Сообщение из опыта работы на тему «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через реализацию художественно-эстетического направления»
материал
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 Тема: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через реализацию художественно-эстетического
направления»
Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируются основные художественно-эстетические качества человека и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь,
Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Как и говорил В.А. Сухомлинский: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через:
- изобразительную деятельность,
- музыкальное воспитание,
- театрализованную деятельность,
- кружковую работу,
- выставки детских работ,
- праздники, концерты.
Что же мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? Одним из важных средств художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.
Детский сад – особое учреждение, это практически второй дом для работников и детей. И так же как и в своем доме мы наводим уют, так и свою группу всегда хочется украсить, сделать уютной и теплой, непохожую на другие группы, чтобы все в ней чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции.
И самым важным уголком в предметно – пространственной среде по художественно-эстетическому направлению является театрализованный уголок, также музыкальный уголок и центр изобразительного творчества.
В театрализованном уголке происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр, конусный театр, магнитный, настольный театр, театр игрушек). Каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Вместе с театром, располагается веселый уголок ряжения, где можно нарядиться в любого героя сказки, что развивает творчество детей.
Музыкальный уголок. Детям необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Для достижения этой цели необходимо разнообразить музыкальный уголок в группе. Где должны быть музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей и с последовательностью ознакомления с тем или иным инструментом.
Необходимо создать в группе пространство для творческой деятельности. Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательно. Можно использовать как традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ткани, а также различную бумагу, пластилин, формочки для лепки, так и нетрадиционные: ватные палочки, зубные щетки, штампики, расчески, одноразовые ложки. А также уголок необходимо оснастить предметами народного искусства (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома), различными раскарсками, нашей группе они подобраны по лексическим темам.
И следующее средство художественно-эстетического воспитания это сама изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.
В рисовании, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.
Как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживаюсь стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологи, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Чтобы расширить возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, мы используем на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, пробки от пластиковых бутылок, пластмассовые трубки, деревянные палочки, поролон, листья деревьев, цветов, травы, самодельные штампы и печати и т.д.
Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.
Для активизации творческого воображения и мышления используем приемы ТРИЗ-технологий. Об этом подробно на пед. совете расскажет вам Ирина Викторовна.
Самая большая радость для нас, когда мы слышим детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.
Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Занятия аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага продолжает оставаться инструментом творчества, который доступен каждому.
В работе с детьми используем технику квилинг. Квиллинг – это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные композиции. Так как, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их своими руками, у ребенка развивается мелкая моторика, творчество.
Изготовленные поделки в разных техниках, в совместной деятельности воспитателя с детьми, мы используем для оформления группы и приемной, дарим родителям и друзьям, участвуем в выставках, изготавливаем пригласительные открытки для родителей.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроению. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они в последствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Важнейшим средством развития музыкально-творческих способностей является музыкальная предметно-развивающая среда, как в группе, так и в музыкальном зале.
Немаловажна также роль музыкально дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.
Музыкально - дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Также необходимо использование музыки в повседневной жизни группы, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миро, на прогулке и т.д.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.
Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
В нашем детском саду создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.
В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой, творческой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей и творческого воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"
В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование бросового материала в игровой и творческой деятельности дошкольников»
Сообщениеиз опыта работына тему ««Использование бросового материала в игровой и творческой деятельности дошкольников»...
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»
Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...
Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"
Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"...