Об особенностях проектирования культурно-образовательных практик по освоению городского пространства для детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

ФГОС дошкольного образования поставил перед образовательными учреждениями задачу создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности, развития творческих способностей и самореализации. Наполненная объектами культурного наследия городская среда может стать местом реализации данной задачи. Однако, работа в городской среде требует новых форм организации педагогического процесса. Одной из таких форм являются культурно-образовательные практики.

Культурные практики – «это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные» способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов» (Н.Б.Крылова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_kulturnyh_praktikah_akimovoy_e.a.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акимова Елена Александровна методист

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Об особенностях проектирования культурно-образовательных практик по освоению городского пространства для детей старшего дошкольного возраста.

ФГОС дошкольного образования поставил перед образовательными учреждениями задачу создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности, развития творческих способностей и самореализации. Наполненная объектами культурного наследия городская среда может стать местом реализации данной задачи. Однако, работа в городской среде требует новых форм организации педагогического процесса. Одной из таких форм являются культурно-образовательные практики.

Культурные практики – «это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные» способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов» (Н.Б.Крылова).

Культурно-образовательная практика открывает возможности для детской инициативы, осмысления повседневного опыта, обретения нового знания, создания творческих продуктов на основе осваиваемых культурных норм. Результатом проведения культурно-образовательных практик является становление универсальных культурных умений дошкольника, которые обеспечивают его вхождение в мир культуры. [1]

Педагогическая эффективность культурно-образовательных практик, связанных с освоением культурного пространства города, значительно повышается, если ее участниками становятся не только дети, но и родители.

Это обусловлено рядом причин.

  • Именно семья, в первую очередь, формирует у ребенка систему духовно-нравственных ценностей, представлений о мире и способах взаимодействия с ним,
  • Атмосфера семьи располагает к доверительным отношениям.
  • Родители в большей степени, чем педагоги могут учитывать личностные особенности ребенка.
  • Семья более мобильна.

Задача педагога - организовать предварительную работу, которая нацелит ребенка и родителей  на совместный досуг в городской среде.

В зависимости от типа семейного досуга можно выделить три модели культурно-образовательной практики.

1 модель – прогулка-исследование городских объектов культурного наследия.

2 модель – игра в городском пространстве (квест).

3 модель – творческая акция (перед участниками ставится задача в городской среде подобрать иллюстрации к стихотворению, песне, сделать зарисовки, сочинить стихи и т.д.)[2] (2).

Привлекая родителей к проведению культурно-образовательной практики, педагог должен помнить о следующих правилах:

  1. Выполнение заданий практики должно занять немного времени.
  2. Желательно, чтобы место проведения практики было расположено недалеко от дома и членам семьи было удобно добраться до него.
  3. Подготовленные задания и вопросы должны  быть посильными и интересными.
  4. Родителей необходимо обеспечить методической поддержкой в виде маршрутных листов с вопросами и заданиями.
  5. Должна быть придумана система поощрений.[3] 

Приступая к проектированию культурно-образовательной практики необходимо задать цель практики, которая формулируется как  личностный результат для ребенка.

Далее необходимо определить оборудование, которое может использоваться, разработать дидактический материал для родителей  - маршрутный лист. Маршрутный лист должен содержать вопросы,  на которые они совместно с детьми должны ответить или задания, которые требуется выполнить непосредственно в пространстве города. Маршрутный лист может быть создан в электронном виде с использованием google карт.

Важным условием успешного осуществления практики являются партнерские взаимоотношения с родителями. Педагог должен определить способы их информирования о реализации культурно-образовательной практики (с помощью объявлений в раздевалке, размещения информации в группе в Контакте) и получения обратной связи для сбора информации по итогам семейной прогулки.

Приступая к проектированию прогулки-исследования городских объектов (образовательного путешествия) и разработке маршрутного листа необходимо выбрать комплекс, который включает несколько объектов. Для детей младшего дошкольного  возраста отбирается от 1 до 3-х (максимум – 5) объектов.  Для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8 объектов. В ходе практики дети осваивают исследовательскую деятельность с подлинными объектами культурного наследия. Они приобретают следующие навыки: визуально, тактильно  и на слух исследовать объекты, учатся задавать вопросы. Это способствует тому, что со временем у ребенка формируется собственный художественный вкус, постепенно развивается воображение, пополняется словарный запас.

Педагогу необходимо пройти маршрут самому, чтобы определить  зачем туда пойдет ребенок? Какие открытия он там сделает? Выбрать объекты для исследования: привлекательные, доступные, безопасные, расположенные близко друг к другу.

Придумать задания на внимание (что ты видишь? опиши), поисковые (найди),  исследовательское (что надо сделать конкретно), на анализ (сделай вывод, что ты об этом думаешь?). Желательно сочинить сюжет, с которым ребенок отправится в образовательное путешествие.

Никакой предварительной информации о том или ином объекте, отобранном для исследования, его истории родителям и детям не дается. Взаимодействие ребенка с объектом в основном строится как визуальное исследование объекта. Там где возможно, оно может быть тактильным (скульптуру можно подойти и потрогать). Отсутствие какой-либо дополнительной информации, помимо находящегося непосредственно перед ребенком самого объекта культурного наследия, вынуждает ребенка обращаться к собственному опыту (в том числе опыту общения с искусством) и исходить из своих возможностей его интерпретации и оценки.

При выборе конкретного объекта (например, скульптуры, декоративных украшений на здании) следует учитывать уровень исследовательского опыта и  художественной культуры детей. Критериями для отбора могут являться:

- информативность – т.е. информация, которую несет в себе объект, должна быть частично знакома ребенку;

- смысловая доступность (объект не должен нести сложную символику);

- соответствие теме  и задачам культурно-образовательной практики.[4]

Культурно образовательная практика, как правило,  состоит из трех этапов. Предварительный этап проводится в группе детского сада. Он направлен на  подготовку детей к исследовательской деятельности в городском пространстве и призван мотивировать на семейную  городскую прогулку выходного дня. Основным этапом является само семейное образовательное путешествие. Итоговый этап, он же рефлексивно-оценочный, семейной  городской прогулки выходного дня также проводится в детском саду. На итоговом этапе представляются материалы или творческие продукты, созданные по итогам практики, проводятся викторины, конкурсы, игры. Он также может проводиться совместно с родителями в форме досуга.


[1] Методические разработки по использованию образовательного потенциала социокульлтурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников ДОУ (старший дошкольный возраст) для педагогов ДОУ и родителей. )  http://gdou93.ru/assets/files/metodicheskie-razrabotki-ispolzovaniya-resursov-socziokulturnogo-prostranstva-goroda.pdf

[2] Методические разработки по использованию образовательного потенциала социокульлтурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников ДОУ (старший дошкольный возраст) дл я педагогов ДОУ и родителей. )  http://gdou93.ru/assets/files/metodicheskie-razrabotki-ispolzovaniya-resursov-socziokulturnogo-prostranstva-goroda.pdf

[3] Методические разработки по использованию образовательного потенциала социокульлтурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников ДОУ (старший дошкольный возраст) для педагогов ДОУ и родителей. )  http://gdou93.ru/assets/files/metodicheskie-razrabotki-ispolzovaniya-resursov-socziokulturnogo-prostranstva-goroda.pdf

[4] Н.Г. Шейко Н.Г., Виноградова Н.В и др. Алгоритмы организации работы старших дошкольников с различными текстами культуры. Методические рекомендации в помощь педагогам). http://gdou93.ru/assets/files/algoritmyi-rabotyi-s-tekstami-kulturyi.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"

Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

"Освоение космоса" презентация для детей старшего дошкольного возраста

Презентация знакомит детей с понятием "космос", с историей покорения космоса человеком....

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...

Конспект занятия-игры по конструированию тема: «Городской транспорт» для детей старшего дошкольного возраста.

Обустройство города путём постройки транспорта для его жителей из конструктора ЛЕГО....