).

Воспитатель: Все куклы получились красивые, одна краше другой. Молодцы ребята. Наша экскурсия подошла к концу и в память о нашем занятии, я бы хотела подарить тоже каждому из вас куклу – оберег, чтобы она вас оберегала от разных неприятностей.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев А.Н. Воззрения славян на природу. - М.: Современный писатель,1995;
  2. Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. - Л.: Наука, 1989;
  3. Латынин Л.А. Образы народного искусства. - М.: Знание, 1983;
  4. Сапожникова Т.Б. Изготовление тряпичной куклы. Первое сентября, Искусство, 2006 №20;
  5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Русское слово, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного рисования (свеча и акварель). Подготовительная к школе группа Тема: «Мы волшебники».

Цели занятия:ü Познакомить со смешанной нетрадиционной техникой рисования – свеча и акварель.ü Развивать навыки работы с воском и акварелью.ü Закреплять умение тонировать лист в цвета зимы; развивать ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...

Конспект интегрированного занятия (образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в подготовительной группе «Что такое Родина?»

Формирование нравственно-патриотической культуры и чувства сопричастности к Родине в процессе ознакомления с разнообразием культурных ценностей и традиций нашей страны, нашего родного края...