НОД "Свойства магнита"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Иванова Любовь Николаевна

знакомим детей со свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_magnita.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Свойства магнита

Цель образовательной деятельности: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

 Цель эксперимента: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

 Задачи:

 Образовательные:

1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

2. Продолжать формировать умения самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, делать обобщения.

 3.Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.

 Развивающие:

1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.

 3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

 Воспитательные:

 1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы, рыбки, тарелки для раздаточного материала, схемы правил поведения в лаборатории, самодельный «портал» времени, мячик, иллюстративный материал: картинки к игре «Четвёртый лишний». -на пару детей: банки с водой, стаканы.

Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук, видеодиск «Лунтик и его друзья». Предварительная работа: - опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?». Ход

 Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками

. Воспитатель: Все встали в круг, взялись за руки, почувствуйте силу каждого из нас и скажем волшебное заклинание:

 По быстрей, выходим в круг!

Ты мой друг и я твой друг.

Друг на друга оглянулись Обнялись и улыбнулись.

2. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10. -Тогда не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Но вот незадача. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись. Восстановите его. - Каких цифр не хватает? 1…3 4….6 ..5.. 6…8 ..7.. Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске. -Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.

 3. Зрительная гимнастика. По быстрей, выходим в круг! Ты мой друг и я твой друг. Друг на друга оглянулись (глазами) Обнялись и улыбнулись. Вниз глаза мы опустили, Землю нашу проводили. Глазки вверх, смелей вперёд. В волшебный мир портал ведёт. Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.

4. Правила поведения и безопасности при проведении опытов. -Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них: Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись В маленьких волшебников Скорее превратись! -Вот теперь мы настоящие волшебники. -Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.

 1.нельзя ничего пробовать на вкус;

 2.нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только с взрослыми;

4.будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

 5. Опыт «Всё ли притягивает магнит? » -А всё ли притягивает магнит? -У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: -в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает; -в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит. -Как мы это проверим? (с помощью магнита) - Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Самостоятельная работа. - Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось? Ответы детей -Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы. -А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи). - А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-».. Материал. Притягивается ли магнитом? Резина - Дерево - Железо + Пластмасса - Бумага - Ткань - Дети ставят условные значки и формулируют умозаключение. -Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм

. 6. Физкультминутка (с мячом). Игра «Притягивает – не притягивает» -Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.

 7. Легенда о магните. -А теперь садитесь на ковёр и послушайте. (Звучит музыка). -Я расскажу вам одну старую легенду. Звучит спокойная музыка. -В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». -Понравилась вам эта легенда? -Почему же магнит так назвали?

 8.Д/и «Четвёртый – лишний» На полу лежат карточки с рисунками предметов, которые притягивает магнит, и фломастер. -Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?

 9. Игра-опыт «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы? -А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. Работаем в паре. -Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук? -А поможет нам в этом удивительная план - карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство. -Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан) -Что потом? (бросить скрепку в стакан) -А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана. -Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх). -Что же двигало скрепку? (Магнитная сила) -Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло? -Магнитные силы проходят через стекло.

10. Игра «Рыбалка». Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок, и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры. Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры) -А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте. Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту. -Расскажите, что вы делали и что у вас получилось. -Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Значит, магнитные силы проходят через воду. -Садитесь на свои места.

11. Игра-опыт «Волшебный лабиринт». Мы продолжаем наше путешествие в стране волшебства. Воспитатель: Ой, посмотрите, что тут лежит на полу? в конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.

 Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка Давайте повторим ее движения. Ребята возьмите картонную карточку, на него положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам. Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто «танцует» Почему двигается скрепка? Ответы детей. -Какой мы можем сделать вывод? -Магнитная сила проходит через картон. -Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника. -Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила? -Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон. -Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.

12. Зрительная гимнастика. -А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг. А теперь пора прощаться, В детский сад нам возвращаться. Ребята быстро по местам Перемещению старт дан. -Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке. Открыли глаза, провели глазками по той длинной дорожке, по которой мы совершили своё перемещение.

13. Итог образовательной деятельности -Где мы с вами были? -С какими свойствами магнита мы познакомились? (цепочкой) -Магнит притягивает железные предметы. -Магнитные силы проходят через разные материалы. Воспитатель: -Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук? - Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы). - Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

План развития мини-музея в подготовительной группе “Магниты”

План развития мини-музея в подготовительной группе“Магниты”Интересное о магнитах История магнитного хобби:занимательные фактВ ноябре 1954 года Джон И. Уитли получил патент на идею использов...

Знакомство с магнитом

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.Задачи: Познакомить детей с понятием «магнит».Сформировать представление о свойствах магнита.Актуа...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...