Дополнительная общеразвивающая программа образования физкультурно - спортивной направленности "Русские шашки"
рабочая программа (старшая группа)

Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно - спортивной направленности

«Русские шашки»

                       на 2020 – 2022 учебный год

Разработала: Ракина О.Н.

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28»

г. Троицк, Челябинской обл.

Содержание

  1. Пояснительная записка        3
  2. Цель и задачи программы        4-5
  3. Возрастные особенности ребёнка

и их влияние на методику обучения игре в шашки        6-8

  1. Тематическое планирование        9
  2. Перспективное тематическое планирование занятий        10-20
  3. Материально-техническое обеспечение        21
  4. Используемая литература        21
  5. Приложение1- Контроль знаний        22-23

Приложение 2 - Понятийный аппарат        24

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шашки - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Процесс обучения азам игр в шашки способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.

Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник - родитель - педагог.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс по обучению игре в шашки максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятие игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шашечного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программа рассчитана на два года обучения (30часов 50минут и 37 часов соответственно). Она реализуется на базе детского сада в старшей и подготовительной группах. Со старшими дошкольниками с сентября по май проводятся два занятия в неделю продолжительностью 25 минут. С детьми подготовительной группы (6-7 лет) организуются два занятия в неделю продолжительностью 30 минут. Итого в месяц проводится 8 занятий, а в год 74 занятия. В процессе обучения организуются шашечные турниры, соревнования, досуговые и праздничные мероприятия.

Программа разработана на основе парциальной программы «Русские шашки для дошкольников» В.Н. Сидорычев, с учётом анатомо-физиологических и психофизических особенностей детей дошкольного возраста и рассчитана на детей от 5 до 7 лет.

Цель программы

Посредством освоения игры в русские шашки формировать у ребёнка предпосылки к учебной деятельности, развивать его познавательные способности.

Задачи

  1. Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, мышления, памяти, речи; интеллектуальных и личностных качеств; познавательно-исследовательской деятельности;
  2. Расширение кругозора;
  3. Приобщение детей к общепринятым нормам и правилам поведения со сверстниками.

Задачи первого года обучения

Обучающие:

  • познакомить детей с азбукой шашечной игры, элементарными позиционными основами, научить играть в парах по правилам, решать задачи в два хода, работать с диаграммами, соблюдать очерёдность ходов.

Воспитывающие:

  • пробуждать желание играть, формировать умение слушать и выполнять указания педагога, воспитывать честность, коллективизм, чувство товарищества.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь.

К концу учебного года дети должны знать:

  • Расстановку шашек на доске;
  • Разновидности шашек;
  • Правила движения шашек и дамок;

К концу учебного года дети должны уметь:

  • Правильно расставлять шашки на доске;
  • Играть шашками и дамками;
  • Решать элементарные задачи в два хода;
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ доски;
  • Ориентироваться на плоскости шашечной доски.

Задачи второго года обучения

Обучающие:

  • познакомить детей с с тактическими приёмами, элементарными позиционными основами игры, элементами дебютов, различными окончаниями, научить решать комбинации в три хода, играть в игры на шашечной доске (мини-шашки, «Заяц - волк», поддавки).

Воспитывающие:

-воспитывать чувство ответственности за команду, товарищеский дух, честность. Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь, способность к рассуждению, логику.

К концу учебного года дети должны знать:

  • Теорию окончания игры - три дамки против одной дамки соперника, или треугольник Петрова.
  • Элементы позиционной борьбы (оппозиция, жертва, рожон, сильные шашки, изолированные шашки, угроза, ловушки);
  • Элементы тактических приёмов (размен, темп игры, связка, окружение, зажим, запирание);

К концу учебного года дети должны уметь:

  • Играть в игры на шашечной доске;
  • Решать задачи в два и три хода;
  • Решать элементарные задачи в два хода;
  • Использовать в игре позиционные, тактические приёмы.

У детей будет развита пространственная ориентация на плоскости шашечной доски.

Дети приобретут:

  • Способность играть вежливо, по правилам;
  • Уважение к партнёру.

Возрастные особенности ребёнка среднего и старшего дошкольного возраста
и их влияние на методику обучения игре

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст, и это не случайно. Учить игре в русские шашки детей младше 5 лет нецелесообразно. Безуспешные усилия порождают в них неуверенность, многие задания оказываются им не по силам.

Возраст 4 -5 лет присущ рост произвольности психических процессов. У детей всё лучше получается управлять своим поведением. В среднем дошкольном возрасте начинают активно развиваться процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребёнок может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу 5-го года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание припоминание облегчаются, если ребёнку ясна и эмоционально близка их мотивация (например, запомнить тактический приём и применить его в игре со сверстником). В возрасте 4-5 лет еще недостаточно сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания , как удержание мотива деятельности. Поэтому педагогу, работающему с детьми, необходимо использовать различные внешние опоры, разнообразные формы подсказа и напоминания. Так, дети при работе на своих досках могут одновременно наблюдать за действиями педагога на демонстрационной доске, следить за его подсказами. Хорошей формой напоминания являются диаграммы.

Шашки - это спортивная игра, в ней есть свой регламент. Невозможно играть в шашки, не владея правилами ходов и ударов. Поэтому педагог приступает к этим довольно сложным темам уже на начальном этапе обучения, в группах с детьми 4-5 лет.

А между тем дети еще не имеют опыта участия в спортивной игре, недостаточно хорошо ориентируются на доске. Известен факт, что ребёнок первого года обучения воспринимает только У часть доски. Он нередко забывает, как правильно расположить доску, и располагает доску так, что в левом нижнем углу оказывается белое поле. Работа с детьми 4-6 лет, педагог должен уделять внимание пространству доски, научить ориентироваться на нём. На втором году обучения проблемы с ориентировкой на пространстве доски у некоторых детей всё-таки остаются. Это особенно заметно, когда они начинают расставлять комбинации. Поэтому педагог наряду с объяснением тактических приёмов регулярно возвращается к структуре доски, задаёт уточняющие вопросы (на кокой горизонтали стоят белые? Чёрные? На каком поле стоят шашки?)

Мышление у детей 4-5 лет носит преимущественно наглядно-образный характер. Ребёнок лишь только учится решать мыслительные задачи в уме, и потому наглядность имеет большое значение на первых стадиях обучения. Для поддержания интереса, а также более эффективного освоения тем, рекомендуется использовать кружки красного и зелёного цвета (данную методику в работе по шахматам использует И.Г. Сухин). Ближе ко второму году обучения от наглядных материалов можно переходить к задачкам, которые решаются в уме, детям можно предлагать к разбору всё больше комбинаций. Однако при объяснении тем обязательно должна присутствовать наглядность.

В возрасте 4 с половиной лет совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания педагога. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Поэтому в ходе совместного разбора комбинаций педагог обязательно предлагает ребёнку комментировать свои ходы, анализировать, почему партия закончилась, к примеру, победой белых.

Память, всё больше объединяясь с ребёнком и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. После 4 с половиной лет внимание становится значительно устойчивым. Существенные сдвиги можно наблюдать уже во втором квартале учебного года: дети сохраняют внимание и работоспособность в течение всего занятия. Весной поведение детей на занятиях несколько ухудшается, они чаще отвлекаются. Низкая устойчивость внимания может быть в начале года и в старшей группе. Объём внимания в среднем дошкольном возрасте значительно меньше, чем в старшем, и даже при тренировках увеличивается незначительно.

Говоря о детях 5-6 лет, важно отметить, что у них происходит важное изменение в сфере отношений со сверстниками. Они уже осваивают совместную игру, играют в парах, обмениваются между собой информацией, демонстрируют друг другу свои знания. Детская речь развита уже настолько, что не препятствует взаимопониманию со сверстниками. Ребёнок стремиться осмыслить и упорядочить получаемую информацию, поделиться ею с окружающими. Педагог должен максимально использовать эти новые навыки. Так, он может предложить двум детям начать игру, остальных же ставит кругом вокруг игроков и вместе с ними комментирует ход игры. С пятилетними детьми уже можно проводить такой вид мероприятия, как турнир.

Дети 6-го года жизни уже могут удерживать цель в памяти в течение 40-70 минут.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребёнка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Возрастает устойчивость внимания, ребёнок уже может его распределять и переключать. Так, разобрав комбинации с педагогом, он начинает применять их в ходе игры. Играя в русские шашки, ребёнок определяет последовательность ходов, анализирует их в уме, осознаёт, как меняется ситуация на доске от того или иного хода, каковы последствия ходов и ударов.

У детей 6-7 лет укрепляется произвольная память. Ребёнок может поставить перед собой цель: запомнить и вспомнить. Желание запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словестно-логическое мышление. Оно предполагает наличие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Например, ребёнок может дать такие объяснения: «Шашка сделала плохой ход, потому что её побьют», «Дамкой нельзя ходить, потому что она закрыта», «Чёрные проиграли, потому что у них нет шашек на доске, а значит, нет хода», и т.д. В старшем дошкольном возрасте детям под силу находить способы решения поставленной перед ними задачи, например, поймать дамку.

Игра в шашки обогащает детский словарь. Дети на занятиях активно осваивают профессиональный язык интеллектуальной игры, постепенно заменяют новыми понятиями ошибочные выражения. Например, только приступая к освоению новой игры, они могут говорить: «убить фигуру», «ходить», а затем заменяют их на правильные термины: «побить фигуру», «делать ход».

Учебно-тематический план первого года обучения (старшая группа)

Наименование раздела

Кол-во часов

п/п

(количество занятий)

Всего

Теория

Практика

1

История шашек (1 занятие)

25 мин.

10 мин.

15 мин

2

Азбука шашечной игры (40 занятий)

16ч.40мин.

3ч.10мин.

13ч30мин

3

Игры на доске (10 занятий)

4ч.10мин.

-

4ч.10мин.

4

Работа с диаграммами (8 занятий)

3ч.20мин.

-

3ч.20мин.

5

Позиционные основы (2 занятия)

50мин.

10 мин.

40мин.

6

Контроль знаний (5 занятия)

2ч.5мин.

30 мин.

1ч.35мин.

7

Учебный турнир (8 занятий)

3ч.20мин.

-

3ч.20мин.

Подведение итогов курса.

Итого

30ч.50мин.

4ч.

26ч.50мин.

Учебно-тематический план второго года обучения (подготовительная группа)

Наименование раздела

Кол-во часов

п/п

(количество занятий)

Всего

Теория

Практика

1

Работа с диаграммами (11 занятий)

5ч.30мин.

-

5ч.30мин.

2

Теория окончаний (4 занятия)

2ч.

30мин.

1ч.30мин

3

Позиционная борьба (14 занятий)

7ч.

1ч.45мин.

5ч.15мин.

4

Тактические приёмы игры (12 занятия)

6ч.

1ч.30мин.

4ч.30мин.

5

Игры на шашечной доске (12 занятий)

6ч.

45 мин.

5ч.15мин.

6

Контроль знаний (4 занятия)

2ч.

45 мин.

1ч.15мин.

7

Учебный турнир (17 занятий)

8ч.30мин.

-

8ч.30мин.

Подведение итогов курса.

Итого

37ч

5ч.15м

31ч.45м

Перспективное тематическое планирование занятий на учебный год 2020-2021уч.г                Первый год обучения                

№ занятия

Раздел

Теоретические

занятия

Про

должи

тель

ность

(мин.)

Практические

занятия

Про

должи

тель

ность

(мин.)

Всего

(мин.)

1.

Контроль

знаний

Расстановка шашек на доске

10

Движения (ходы) и удары шашек и дамок

15

25

2.

История

шашек

Откуда пришли шашки, шашки бывают разные

10

Игра: собери пазлы

15

25

3.

Азбука

шашечной

игры

Доска -

расположение

доски

10

Игра в парах, доска

15

25

4

Доска - горизонталь

10

Игра в парах

15

25

5

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска - горизонталь: «Поставь как я»

15

6

Азбука

шашечной

игры

Доска-вертикаль

10

Игра в парах

15

25

7

Доска

10

25

Игра в парах

15

8

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска - вертикаль: «Поставь как я»

15

9

Азбука

шашечной

игры

Доска-диагональ

10

Игра в парах

15

25

10

Доска

10

25

Игра в парах

15

11

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска - диагональ: «Поставь как я»

15

12

Азбука

шашечной

игры

Доска - большая, или главная, дорога

10

Игра в парах

15

25

13

Доска

10

25

Игра в парах

15

14

Игры на доске

Игра в парах

10

Доска - большая, или главная, дорога: «Поставь как я»

15

25

15

Азбука

шашечной

Доска - двойники

10

Игра в парах

15

25

16

Доска

10

25

игры

Игра в парах

15

17

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска-двойники: «Поставь как я»

15

18

Азбука

шашечной

игры

Доска - тройники

10

Игра в парах

15

25

19

Доска

10

25

Игра в парах

15

20

Игры на доске

Игра в парах

10

Доска -тройники: «Поставь как я»

15

21

Азбука

шашечной

игры

Доска - центр

10

Игра в парах

15

25

22

Доска

10

25

Игра в парах

15

23

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска -центр: «Поставь как я»

15

24

Азбука

шашечной

игры

Доска - левый фланг

10

Игра в парах

15

25

25

Доска

10

25

Игра в парах

15

26

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска -левый фланг: «Поставь как я»

15

27

Азбука

шашечной

игры

Доска - правый фланг

10

Игра в парах

15

25

28

Доска

10

Игра в парах

15

29

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Доска -правый фланг: «Поставь как я»

15

30

Контроль

знаний

Доска -

расположение

доски,

горизонталь, вертикаль, диагональ, большая, или главная, дорога, двойники, тройники, центр, левый фланг, правый фланг

10

Игра в парах

15

25

31

Азбука

Шашки -

10

Игра в парах

15

25

шашечной

игры

расположение шашек в начале игры

32

Шашки

10

25

Игра в парах

15

33

Шашки - движение (ходы)

10

Игра в парах

15

25

34

Шашки

10

25

Игра в парах

15

35

Шашки - удары шашками

10

Игра в парах

15

25

36

Шашки

10

25

Игра в парах

15

37

Дамки - поля дамок

10

Игра в парах

15

25

38

Дамки

10

25

Игра в парах

15

39

Игры на доске

Игра в парах

10

25

Дамка - «Не пропусти»

15

40

Азбука

шашечной

игры

Дамки - движение дамок (ходы)

10

Игра в парах

15

25

41

Дамки

10

25

Игра в парах

15

42

Дамки

10

25

Игра в парах

15

43

Игра в парах

10

25

Дамка - «Стань дамкой»

15

44

Дамки - удары дамками

10

Игра в парах

15

25

45

Дамки

10

25

Игра в парах

15

46

Дамки

10

25

Игра в парах

15

47

Контроль

знаний

Шашки и дамки - расположение шашек в начале игры, движение (ходы), удары, поля дамок

10

Игра в парах

15

25

48

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

25

25

49

25

25

50

25

25

51

Учебный

турнир

По круговой системе (4 ребёнка)

25

25

52

25

25

53

25

25

54

Азбука

шашечной

игры

Правило первое: соблюдать поочерёдность ходов шашками

10

Игра в парах

15

25

55

Правило

(повторение,

заучивание)

10

25

Игра в парах

15

56

Правило второе: тронул шашку - ходи

10

Игра в парах

15

25

57

Правило

(повторение,

заучивание)

10

25

Игра в парах

15

58

Правило третье: бить шашку, стоящую под ударом, обязательно

10

Игра в парах

15

25

59

Правило

(повторение,

заучивание)

10

25

Игра в парах

15

60

Правило

(повторение,

заучивание)

10

25

Игра в парах

15

61

Учебный

турнир

По круговой системе (4

25

25

62

ребёнка)

25

25

63

25

25

64

Работа с

Решение задач:

25

25

65

диаграммами

одну отдать, три взять

25

25

66

Позиционны е основы

Позиционные основы - центр и его значение

10

Игра в парах

15

25

67

Позиционные

основы

(нахождение

центра на доске,

отработка

нахождения

центра на доске,

подсчёт полей,

занимающих

центр)

10

25

Игра в парах

15

68

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, три взять

25

25

69

25

25

70

25

25

71

Учебный

турнир

По круговой системе (8 детей): 1 -й тур - полуфинал

25

25

72

По круговой системе (8 детей): 2-й тур - финал

25

25

73

Контроль

знаний

По круговой системе (4 ребёнка)

25

25

74

25

25

Итого

4ч.

26ч.50м.

30ч.50м.

Перспективное тематическое планирование занятий на 2021-2022 учебный год

Второй год обучения

№ занятия

Раздел

Теоретические

занятия

Про

должи

тель

ность

(мин.)

Практические

занятия

Про

должи

тель

ность

(мин.)

Всего

(мин.)

1

Контроль

знаний

Умение играть по правилам

30

30

2

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

3

Теория

окончаний

Четыре дамки против дамки. «Двойная петля» (повторение темы, в том числе рассмотрение ситуаций, в которых нет необходимости делать петлю)

15

Игра в парах

15

30

4

Задания в парах (поймать дамку при помощи двойной петли в самых разных ситуациях)

15

30

Игра в парах

15

5

Учебный

Круговая система

30

30

6

турнир

(по 4 ребёнка в группе)

30

30

7

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

8

Позиционная

Оппозиция

15

Игра в парах

15

30

9

борьба

Задания на диаграммах. Игра в парах на обработку

15

30

владения приёмом «оппозиция»

Игра в парах

15

10

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

11

30

30

12

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

13

Теория

тактики

игры

Размен

15

Игра в парах

15

30

14

Разбор заданий на тему «Размен»

15

30

Игра в парах

15

15

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

16

30

30

17

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

18

Теория

тактики

игры

Темп игры

15

Игра в парах

15

30

19

Разбор заданий по теме

15

30

Игра в парах

15

20

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

21

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

22

Теория

тактики

игры

Связка шашек в игре

15

Игра в парах

15

30

23

Отработка темы

15

Игра в парах

15

24

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

25

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

26

Теория

окончания

игры

«Три дамки против одной дамки

соперника», или

треугольник

Петрова

15

Игра в парах

15

30

27

Отработка темы, разбор заданий

15

30

Игра в парах

15

28

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

29

Работа с диаграммами

Решение задач: одну отдать, две взять

15

30

Решение задач: одну отдать, три взять

15

30

Контроль

знаний

Треугольник Петрова, размен, темп игры, связка шашек в игре

15

Игра в парах

15

30

31

Теория

тактики

игры

Окружение

(охват)

15

Игра в парах

15

30

32

Отработка темы, разбор заданий

15

30

Игра в парах

15

33

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

34

30

30

35

Работа с диаграммами

Решение задач: две отдать, три взять

15

30

Решение задач: две отдать, четыре взять

15

36

Игры на

шашечной

доске

Знакомство с игрой «минишашки»

15

Игра в «минишашки»

15

30

37

Игра в «минишашки»

30

30

38

Теория

тактики

игры

Зажим

15

Игра в парах

15

30

39

Отработка темы, разбор заданий

15

30

Игра в парах

15

40

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

41

Работа с диаграммами

Решение задач: две отдать, три взять

15

30

Решение задач: две отдать, четыре взять

15

42

Теория

тактики

игры

Запирание шашек

15

Игра в парах

15

30

43

Отработка темы, разбор заданий

15

30

Игра в парах

15

44

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

45

30

30

46

Работа с диаграммами

Решение задач: две отдать, три взять

15

30

Решение задач: две отдать, четыре взять

15

47

Игры на

шашечной

доске

Знакомство с игрой «Заяц - волк»

15

Игра «Заяц - волк»

15

30

48

Игра «Заяц - волк»

30

30

49

Учебный

турнир

Круговая система (по 4 ребёнка в группе)

30

30

50

30

30

51

Работа с диаграммами

Решение задач: две отдать, три взять

15

30

Решение задач: две отдать, четыре взять

15

52

Позиционная

борьба

Рожон

15

Игра в парах

15

30

53

Отработка приёмов в парах с использованием диаграмм

15

30

Игра в парах

15

54

Игры на

шашечной

доске

Игра «Заяц - волк»

30

30

55

Игра «Заяц - волк»

30

30

56

Позиционная

борьба

Сильные шашки (кол, тычок)

15

Игра в парах

15

30

57

Отработка темы

15

30

Игра в парах

15

58

Контроль

знаний

Треугольник Петрова, окружение (охват), зажим, запирание шашек

15

Игра «Заяц - волк»

15

30

59

Позиционная

борьба

Жертва

15

Игра в парах

15

30

60

Отработка темы

15

30

Игра в парах

15

61

Игры на

шашечной

доске

Игра по выбору детей

30

30

62

Позиционная

борьба

Изолированные

шашки

15

Игра в парах

15

30

63

Отработка темы

15

30

Игра в парах

15

64

Игры на

шашечной

доске

Игра по выбору детей

30

30

65

Позиционная

борьба

Угроза

15

Игра в парах

15

30

66

Отработка темы, разбор заданий

15

30

Игра в парах

15

67

Игры на

шашечной

доске

Игра по выбору детей

30

30

68

Игры на

шашечной

доске

Знакомство с игрой поддавки

15

Игра в поддавки

15

30

69

Игра в поддавки

30

30

70

Игры на

шашечной

доске

Игра в поддавки

30

30

71

Позиционная

борьба

Ловушки в игре

15

Игра в парах

15

30

72

Отработка темы

15

Игра в парах

15

73

Контроль

знаний

Изолированные шашки, сильные шашки, жертва, угроза, ловушки в игре

15

Отработка навыка играть по правилам

15

30

74

Учебный

турнир

Игра между группами

30

30

Итого

5ч.15м.

31ч.45м

37ч

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Книгопечатная продукция

Учебно-методические комплекты (УМК) :

  • Программа
  • Книги о шашках
  • Энциклопедии
  • Методическое пособие для педагога

2

Наглядные пособия

Коробки с шашками

Коробки с магнитными шашками

Плакаты: различные позиции в шашках

3

Игры и игрушки

Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек» Пазлы

4

Учебное оборудование

Доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска.

Учебный стол Учебный стул

5

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Используемая литература

  1. Афанасьев В.В. Дополнительная образовательная программа объединения «Чудо шашки». URL: http://pedsovet.su/load/254-1-0-5177
  2. Вирный А.Я. Немного о шашках, но по существу. - М., 2004
  3. Драгунский В.Ю. Шляпа гроссмейстера// Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. - М., 2015.
  4. Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников: учеб. метод. пособие. - М. 2016.
  5. Сухин И.Г. От сказки - к шашкам. - Обнинск, 2008.

1 балл (средний): затрудняется правильно расставлять шашки на доске, находить горизонтальные, вертикальные, диагональные ряды, главную дорогу на доске, находить и сравнивать двойники, тройники, не может находить границы центра доски, центральные клетки белых и черных шашек, левый и правый фланги, границы флангов.


Не может подсчитать количество клеток на флангах. Не ориентируется на шашечной доске. Не умеет играть шашками и дамками. Не умеет играть по правилам, решать элементарные задачи в два хода.

О баллов (низкий): не знает структуры доски, не умеет ходить и бить шашками и дамками.

Условные обозначения:

2 - высокий уровень 1 — средний уровень О - низкий уровень

Критерии оценки диагностического обследования детей 6-7 лет

2 балла (высокий): ребенок имеет эле-    Знает и называет следующие термины: «ро- ментарное представление о тактических  жон», «угроза», «размен», «окружение», и позиционных элементах игры. Умеет «зажим», «жертва». Знает ходы и удары пользоваться диаграммами. Умеет быстро шашек и дамок, их отличия. Понимает важи правильно находить поля, вертикали и ность первых ходов. Умеет самостоятель- диагонали, показывая и называя их вслух, но выполнять задания, кратко и точно вы

ражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развиты ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Умеет находить ловушки в игре.

1 балл (средний): ребенок не имеет элементарного представления о тактических и позиционных элементах игры. Умеет пользоваться диаграммами. Быстро и правильно находит поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Затрудняется в назывании следующих терминов: «рожон», «угроза», «размен», «окружение», «зажим», «жертва». Затрудняется делать ходы и удары шашек и дамок, не видит в этом отличий. Плохо планирует свои действия, не всегда обдумывает их. Затрудняется в нахождении ловушек в игре.

О баллов (низкий): не умеет пользоваться диаграммами. Не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Затрудняется в назывании следующих терминов: «рожон», «угроза», «размен», «окружение», «зажим», «жертва». Затрудняется делать ходы и удары шашек и дамок, не видит в этом отличий. Не планирует свои действия. Не видит ловушки в игре.

Приложение 2

Понятийный аппарат

Большая дорога — самая длинная дорога на клеточной доске.

Бортовые поля крайние вертикальные поля.

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля.

Вертикальный ряд — это направление доски, которое считается снизу вверх.

Горизонтальный ряд — это направление доски, которое считается слева на право.

Дамки шашка соперника, достигшая дамочных полей.

Дамочные поля — это последние клетки соперника по горизонтали.

Двойная петля — построение шашек, при котором одна дамка соперника ловится с любого поля доски.

Двойники — две длинные параллельные диагонали, соединенные между собой диагоналями, состоящими из двух клеток.

Диагональ направление рядов наискосок.

Диаграмма — печатное изображение шашечной доски.

Доска эта клетки белого и темного цвета, соединенные между собой, игровое поле, на котором происходит игра.

Жертва — это прием, в ходе которого жертвуется шашка ради дальнейшего превосходства (шашек, ходов) над соперником.

Зажим позиция, в которой выключаются из игры силы соперника (обычно превосходящие).

Задача — жанр в шашечной композиции, где есть условия, которые приводят к решению.

Запирание шашек — тактический прием, в котором шашки соперника не могут двигаться.

Изолированная шашка — шашка, удаленная от своих сил, далеко продвинутая шашка на сторону противника.

Кол дебют, а также это название шашек, занимающих поля с5 (f4).

Ловушка западня, в которую пытаются завлечь соперника.

Окружение (охват) — прием, в ходе которого одна из сторон сознательно уступает центр сопернику и окружает этот центр с флангов.

Оппозиция — противостояние белых и черных простых на одной вертикали. Занять оппозицию — создать положение, когда силы соперника при своем ходе попадают под удар. Попасть в оппозицию — положе

Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника, создание реальной опасности для его положения.

Фланги — это расположения рядов по бортовым краям доски, есть правый и левый фланг с каждой играющей стороны.

Центр — это поле доски, где с5, d6, еЗ, f4, d4, е5 — это центральные клетки. Шашки, находящиеся на этих полях, называются центральными шашками.

Шашки — фишки двух разных цветов, в каждой стороне по 12 фишек на доске.

Шашечные игры

«Мини-шашки» — эта игра, в которой принимают участие два игрока. У каждого из игроков по 4 шашки. Игра проводится по правилам игры русские шашки. Шашки расставляются на бортовых полях, где белые шашки располагаются с клетки al, а черные — с клетки h8. Выигрывает тот игрок, у кого останется больше шашек на доске.

«Заяц — волк» — эта игра, в которой принимают участие два игрока. У одного из игроков 4 шашки («волки»), а у другого игрока — 1 шашка («заяц»). «Волков» и «зайца» ставят на бортовые поля. Волки могут делать ход только вперед на одну клетку по диагонали. Заяц может делать ход на одну клетку как вперед, так и назад по диагонали. Первым делает ход заяц. Задача волка — поймать зайца, запереть его, задача зайца — пробраться до первоначальных полей волка.


«Поддавки» — обратная русским шашхя игра. Задача каждой из сторон — отдать i можно больше шашек сопернику. Вынганг- вает тот, у кого не останется ни одной —кпг ки на доске.

«Поставь, как я» — игра на нахождение яа доске вертикали, диагонали, большой гм главной дороги, двойников и тройникли центра доски, ее флангов. Педагог обранжг ется к детям: «Я буду ставить на доске жг дания, а вы так же расставляйте шашки ш своей доске и называйте, что получилось •_ I

«Не пропусти в дамку» — игра, в ходе м- торой даются различные задания на то, чтг- бы не пропустить шашку в дамки.

«Побей дамку» — игра, в ходе которой zt~ ются задания на то, чтобы побить дамку и# разных позиций.

«Побей дамкой» — игра, в ходе которое даются задания побить шашку дамкой. Зшг тем задача усложняется: на доску выстгз- ляется еще одна-две шашки. Задача та же: побить дамкой шашки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности старшего и подготовительного возраста «Шашки»

Целью программы является создание условий для развития личности ребенка посредством игры в шашки. Задачи: Обучающие: • обучение основам шашечной игры; • обучение простым комбинациям, теории и п...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Волшебницы-шашки»

     Программа "Волшебницы-шашки" рассчитана  на детей старшего дошкольного возраста.        Программа предусматривает п...