Главные вкладки

    НОД "Путешествие в типографию"
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Исакова Татьяна Анатольевна

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
    любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
    ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_puteshestvie_v_tipografiyu.docx255.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 7»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

    Разработала и провела: воспитатель

    Исакова Татьяна Анатольевна

    г. Энгельс

    январь 2018 г.

    Пояснительная записка

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
    любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях.

    Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
    ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

    Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

    Возрастная группа: подготовительная  группа № 2 (6-7 лет)

    Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением  «Путешествие в типографию».

    Цель:

    - Формировать интерес к книге как к великому источнику знаний и произведения искусства.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным и социальным окружением), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».

    Задачи:  

    • Расширить представления детей о разных книгах,  об истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире.
    •  Познакомить детей с трудом работником типографии, а также с процессом создания книги и ее оформления.

    - Развивать умение у детей видеть значимость каждого компонента труда и получение результата от своего труда.

    - Воспитывать любовь к книгам и относиться с уважением к людям, которые создают книги.

    - Активизировать речь дошкольников.

    Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

    Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа,  словарная работа, поощрение)Наглядный (рассматривание иллюстраций  с фотографиями печатных станков, старинных книг, журналов),  игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

    Оборудование: Иллюстрации  с  фотографиями печатных станков, старинных книг, журналов, выставка книг, презентация  «В мире книг».

    Предварительная работа: Беседы о типографии, дидактические игры.

    ХОД НОД

    Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у иллюстраций с изображением типографий.

    Воспитатель:

    Все читали в детстве книжки
    И девчонки и мальчишки,
    И не думали, не знали -
    Кто нам эти книжки дарит.
    Мама с папой, Дед Мороз?
    Риторический вопрос.
    Знаем, что литературу
    И газеты, и брошюры.
    В типографии с утра
    Дел печатных мастера
    Для народа создают,
    Информацию куют.

    https://img-fotki.yandex.ru/get/6714/119543383.2e/0_a4f4f_b1862cdf_XXL.jpg

    Е. Запяткин

    Воспитатель: Сегодня у нас с вами состоится  великолепное путешествие.  Мы отправимся туда, где узнаем много интересного о людях, которые издают, печатают книги, журналы, газеты, тетради, брошюры. Давайте произнесем с вами волшебные слова:

    «Ты катись, катись колечко

    на веселое  крылечко,

     в летние леса,

     в теремок волшебный,

     да по хрусткому ковру

     к повеленью моему!»

    (покружиться на месте)

    Ой, посмотрите, а где это мы с вами очутились!  Как много всего интересного вокруг. Хотелось бы вам узнать, где мы очутились?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим где мы оказались с вами, в какой стране.

    На стенде выставлены иллюстрации с изображением разных этапов создания книги.

    Слайд 1. Создание автором будущей книги

    Слайд 2. Автор несет рукопись в издательство

    Слайд 3. Предварительный анализ рукописи редактором

    Слайд 4. Подписание договора между издательством и автором

    Слайд 5. Редактирование рукописи книги

    Слайд6. Набор текста наборщиком

    Слайд 7. Корректура набора текста корректором

    Слайд 8. Верстание книги верстальщиком

    Слайд 9. Корректура верстки

    Слайд 10. Работа над обложкой книги

    Слайд 11. Подписание книги у технического редактора

    Слайд 12. Подписание книги в печать

    Слайд 13. Фотоформы будущей книги

    Слайд 14.  Закупка сырья типографией для книги

    Слайд 15. Печать внутреннего блока книги

    Слайд 16. Печать обложки книги

    Слайд 17. Вывоз готовых книг на склад

    Слайд 18. Развоз книг в сети сбыта

    Слайд 19. Продажа книг в торговых точках

    Слайд 20. Использование книг потребителями

                               

    Дети: Мы оказались в волшебной стране Типографии.  Нам хотелось бы еще больше узнать об этой прекрасной стране.

    Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы узнали с вами как создаются книги.

    Дети: Рассматривают и выбирают иллюстрацию с изображением поэтапного создания книги.

    Воспитатель: Назовите ребята весь этап создания книги. Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту иллюстрацию?

    Дети: Этапы создания книги очень многогранны. Прежде чем книга попадёт в руки к покупателю она проходит трудоемкий путь своего создания. В первую очередь книгу должен написать автор и принести ее в издательство. Редактор осуществляет предварительный просмотр книги и если книга удовлетворяет целям издателя, то между ними заключается договор.  Затем книга редактируется,  и наборщик набирает материал книги. Корректор осуществляет корректуру книги, а верстальщик набирает текст книги. После этого корректор осуществляет корректуру верстки и параллельно осуществляют работу над обложкой книги. Верстка книги подписывается у технического редактора, а директор издательства подписывает книгу в печать. Фотоформы книги отправляются в типографию, а типография закупает необходимое сырье для печати книги. В типографии печатается внутренний блок книги, а также ее обложка, книга собирается и отвозится на склад издательства, откуда попадает в сферу сбыта, а затем в книжные магазины. Мы выбрали картинку с изображением корректировки текста, потому что от корректора зависит правильность написания книги.

    Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, ребята для чего людям нужны книги, журналы, газеты.

    Дети: Газеты, журналы и книги знакомят нас с миром прекрасного, волшебного таинства, всего того, что происходит в мире. С помощью книг мы знакомимся с интересными людьми, историческими данными.

    Воспитатель: Хочу Вам напомнить ребята, что с древних времен люди сочиняли сказки, народные песни, пословицы, поговорки. Все эти произведения, нужно было записывать, чтобы не забыть в будущем. Для написания своих рассказов люди использовали  глиняные и каменные таблички, бересту и папирус. Но чтобы впоследствии можно было все это прочитать, для написания книг использовали людей, у которых  был очень красивый и разборчивый почерк. Затем книги красиво оформляли, рисовали в них иллюстрации, выделяли заглавные буквы яркими и затейливыми узорами и красками.

     

    Задание 1. Дидактическая Игра «Найди старинную книгу»

    На столах разложены картинки с изображением разных книг.

    Слайд 21. Картины книг к игре.

                             

    Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают старинные книги.

    Дети выполняют задание

    Воспитатель:  Ой, ребята, что это за шум, какой то гул стоит, вы слышите?

    Дети: Мы слышим шум голосов, разговоры. Давайте все вместе посмотрим кто к нам пришел. Да это же самый настоящий книгоиздатель со своей командой. Мы ему предложим показать нам всю работу типографии изнутри и  помочь нам сегодня в нашем увлекательном путешествии.   Вы слышите, как стучат печатные станки, как красиво летит листок за листком, создавая шедевр.

    Слайд. 22 Печатные станки

    Книгоиздатель: Милые ребята, я вам хочу напомнить, что когда появилась потребность в создании множества книг, журналов, газет, то человек придумал печатный станок, а потом и еще более сложные машины для печатания книг.http://laoblogger.com/images/editor-cartoon-clipart-9.jpg

    Воспитатель читает стихотворение С. Черного «В типографии»

    В типографии


                  Метранпаж октавой низкой
                  Оглушил ученика:
                  «Васька, дьявол, тискай, тискай!
                  Что валяешь дурака?
    Рифмачу для корректуры надо оттиск отослать…»
    Васька брюхом навалился на стальную рукоять.


                   У фальцовщиц тоже гонка —
                   Влажный лист шипит по швам.
                   Сочно-белые колонки
                   Набухают по столам.
    Пальцы мчатся, локти ходят, тараторят языки,
    Непрерывные движенья равномерны и легки.
                    А машины мягко мажут
                    Шрифт о вал и вал о вал,
                    Рычаги бесшумно вяжут
                    За овалами овал.
    «Пуф, устала, пуф, шалею, наглоталась белых кип!»
    Маховик жужжит и гонит однотонный, тонкий скрип.
                    У наборных касс молчанье.
                    Свисли груши-огоньки,
                    И свинец с тупым мерцаньем
                    Спорко скачет из руки.
    Прейскуранты, проза, вирши, каталоги и счета
    Свеют нежную невинность белоснежного листа…
                    В грязных ботиках и шубе
                    Арендатор фон-дер-Фалл,
                    Оттопыривая губы,
                    Глазки выпучил на вал.
    Кто-то выдумал машины, народил для них людей.
    Вылил буквы, сделал стены, окна, двери, пол.
                                                                                 Владей!
                     Пахнет терпким терпентином.
                     Под машинное туше
                     С липким чмоканьем змеиным
                     Ходят жирные клише,
    Шрифт, штрихи, заказы, сказки, ложь и правда, бред
                                                                                            и гнус.
    Мастер вдумчиво и грустно краску пробует на вкус.
                      В мертво-бешеной погоне
                      Лист ныряет за листом.
                      Ток гудит, машина стонет —
                      Слышишь в воздухе густом:
    «Пуф, устала, пуф, шалею. Слишком много белых кип!»
    Маховик жужжит и гонит однотонный тонкий скрип.

    Метранпаж — старший наборщик в типографии, верстающий полосы.

    Фальцовщица — работница типографии, сгибающая отпечатанные листы.

    Терпентин — смоляная пахучая жидкость, употребляемая в типографском деле.

    Туше — прикосновение для наложения краски.

    Физкультурная минутка

    Дети под слова воспитателя выполняют соответствующие движения.

    Тучко с солнышком опять (движение по кругу)

    В прятки начала играть (игра в пятки)

    Только солнце спрячется (присесть и руками закрыться)

    Тучка вся расплачется (изобразить слезы и вытирать круговыми движениями)

    В.Берестов

    Основная часть:

    Воспитатель:  Вы прослушали внимательно стихотворение Саши Черного, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как вы думаете где печатают книги?

    Дети: Книги печатают в типографии.

    Воспитатель: Скажите, ребята, вы можете сказать , кто работает в типографии?

    Дети: В типографии работают корректоры, верстальщики, наборщики, переплетчики, фальцовщики, брошюровщики, резчики, печатники.

    Воспитатель: Ребята, расскажите мне о печатном процессе типографии?

    Дети:  Печатный процесс очень трудоемкий в нем участвуют многие люди. И работа начинается с  набора текста, обработки информации,  верстки, фотонабора, монтажа фотоформ, и подготовка печатных форм в цехе. Затем готовые формы отправляют в  переплетный цех где накладывают и склеивают обложку книги иными словами создают экземпляр книги, а затем книги отправляют на склад.

    Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, кто по вашему мнению создает материалы для книг?

      Дети: Материалы для книг создают поэты, писатели, художники, которые являются авторами черновых рукописей. К поэтам и писателям обносятся очень творческие люди, у которых преобладает прекрасное воображение, яркая фантазия.

    Воспитатель: А также, ребята,  поэтам и писателям очень необходимы особые умения, вы знаете, что  поэтам нужно уметь для того, чтобы написать  стихи,  им надо уметь подбирать рифмы. А давайте с вами поиграем в игру «Рифмы»

    Задание 2. Дидактическаяи игра «Рифмы»

    Воспитатель показывает по одной предметной картинке (кошка, мышь, синица, пес,…). Дети должны подобрать рифму к каждому слову.

    Слайд 23. Изображения  предметных картинок к игре.

                 

        Заглянул щенок в окошко:                          – Ходят всякие тут, ишь!
    – Чем же лакомится… (кошка)?                   – Смотрит зло на кошку… (мышь).  

    – Может, хватит, мышка, злиться?               - Ничего не произнес
    – Прочирикала… (синица).                              Под кроватью спящий… (пес).

    -  На болоте под кустам                                  -  На столе лежали в вазе

    Дружно квакает…(лягушка)                              Сладкие…(конфеты)

    Воспитатель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?

    Дети: Мы видим картину с изображением автора который пишет свою книгу.

    Воспитатель: Постарайтесь представить себя в роли автора книги  и сочинить свою книгу или стихотворение.

    Звучит тихая спокойная мелодия.

    Задание 3. Сочини стихотворение

    Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы стали великими писателями или поэтами. И вам нужно  будет сочинить небольшое стихотворение с предложенными словами. В стихотворных строках  закончить фразу нужно так, чтобы получилось складно. А можно свое стихотворение и зарисовать.

    На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

    Дети:  Жил был песик голубой

    Он играл с букашкой

    Веселился и играл

    В стороне с бумажкой.

    У синего моря шумело

    Вода поднималась на столб

    Ракушки и камни прибило

    Прибоем к песчаному дну.

    Эти русские матрешки,

    Разноцветные одежки,

    На секреты мастерицы,

    В старшей прячутся сестрицы.

    Сколько их там не поймешь,

    Если младшей не найдешь.

    Эту куколку открой

    Будет третья во второй

    Половинку отвинти

    И сумеешь ты найти

    Куколку четвертую.

    Наша русская матрешка

    Не стареет сотню лет

    В красоте в таланте русском

    Весь находится секрет

    Воспитатель:  Молодцы  ребята. Каждый из вас высказал свое мнение, сочинил стихотворение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своего стихотворения.

    Слайд 24, 25. Рисунки к стихотворениям.

    Воспитатель:  Умницы  вы прекрасно справились с заданием, нашему книгоиздателю  понравились ваши рисунки и он захотел издать журнал с вашими работами.

    Воспитатель:  А еще ребята,  хочется вам рассказать, что над книгой, которую вы держите в руках, кропотливо работают люди, которые находят и исправляют ошибки в тексте. Таких людей называют редакторами и корректорами. Давайте с вами превратимся в корректоров и исправим неправильные слова. Приступим к игре.

    Задание 4. Дидактическая игра «Звук заблудился»

    Воспитатель читает стихотворные строки. Дошкольники должны назвать слово, которое звучит неправильно и определить «заблудившийся» звук. А затем произнести слово правильно.

    Жучка будку (булку) не доела:

    Неохота, надоело!

    Ехал дядя без жилета (билета),

    Заплатил он штраф за это.

    На островок налетел ураган,

    На пальме остался последний баран (банан)

    Тает снег. Течет ручей.

    На ветвях полно врачей (грачей).

    Мама с бочками (дочками) пошла

    По дороге вдоль села.

    На поляне весной

    Вырос зуб (дуб) молодой.

    Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

    Воспитатель: А еще, ребята, я хочу вас познакомить с еще некоторыми важными профессиями: http://www.dsol-druzhba.ru/userfiles/dlja-detey/dom-tvorchestva/image018.jpg

     – профессией переплетчика.  Переплетчику в работе помогает  машина. Она нарезает отпечатанные листы, красочные иллюстрации, складывает их, стягивает, а потом «одевает» в красивый переплет.  

    Кроме переплетчика в типографии работают и верстальщики, это люди, которые отвечают за оформление текста и иллюстраций. Работа верстальщика заключается в том, чтобы текст был читаем, иллюстрации выглядели логично.

    Профессия фальцовщика в последнее время не очень часто используется в полиграфическом производстве, но люди этой специальности занимаются фальцовкой, то есть сгибом полиграфической продукции, буклетов, тетрадей, журналов.

    Брошюровщик занимается тем, что соединяет разрозненные страницы, в единую книгу или журнал.

    Печатник  следит за печатным процессом, оборудованием, контролирует процесс использования расходных материалов, занимается обслуживанием печатных станков. У печатника очень важная работа, кроме основных обязанностей он еще занимается передачей напечатанных листов брошюровщику, а  также координирует действия с фальцовщиком.

    Резчик нарезает готовые отпечатанные листы на этикетки, буклеты, страницы книг

    А для повторения материала мы с вами поиграем в игру «Назови правильно»

    Дидактическая игра «Назови правильно»

    На столах лежат картинки с изображением профессий полиграфического производства, а также людей других специальностей. Нужно найти картинку относящуюся к профессиям  типографии.

    Слайд. 26 Профессии полиграфического производства

    Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами  с типографией, работниками типографии. Вот видите, с какими разными и интересными специальностями  мы познакомились. И напоследок  хотелось бы вам сказать, что – книга, это результат трудовых умений, а также кропотливого труда всех работников типографии.

    Заключительная часть:

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Книгоиздателем, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?

    Дети: Да, книгоиздатель  нас познакомил с процессом изготовления книг это очень интересное занятие. И мы будем с уважением относиться к книгам.

    Воспитатель: Давайте скажем Книгоиздателю слова благодарности за то, что вы занимаетесь нужным делом, потому что дети узнают много нового и интересного из книг, сопереживают героям книг, и   до свидания.  

    Дарите людям новости,

    Доводите до них  необходимую информация,

    Держите в курсе событий,

    Дарите новые произведения,

    В жестком и не очень переплете.

    Литература.

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

    2. Занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением  в подготовительной   группе детского сада под редакцией О.В. Соломенниковой.

    3. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников. Подготовительная  группа». Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014 г.

    4.  Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

    5. Гербова В.В. «Развитие речи».  Подготовительная группа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по проведению сюжетно-ролевой игры "Типография"

    На примере этой игры можно разнообразить социальное представление о жизни и профессиях в типографии....

    Конспект по проведению сюжетно-ролевой игры "Типография"

    На примере этой игры можно разнообразить социальное представление о жизни и профессиях в типографии....

    Презентация "Путешествие в типографию"

    Презентация предназначена для детей подготовительной группы по окружающему миру....

    Путешествие в типографию.

    Путешествие в типографию....

    Экскурсия в типографию

    Цель:  - Всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.Задачи: - Познакомить детей с производством современной типографии.- Дать представления о ...

    "Детская типография" руками детей, как элемент "говорящей среды". Использование "Детской типографии" в подготовке к обучению грамоте.

    Использование набора «Детская типография»   в подготовке к обучению грамоте. "Детская типография" руками детей.    Коллеги, хочу познако...