Развитие вокальных способностей дошкольников в рамках дополнительного образования в условиях ДОУ
статья

В  рамках общеобразовательной  деятельности  у  условиях  ДОУ  пению  отводится  лишь четвертая  часть  занятия,  а  потребность  в    развитии  певческих  способностях  растёт

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Одинцова  Лилия  Владиславовна

Развитие  вокальных  способностей  дошкольников в  рамках  дополнительного  образования в условиях ДОУ

В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности.

Песня – это  радуга  красок, яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. Учит дошкольника быть чутким, внимательным и заботливым, видеть в самом понятном и простом удивительное и необыкновенное.

Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус.

В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.

Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.

Более того, занятия вокалом приносят для детского организма следующую пользу:

развивают слух и чувство ритма;

прививают музыкальный вкус;

улучшают память (поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и пр.);

способствуют развитию способностей к импровизации;

стимулируют речевую активность (в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их);

нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию (уроки пения очень эффективны при астме);

эффективно устраняют речевые нарушения (например, во время пения ребенок перестает заикаться);

развивают коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе и как следствие оказывает положительное  воздействие на  его  психофизическое  состояние, освобождая  его  от  внутреннего напряжения;

раскрепощают, устраняют комплексы и страхи.

Занятия пением способствуют улучшению психического и эмоционального состояния ребенка, что очень важно для подрастающего поколения. Регулярные занятия вокалом тренируют дикцию дошкольника, вследствие чего речь   ребенка становится четкой, последовательной, без дефектов.

В  рамках общеобразовательной  деятельности  у  условиях  ДОУ  пению  отводится  лишь четвертая  часть  занятия,  а  потребность  в    развитии  певческих  способностях  растёт. Существует  запрос  со  стороны  родителей. Поэтому  создание  оптимального развития  вокальных  способностей  детей возможно  в  рамках  дополнительного  образования. 

Занятие пением рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Предварительно с детьми рекомендуется разучить правило красивого пения:

Если хотите красиво вы петь,

Прямо на стульчике надо сидеть.

Надо дыхание брать научиться!

Рот открывать широко!

Не лениться!

 Надо губами уметь шевелить.

Чётко слова все произносить.

Гласные буквы тянуть, распевать ...

Живот не выпячивать,

Сразу дыхание всё не растрачивать.

Надо стараться петь улыбаясь,

Лицом, подбородком не напрягаясь!

Петь задушевно, немножко волнуясь!

Просто! И всё же, собой чуть любуясь!

Не горлопанить и не кричать!

Звуки высокие все доставать,

Слыша при этом сопровождение.

Вот что такое красивое пение.

Каждое  занятие  состоит из 4-х частей:  

Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание с попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты.

Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Инсценирование песен отрабатывает навык выразительного артистичного исполнения,  превращает каждого исполнителя в настоящего артиста.

В  рамках  дополнительного  образования  у дошкольников формируются   следующие  качества:

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (Петь  без  напряжения,  плавно,  легким  звуком;  вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

Сохранять  правильное  положение  корпуса  при  пении,  относительно  свободно  артикулируя,  правильно распределяя дыхание;

Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

Активно участвовать в выполнении творческих заданий.

                         Список  литературы

1. Степанова С. М. Пение как средство развития вокальных способностей у детей дошкольного возраста. - URL: https://www.pdou.ru/conference_notes/273

2. Какриашвили, О. И. Зачем ребенку пение? — URL: https://moluch.ru/archive/232/54104/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями, как условие положительной динамики коррекционной работы с дошкольниками в условиях логопункта.

В материале представлено обобщение опыта взаимодействия с родителями детей, посещающими коррекционные занятия с логопедом....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИВ УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ  «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприи...

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Условия успешной организации образовательной, коррекционной и лечебно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы-детского сада

В статье раскрывается  опыт работы  коллектива в условиях комплекса: начальная школа - детский сад для детей с нарушениями зрения....

Управленческий проект "Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях перехода к ФГТ"

Данный проект предусматривает управленческие действия по повышению профессиональных компетенций всех педагогов ДОУ в зависимости от опыта работы, заинтересованности в самообразовании и развитии....

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...