статья "Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Лебедева Ольга Витальевна

 

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования речи детей в детском саду, в частности на музыкальных занятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_rechevoy_kultury_doshkolnika.docx27.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки»

«Там, где кончается слово, начинается музыка…»

Речь и музыка: много общего

        

Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. Качество речи, способы ее построения, ее смысл дают нам представление о личности человека, который ею пользуется.

Проблема взаимосвязи речи и музыкального искусства рассматривалась многими представителями различных областей науки. К сравнительному анализу музыки и речи обращались музыковеды, психологи, лингвисты, этнографы. Учеными изучались проблемы восприятия музыкальных и речевых ритмов и их воздействия на психику, вопросы эмоциональной окраски музыки и речи, исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций  и многие другие проблемы, связанные с речью и музыкой. Близость музыки  к речи вытекает из ее универсальной природы, специфики ее выразительных средств. В физических свойствах музыкального звука уже заключена вероятность вовлечения слушателя в музыкальный поток. Характеризуя речь, мы можем говорить о ее музыкальности и о таких понятиях, как гармония, благозвучие; когда речь заходит о поэзии,  мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки.

В вопросе о взаимосвязи музыки и речи нельзя обойти вниманием такой компонент, как интонация. В языкознании это понятие в широком смысле понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая (то, что мы называем «мелодия речи»), изменения динамики и тембра. Интонация в музыке – это, по высказыванию В.В.Медушевского, звуковое воплощение сочинения в единстве всех средств его выразительности в масштабах целого. В узком смысле под музыкальной интонацией имеется в виду звуковысотная кривая мелодии, музыкальный отрезок, кратчайшая музыкальная мысль (Б.В.Асафьев). Музыкальная интонация представляет собой обобщение, несущее в себе некую музыкальную информацию; в ней кроется выразительность музыкальной темы. Функции музыкальной интонации весьма близки к функциям, выполняемым речевой интонацией. Несомненно, можно выделить вопросительную, восклицательную, утвердительную, перечислительную интонации в музыке. Присутствуют в музыке и такие интонации: скорби, восклицания, вопроса, утверждения, повеления, перечисления, призыва…В отличие от музыкальной, речевая интонация вносит дополнительный эмоциональный смысл в речевое высказывание, подчас настолько изменяя этот смысл, что он начинает противоречить словам. Как видим, наиболее типичные интонации наблюдаются как в речи, так и в музыке.

Рассмотренные связи между музыкальным искусством и речью позволяют нам констатировать, что музыка и речь – это звуковые процессы с характерными для них общими объективными законами, расчлененностью, звуковой стилистикой, распределением акцентов и кульминаций. Композиция, форма, ритм, звук, слово, темп, динамика, ритм, интонация, ударение группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и человеческой речи.

         И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое  сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции, дети быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить. Союз  двух искусств литературы и музыки- мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления. Существует  также  гипотеза  о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

  Новорожденные малыши  сначала слышат звуки языка и только намного позже учатся понимать их значение. Результаты многих исследований показали, что мозг новорожденного малыша уже способен различать фонемы, а также ритм и высоту звуков. Ученые университета города Мэриленд (США) считают, что для малышей язык — это просто музыка, своего рода вокальное произведение. Американские исследователи  пришли к выводу, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки и она является своего рода предъязыком. Подобные утверждения лишний раз доказывают, что музыкальное искусство, как форма общения, на протяжении веков вбирало в себя опыт всей человеческой коммуникации.

Итак, коммуникативность – наиболее очевидный параметр сходства речи и музыки. Кроме того, можно выделить и такие характерные для этих звуковых явлений компоненты, как знаковость, ритмичность, интонационная основа, а также акустические параметры: высота звука, сила, тембр, длительность, динамика. Что касается общности акустических параметров речи и музыки, то она очевидна. Мы видим, что выразительность языка речи во многом  сходна с выразительностью языка музыки. Музыка и слово неразрывны.        

Формирование речи и музыкальная деятельность детей

Музыкальный руководитель может во многом помочь в формировании звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели.  На музыкальных занятиях  работа над звуковой культурой речи  проводится согласованно воспитателем и музыкальным руководителем.

Отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели  высоко оценивают роль пения в жизни человека. Мы знаем, что пение относится  к «высшему, совершеннейшему искусству» и  что  «пение первоначально и существенно подобно разговору». Оно  приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное  произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка) это конечно помогает развитию четкой дикции ребенка. Также пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленного дыхания, активно работают легкие, развиваются голосовые связки, укрепляется голосовой аппарат.Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

На 2-м году жизни (от 1,5-2-х лет), дети начинают произносить и нараспев подпевать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз за воспитателем, (да, ух, топ, хлоп, кап, так, тра-та-та) с движениями.  Малыши подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.

На третьем году жизни (2-3 года),певческий голос детей начинает только формироваться. Дети начинают подпевать не только повторяющиеся слова, но и фразы. Происходит дальнейшее развитие речи в подпевании.

Дети средней группы (4-5 лет) уже имеют определенную подготовку, у них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, более точным стало произношение отдельных звуков, слов. Вслед за развитием правильной речи формируется мышление, логика, интеллектуальные способности ребенка и восприимчивость к новой информации.

На занятиях вырабатывается артикуляция: учатся активно открывать рот во время пения. Продолжается работа над развитием речи: небольшие попевки из репертуара младшей группы и новые попевки; пение по одному: дети стараются лучше произносить слова, когда предлагается спеть песню по одному.  Усложняется  песенный  репертуар.

В старшем дошкольном возрастеважной задачей на ряду с дальнейшим развитием певческого голоса, становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте недостаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким выговариванием слов, «проглатыванием» окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Исполняя колыбельные, ласковые попевки, дети преодолевают эти недочеты речи.

Общему развитию речи детей, четкой дикции, активной артикуляции, помогают современные  методики.  Артикуляционные упражнения, а также двигательные, дыхательные упражнения и разнообразные распевки. Также на музыкальных занятиях используются разнообразные приемы развития дикции: произнесение текста шепотом, в ритме песни, выразительное прочтение текста без музыки, беззвучное пение с четкой артикуляцией.

Кроме пения речь детей развивается и на других видах музыкальной деятельности: слушание, песенное творчество, музыкально-ритмические движения (хороводы, игры с пением), игра на музыкальных инструментах.

Восприятие музыки выражается в беседе о прослушанном произведении, характере музыки, связанный с эмоционально-образным содержанием. Педагог побуждает детей проявлять активность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, дети стараются с помощью педагога использовать максимум прилагательных, отвечают на вопросы, таким образом совершенствуется  речь детей. Музыка становится ключом, который открывает детские уста, вызывает естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.

В песенном творчестве можно использовать так называемые музыкальные вопросы и ответы. В разговорной речи на вопрос получают ответ, например «Как твои дела?» - «Хорошо, спасибо», или «Как тебя зовут?», ребенок проговаривает  свое имя. Также и в пении дети учатся сочинять мелодии в заданной тональности, на заданный текст. Задание выполняется индивидуально, поэтому ребенок старается спеть и отчетливо произносить слова.

Игры с пением, хороводы, инсценировки песен тесно связаны между собой. Основа в них – песня. Выбирая песни, можно использовать их в дальнейшем: в музыкально – ритмических  движениях, играх, хороводах.

Дети также с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, одновременно напевая несложные песенки, потешки. В этом виде детской деятельности развивается мелкая моторика кистей рук, ритмизированная речь.Опыт показывает, что используемые в работе с дошкольниками данных методик, значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает знания об особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.

Речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся речевые  игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые строчки, напевая короткие потешки( «Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной игры с взрослым способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать со сверстником — все это являются огромным развивающим потенциалом.

Значение  игры  на формирование речи ребенка

        Игра - это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к  игре можно определить как  уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития, так как именно в этих играх происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В  игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

        Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственному развитию ребенка  и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Известный писатель Д.Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Заключение

Музыкальное воспитание оказывает  незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте, к окружающему миру. Развитие музыкальных способностей стимулирует и формирует развитие как художественно-эстетических, так и интеллектуальных способностей. Чтобы  у наших детей развивались речевые способности,  мы приобщаем их к музыке.

Список литературы:

  1. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М., ВЛАДОС 1997
  2. Доломанова Н. Н.  Подвижные игры с песнями в детском саду. –

М., Сфера 2002

3. Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., Радынова О. П.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М., Akademia, 1998

     4. Симонов В. П.  Проблемы подготовки аттестации и повышения квалификации педагогических кадров» Вып. 2. – М., 2002

     5. Рахматуллина Н. У. Инновационные методы и приемы развития речи дошкольников на музыкальных занятиях

    6. Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.,Просвещение, 2000

    7. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском  саду. – М., Просвещение 1990

    8. Бодраченко И. В. Музыкальные игры в детском саду. – М.,

Айрис Пресс 2009

9. Музыкальный руководитель 2010, № 1 стр.5 «Распевки с элементами игры»

   10. Музыкальный руководитель 2012, № 3 стр. 10 «Воспитание ребенка средствами музыки»

    11. Музыкальный руководитель 2010, № 7 стр. 10 «Музыка моя – слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая культура как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников

В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников коммуникативным умениям...

Индивидуальный план самообразования на 2017-2022 год по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников средствами музыки"

Данный материал представляет собой индивидуально-разработанный план на ближайшие 5 лет по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников средствами музыки"...

Воспитание экологической культуры детей средствами музыки- консультация для родителей

Воспитание экологической культуры детей средствами музыки- консультация для родителей....

Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников

Презентация "Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников"...

«Мир математики и музыки» Консультация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»

«Мир математики и музыки» Консультация: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»...

Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.

Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...

Эффективные педагогические технологии для развития предпосылок функциональной грамотности (читательской, речевой) у дошкольников средствами музыки.

Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности в социальных отношениях.От ...