ПРОЕКТ «Пряники ароматные, вкусные приятные»
проект (младшая группа)

Журавлева Валентина Дмитриевна

Вид проекта:

  • по количеству участников – коллективный;
  • по приоритету метода – информационно-творческий, познавательный;
  • по продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта:

  • дети второй группы раннего развития;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы.

Актуальность проекта:

 Одно из любимых лакомств многих поколений нашего народа – пряники, которые сейчас при изобилии разнообразных кондитерских изделий, к сожалению, несколько утратило свою популярность. Первые пряники на Руси появились ещѐ около IX века, их называли «медовым хлебом», так как мед в них составлял почти половину количества ингредиентов, остальное – ржаная мука и  сок ягод.

Сегодня пряник, сделанный своими руками, по праву считается замечательным подарком, которые порадует не только ребенка, но и взрослого. Народное творчество, мудрое и прекрасное, учит нас видеть красоту в простом и малом. Привить малышам любовь и уважение к национальной культуре не только в теории, но и путем практического освоения народных промыслов. 

Всё это явилось стимулом к разработке и реализации проекта «Пряники ароматные, вкусные приятные».
Проблема проекта:  Объяснить  детям, что такое пряник, и почему он так называется.

Цель проекта:

1.Узнать, почему пряник, - называется пряником?

 2.  Изучить историю появления пряника;

 3.  Познакомиться с разными видами пряников;

 4. Узнать о традициях и обрядах, в которых фигурирует пряник.

Задачи проекта:

  Научить детей выявлять отличительные особенности разных видов пряников. Развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус воспитанников. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать коммуникативные навыки и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности. Создать условия для развития интереса дошкольников к народному творчеству, культуре и традициям. Расширить представление детей о характере творческой деятельности мастера, воспитать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям. Стимулировать желание детей и родителей воссоздать и сохранить традиции изготовления пряников в семье.

 Ожидаемые результаты  для детей:

Дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу.  У детей расширилось представление о народных традициях.  Дети научились отличать особенности разных видов пряников.  Дети проявили живой эмоциональный отклик на игры.

 

Ожидаемый результат для родителей

 Родители воспитанников оказали помощь и интерес к проекту. Проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pryanik.docx37.63 КБ
Файл pryanik.pptx542.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « Детский сад №27 «ПЕТУШОК»

ПРОЕКТ

«Пряники ароматные, вкусные приятные»

Авторы  проекта:

Журавлева Валентина Дмитриевна

Рябова Татьяна Кузьминична

Воспитатели  МБДОУ «Детский сад № 27»

г. Камень-на-Оби

2021г.

Вид проекта:

  • по количеству участников – коллективный;
  • по приоритету метода – информационно-творческий, познавательный;
  • по продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта:

  • дети второй группы раннего развития;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы.

Актуальность проекта:

 Одно из любимых лакомств многих поколений нашего народа – пряники, которые сейчас при изобилии разнообразных кондитерских изделий, к сожалению, несколько утратило свою популярность. Первые пряники на Руси появились ещѐ около IX века, их называли «медовым хлебом», так как мед в них составлял почти половину количества ингредиентов, остальное – ржаная мука и  сок ягод.

Сегодня пряник, сделанный своими руками, по праву считается замечательным подарком, которые порадует не только ребенка, но и взрослого. Народное творчество, мудрое и прекрасное, учит нас видеть красоту в простом и малом. Привить малышам любовь и уважение к национальной культуре не только в теории, но и путем практического освоения народных промыслов.  

Всё это явилось стимулом к разработке и реализации проекта «Пряники ароматные, вкусные приятные».
Проблема проекта:  Объяснить  детям, что такое пряник, и почему он так называется.

Цель проекта:

1.Узнать, почему пряник, - называется пряником?

 2.  Изучить историю появления пряника;

 3.  Познакомиться с разными видами пряников;

 4. Узнать о традициях и обрядах, в которых фигурирует пряник.

Задачи проекта:

  Научить детей выявлять отличительные особенности разных видов пряников. Развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус воспитанников. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать коммуникативные навыки и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе общей деятельности. Создать условия для развития интереса дошкольников к народному творчеству, культуре и традициям. Расширить представление детей о характере творческой деятельности мастера, воспитать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям. Стимулировать желание детей и родителей воссоздать и сохранить традиции изготовления пряников в семье.

 Ожидаемые результаты  для детей:

Дети познакомились с традицией пряничного искусства, проявили неподдельный интерес к пряничному делу.  У детей расширилось представление о народных традициях.  Дети научились отличать особенности разных видов пряников.  Дети проявили живой эмоциональный отклик на игры.

Ожидаемый результат для родителей

 Родители воспитанников оказали помощь и интерес к проекту. Проявили желание освоить искусство изготовления пряников и сделать это семейной традицией.

Планирование работы по реализации проекта


I этап. Подготовительный

  • Разработать перспективный план для проведения деятельности;
  • Подобрать дидактические, подвижные, пальчиковые  игры. Наглядные пособия, иллюстративный  материал, стихотворения, загадки, песни, сказки  по теме.
  •  Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Подготовить материал для изобразительной деятельности.
  • Составить план мероприятий, с учетом возрастных особенностей, задач развития, сюрпризного момента, подобрать музыкальное, литературное сопровождение (по необходимости), необходимые атрибуты, продумать участие родителей.

Сотрудничество с семьёй:

Консультация «История пряника». Предложить дома с ребёнком испечь дома пряники.

II этап. Основной этап

(Смотреть приложения)

III этап. Заключительный этап

Определить результаты деятельности в рамках проекта и перспективы развития.

Выставка рисунков в группе по теме «Пряник мой, расписной».

Комплексно - тематический план:

Тема

Время проведения

Методы и формы

Задачи

«Пряники ароматные вкусные приятные»

1 половина дня

Беседа

«Пряники мои, ароматные!»

Рассматривание иллюстраций

(знакомство с традиционным русским искусством пряничного дела).

 (Приложение№1)

Пальчиковая игра «Замесим тесто»

Заучивание слов и движений игры.

(Приложение№2)

Дидактическая игра «Разложим прянички по тарелочкам».

(Приложение№3)

Подвижная игра «Кот и пряники»

Подготовить атрибуты к игре, выучить правила игры.

(Приложение№4)

-Формировать представление о прянике.

- Познакомить детей с русским национальным кушаньем, с историей их появления.

-Учить детей отвечать на простые вопросы.

- Обогащать словарь детей существительными: пряник, медовик, пряности.

Обогащать словарь детей прилагательными: медовые, мятные.

-Совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь.

-Продолжать формировать умение играть в совместные игры, развивать мелкую моторику рук.

-Создать радостное настроение.

-Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.

-Закреплять знания о форме предметов.

-Развивать у детей зрительное внимание, память, логическое мышление.

-Развивать у детей желание играть вместе с  воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

-Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость.

Приложение  №1

Беседа «Пряники мои, ароматные!»

Программное содержание: познакомить детей с пряниками; приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления; учить детей отвечать на простые вопросы; обогащать словарь детей существительными: пряник, медовик, пряности; обогащать словарь детей прилагательными: медовые, мятные; совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя, понимать речь.

Ход: Воспитатель предлагает пойти к бабушке в гости.

Бабушка встречает детей: - «Здравствуйте гости дорогие! Я бабушка Арина, рада гостям как добрым вестям. А вы ребятушки, проходите за стол, садитесь, каждому найдется и местечко, и доброе словечко. Я люблю сказки рассказывать, шутки, прибаутки да разные истории. Сегодня я хочу вас чаем с пряничками угостить. Но пока мой самовар закипит, давайте рассмотрим прянички». (Показ иллюстраций разных пряников).

- В старину на Руси пряники были любимым лакомством у ребяток и были они в виде разных фигурок: как лошадки, бабочки, как птички. И все прянички были очень большие.

- Ребятки, а хотите узнать интересную историю, когда и как появились прянички? (Да)

Давным– давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар – то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда и называть их медовики. - Как называть? Дети. Медовики - Как вы думаете, почему медовики? Дети отвечают. Но вот однажды, древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих- коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом- пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. - Повторите, как их назвали? Дети. Пряности. Им так понравились пряности, что они решили добавлять их в тесто для медовиков. И посмотрите, что получилось: были медовики, а добавили пряности и появились пряники.

 -Догадались, почему их назвали именно пряники? Дети. Потому что в тесто добавили пряности, поэтому назвали пряники. А, чтобы вы запомнили пряный вкус пряностей, я вам их сейчас дам понюхать. Они уже готовые измельченные, хранятся они у меня в заветной корзинке. Это корица, ванилин, Посмотрите, какие они, и понюхайте их.

 - Как, они пахнут? Хорошо или плохо? - Как мы их назовем одним словом, кто запомнил? Дети. Пряности. А еще в моей заветной корзинке есть такая замечательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, потрогайте сухие листочки. - Вы узнали ее? Это мята.

- Вам нравится запах мяты? Мята очень полезна: в ней содержаться особые вещества, убивающие вредных микробов.

- Ребята, а если мы в тесто для пряников добавим мяту.

- Как такие пряники будем называть? Дети. Пряники мятные. Посмотрите, как интересно, давайте повторим. Сначала были медовики, а потом их стали называть пряники. - Почему их стали называть пряники? Дети. Потому что в тесто добавили пряности. А, что же нужно чтобы замесить тесто на пряники, вы знаете? Вот и мы с вами сейчас заведем тесто на пряники. Выполняют действия по тексту.

Приложение №2

 Пальчиковая игра «Замеси тесто»

Программное содержание:продолжать формировать умение играть в совместные игры, развивать мелкую моторику рук; создать радостное настроение.

Ход:

На столе стояла миска,

Ну а в миске пусто.

Заведем, ребятки тесто,

Будет очень вкусно.

Яйца в миску разобьем,

А затем мы мед нальем.

Соды, ванилин в тесто положили.

Всыпали муку, круто замесили.

Тесто мы еще помнем, помнем.

Стряпать прянички начнем.

А потом их в печь кладём.

 Ай да молодцы, детки! На славу потрудились!

Приложение №3

Дидактическая игра «Разложим прянички по тарелочкам».

Программное содержание: обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей;закреплять знания о форме предметов; развивать у детей зрительное внимание, память, логическое мышление.

Ход:  Бабушка Арина: - Наши прянички спеклись. Посмотрите, они разной формы, и тарелочки на подносе тоже разной формы. Давайте разложим прянички по тарелочкам. Полина, скажи какой формы прянички? А, какой формы тарелочки? (круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная) Коля, возьми круглый пряник и положи его на круглую тарелочку и так все пряники.Молодцы.Спасибо вам ребята, что помогли мне. За это я угощаю вас пряниками ароматными вкусными приятными. Да и самовар мой уже закипел! Будем прянички кушать, да русские народные песни слушать.

Приложение№4

Подвижная игра «Кот и пряники»

Программное содержание: развивать у детей желание играть вместе с  воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями; учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость.

Ход:

По желанию детей выбирается водящий – «Кот», который надевает маску-шапочку. Все остальные дети – «Пряники» встают в «Печь» (большой обруч). Ребенок - «Кот» ходит вокруг обруча (круга), имитирует походку кота, смотрит на детей, облизывается. В это время дети – «Пряники» выполняют движения и говорят слова:

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел (Дети поднимаются на носки)
На печи калачи,

Как огонь горячи (Выполняют «пружинку» - неглубокие приседания).

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются (Поочередные удары ладонь о ладонь с поворотом кистей рук вверх – вниз).
Затем дети - «Пряники» разбегаются,

водящий - «Кот» пытается их догнать (задеть «лапкой»).

 Пойманные дети- «Пряники» возвращаются в обруч. Игра повторяется.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Пряники ароматные, вкусные приятные» Одно из любимых лакомств многих поколений нашего народа – пряники, которые сейчас при изобилии разнообразных кондитерских изделий, к сожалению, несколько утратило свою популярность. Первые пряники на Руси появились ещѐ около IX века, их называли «медовым хлебом», так как мед в них составлял почти половину количества ингредиентов, остальное – ржаная мука и сок ягод. Сегодня пряник, сделанный своими руками, по праву считается замечательным подарком, которые порадует не только ребенка, но и взрослого. Народное творчество, мудрое и прекрасное, учит нас видеть красоту в простом и малом. Привить малышам любовь и уважение к национальной культуре не только в теории, но и путем практического освоения народных промыслов.

Слайд 2

Беседа «Пряники мои, ароматные!»

Слайд 3

Рассматривание иллюстраций

Слайд 4

Пальчиковая игра «Замесим тесто»

Слайд 5

Дидактическая игра «Разложим прянички по тарелочкам».

Слайд 6

Подвижная игра «Кот и пряники»

Слайд 7

Дегустация пряников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чай мой ароматный - драгоценность тувинского народа.

Цели и задачи:познакомить с обычаями принятия гостей в тувинской юрте, церемонии чаепития в ней, значимости и ценности тувинского чая;развивать интерес к тувинским играм , песням, танцам;воспитывать у...

Выступление по экологии "Ароматная сказка

Выступление для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников с использованием тренинга...

Дидактическая игра "Ароматная мышеловка"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия, ощущений и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также звуке, вкусе...

Непосредственно образовательная деятельность "Мы гостей встречаем ароматным чаем"

Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Коммуникация» и «Социализация» Тема: «Мы гостей встречаем ароматным чаем»...

Проект "Пряник ароматный, на вкус всегда приятный

ull;Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, тактильных ощущений и эмоций, который влияет на развитие всех способностей детей.•Поэтому  необхо...

"Мы гостей всегда встречаем вкусным ароматным чаем"

Чай занимает особое место в жизни каждого человека и является обязательным атрибутом гостеприимства.  Ни одно важное событие  не обходится без чая и вообще -  чаепитие – это особы...

Проект «Пряник ароматный, на вкус всегда приятный»

ull;Проект для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (6 – 7 лет, подготовительная к школе группа)•Участники проекта: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, уч...