статья. Характеристика речевой культуры педагога и методы ее совершенствования.
статья
В профессиональной педагогической деятельности педагога речевая культура занимает важное место.Владение речевой культурой для педагога является показателем его профессиональной подготовленности. Как показывает практика, в речи педагога дошкольной организации преобладают штампы, речь недостаточно образна и выразительна, большое количество простых предложений, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. У педагога должна быть правильная артикуляции звуков речи и их сочетаний, а также педагог должен уметь модулировать своим голосом.
В речи педагогов ДОО довольно часто отмечаются следующие недостатки:нарушения точности речи, нарушения понятности и содержательности речи, нарушение чистоты речи, нарушение выразительности речи. Существуют различные методы совершенствования речевой культуры педагога: упражнения для развития дикции, интонации, голоса; чтение литературы, регулярная работа с разными видами словарей; составление словаря трудных слов; произношение скороговорок; решение тестов по культуре речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика речевой культуры педагога и методы ее совершенствования
Н.А. Галинова
В профессиональной педагогической деятельности педагога речевая культура занимает важное место. Владение речевой культурой для педагога является показателем его профессиональной подготовленности. Речь педагога является образцом для детей дошкольного возраста. Поэтому забота о совершенствовании речевой культуры – нравственный и общественный долг каждого педагога [1].
Как показывает практика, в речи педагога дошкольной организации преобладают штампы, речь недостаточно образна и выразительна, большое количество простых предложений, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. У педагога должна быть правильная артикуляции звуков речи и их сочетаний, а также педагог должен уметь модулировать своим голосом.
В речи педагогов ДОО довольно часто отмечаются следующие недостатки:
– нарушения точности речи. В речи педагогов отмечается неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется: «Возьми штаны (брюки)», «Шапку (кепку) не забудь взять»
Для того, чтобы речь педагога была точной необходимо выбрать единственно нужное размещение слов в предложении, иначе смысл предложения становится непонятным. Из этого следует, что для точного обозначения словом информации для дошкольников, педагогу ДОО следует всегда контролировать свою речь [4].
– Нарушения понятности и содержательности речи: использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения; многословие, наслоение лишних фраз, деталей или излишняя краткость речи; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи и др. Например, на занятии по пересказу воспитатель говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?" Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя? «Нина. Женя шёл в школу. Воспитатель. Ну и что?" Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает педагог.
– Нарушение чистоты речи: произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.). Например: «Я, значит, буду читать, а вы значит запоминайте», «Катя, я вообще-то тебя попросила сходить вообще!», «Вот, вот так вот, ну вот теперь правильно!» [2].
Наиболее часто педагоги употребляют следующие слова – паразиты: «как бы», «по ходу»,, «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «да не вопрос», «без проблем».
Также в речи педагогов встречаются обращения-паразиты: «Киса», «Зайчик», «Малыш», «Да ты мой хороший» и подобные ласковые прозвища.
Отметим, что довольно часто в речи педагогов встречаются грубые просторечные и жаргонные слова, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, шарахнуть, слинять, клёво, отпад, тачка, прикол, хохма, халява; а также слова-сокращения: телик, видик, комп.
Говоря о засорении речи, о вкраплении в нее нелитературных элементов, следует заметить, что в этом проявляются неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова и бедность его словарного запаса.
– Нарушение выразительности речи: например, «Ну что ты перебираешь из пустого в порожнее!», «Твое поведение оставляет желать много лучшего».
Одно из средств выразительности речи педагога, которое наиболее эффективно используется в коммуникации с детьми, – это сравнение. Снижает выразительность речи следующие распространенные выражения педагогов: «храбрый, как лев», «трусливый, как заяц», «проходит красной нитью».
Главное условие выразительности речи педагога — это самостоятельность, творческий характер мышления. Важна также психологическая установка педагога: неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит.
Отметим, что речевая культура педагога на занятиях наиболее приближена к нормативной, тогда как в других режимных моментах воспитатель чаще употребляет жаргонные слова: «Куда Петя шмыганул?, «Как шарахнет током» и др.; слова-сокращения: «По телеку смотрели» и др.
Анализ научной литературы позволил выделить наиболее существенные методы, позволяющие педагогам совершенствовать речевую культуру.
Прежде всего — это чтение литературы, т. к. в профессиональной деятельности педагога именно этот вид речевой деятельности играет огромную роль (Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Н.А. Ипполитова и др.). Вдумчивое чтение - незаменимый урок языка.
Педагог должен читать классическую мировую и отечественную литературу (Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и др.), которые являются образцом правильной речи. При чтении необходимо стараться запомнить незнакомые слова, находить оригинальные выражения, обращать внимание на синтаксические конструкции. Чтение может быть изучающим (на этапе отбора и осмысления информации) или ознакомительным (на этапе отбора литературы).
Педагогу необходимо общаться с носителями культурной речи через средства массовой информации (телепередачи «ACADEMIA», «Вслух», «Культурная революция» на телеканале «Культура» и т.д.). Можно попробовать подражать своему любимому телеведущему: повторять его фразы, копировать интонации.
Также педагогу необходимо выполнять упражнения для развития речевого дыхания, дикции, голоса, интонации. Мы считаем полезными упражнения, предложенные С.Т. Никольской [5].
Педагог должен упражняться в решении тестов по культуре речи. Преимущество тестовых заданий заключается в удобстве, простоте и значительной экономии временных затрат. Решение тестов по культуре речи способствует формированию таких коммуникативных качеств профессиональной речи педагога, как правильность, точность, уместность. Рекомендуется хотя бы один раз в месяц решать тестовые задания по культуре речи, причем тест может быть, как с ключом, так и без него.
Педагогу необходимо вести словарь трудностей русского языка. Русский язык очень сложен, в нем много правил, исключений, что затрудняет правильное написание слов (капюшОн, безветреННый, цЫплёнок и др.). В лексическом составе большое количество заимствований, значения которых делают нашу речь не всегда точной (Андрей почти идентичен с отцом по характеру; непрезентабельные черты характера и др.), не всегда грамматически правильной, что связано с определением рода существительных и согласования с другими частями речи (ажурнАЯ тюль, кенгуру поскакалА и др.). Русское ударение является подвижным, разноместным, в связи с чем возникают трудности в правильном употреблении слов (мУка – мукА; вИна – винА; остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) – трусИть (бежать), призывнОй (возраст) – призЫвный (зовущий) и т. п.).
Практический опыт по формированию профессиональной речи педагога показывает, что записи в «Словарь трудностей русского языка», сложных в произношении, постановке ударения, определении рода слов и т. д. и регулярное возвращение к нему способствуют увеличению словарного запаса, грамотному использованию правил употребления и т. д.
Также действенным методом является нахождение ошибок в рекламных проспектах, объявлениях в общественных местах, газетах, с целью исправления недостатков и объяснения с точки зрения законов русского языка. В первую очередь в «Словарь» должны войти слова, наиболее часто используемые в профессиональной речи педагога (обеспЕчение, звонИт, бАнты и др.).
Также педагог должен внимательно изучать нужные разделы в грамматическом (словарь указывает грамматические свойства, правописания, место ударения и деление для переноса каждого слова в начальной и производных формах), орфоэпическом (для правильного произношения слов), орфографическом (для правильного написания слов) и др. словарях.
Таким образом, существуют различные методы совершенствования речевой культуры педагога: упражнения для развития дикции, интонации, голоса; чтение литературы, регулярная работа с разными видами словарей; составление словаря трудных слов; произношение скороговорок; решение тестов по культуре речи.
Литература
- Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 539с.
- Вьюшкова, Л. Н. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс] / Л. Н. Вьюшкова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 64 с.
- Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов : [16+] / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2010. - 431 с.
- Десяева, Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с. – с. 37.
- Никольская, С. Т. Техника речи. – Изд-во «ЗНАНИЕ» М. : 1998. – 139 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-414522-1394812200.jpg)
Консультация практикум Речевая культура педагога
Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...
Статья "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству"
Творческие способности дошкольников зависят от речевой культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/30/picture-551836-1419936824.jpg)
Педагогический совет "Речевая культура педагога"
Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-1089500-1547297470.jpg)
статья "Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки"
В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования речи детей в детском саду, в частности на музыкальных занятиях....
Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...
Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблю...