«Ремесла Кубани» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Степанушко Людмила Ивановна

Цель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части, культуры народа

  Задачи:

1. Познакомить с промыслами и ремеслами

Кубани, учить определять принадлежность продуктов ремесла к соответствующему промыслу.

2. Развивать внимание, речь, умение анализировать.

3. воспитывать у детей любовь к своей Родине,  вызвать у них интерес к народным ремеслам..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remesla_zanyatie.docx953.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Ремесла Кубани» в подготовительной группе

Цель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как части, культуры народа

  Задачи:

1. Познакомить с промыслами и ремеслами

Кубани, учить определять принадлежность продуктов ремесла к соответствующему промыслу.

2. Развивать внимание, речь, умение анализировать.

3. воспитывать у детей любовь к своей Родине,  вызвать у них интерес к народным ремеслам..

Материал: презентация на тему «Промыслы и ремесла Кубани», предметы народно-прикладного искусства, взрослые в костюмах  казачки, картинки.

Лексический словарь: промыслы, ремесло, ковка, гончар, пряха, кузнец, кует, ваяет, рушник.

Активизация словаря : казаки и казачки, плетение.

Предварительная работа: Принести изделия старинных мастеров, хранящиеся у вас дома, или иллюстрации (фотографии) изделий народных ремёсел. Рассказать из чего они изготовлены, для чего нужны.

Ход занятия

1. Мотивационный

Звучит фольклорная кубанская музыка. Дети играют в кубанские игры.

- Посмотрите, ребята, сегодня к нам в гости пришла Мария .

 В каком нарядном необычно костюме она пришли, такие костюмы носили жители Кубани.

Марья:  Ребята, знаете ли вы кубанские пословицы о труде?

У вас лежат карточки, отметьте те пословицы, которые посвящены труду.

Марья -А вы  знаете пословицы? (Чтение пословиц о труде)

  • «Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся»
  • «Матэрь почитайтэ, як на цэркви главу»
  •  «Очи бояться, а руки робят»
  • «Петух скажет курице, а она – всей улице»
  • «Не была б дивчина гарна, была б работяща»
  • «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
  • «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»

Марья: Какие вы молодцы. Вы знаете очень интересные пословицы. Посмотрите а что я вам еще покажу:

2 Деятельностный:

Демонстрируется презентация «Промыслы и ремесла Кубани. Демонстрируются слайды:

Посмотрите, какими ремеслами славилась Кубань?

У каждого мастера было свое ремесло- работа. Их называли ремесленниками

1. Гончар ваяет глиняную посуду. (Воспитатель называет и рассказывает о ремесле)

2. Ткачиха: Ткацким ремеслом на Кубани в основном занимались женщины. На станках они ткани полотно и шили из него одежду для всей семьи. Женские и мужские казацкие костюмы до сих пор хранятся в музеях.

3. Вышивальщица. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

4. Кузнец: Одним из самых почитаемых ремесел на Кубани издавна считается кузнечное дело. Раньше его называли просто – «ковань». Кузнецы считались главными мастерами.

5. Лозоплетение. Плетение из природных материалов Самым древним из ремесел считается плетение из природных материалов. Одна из наиболее привлекательных черт этого ремесла заключается в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям повседневной жизни. Во все времена в быту широко применялось плетение из местных природных растительных материалов, в частности при строительстве жилищ, изготовлении мебели, украшений, игрушек, предметов быта. В повседневной жизни чаще всего приходилось иметь дело с таким природным материалом для плетения, как ржаная солома. Именно она в основном шла на всевозможные хозяйственные нужды.

Марья кратко комментирует каждый слайд, задает детям вопросы.

Воспитатель: Всё это мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много-много лет подряд и до сих пор кубанские мастера делают вот такие красивые предметы.

После просмотра  Мария приглашают поиграть в кубанскую народные игру « Ты катись веселый бубен»

 (Физкультминутка.)

«Ты катись весёлый бубен,

быстро, быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас исполнит нам»

«Как называется наш край?»

«Главный город Краснодарского края»

«Главная река нашего края»

«Станица в которой мы живем»

«Название шапки казака»

Воспитатель: На Кубани казаки и казачки  знали толк в ведении хозяйства, были рачительны и трудолюбивы. Многое в хозяйстве делали своими руками. Не свойственны им были праздность, безделье и пустые разговоры.

Казачки сами пряли, ткали холсты, кроили, шили одежду. А лоскуты не выбрасывали, а складывали и передавали от мамы к дочке. Берегли, ценя заложенный в них труд .

  Мария принесли вам много предметов быта наших земляков сделанные руками кубанских мастеров. Мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства —коврики)

Дети: А мы тоже желаем освоить  эти старинные кубанские ремесла.

 Марья предлагает показать технику изготовления кубанских изделий.

Марья: Предлагаю вам освоить кубанский промысел. Это одна из техник плетения ковриков на Кубани.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним Т при работе с острыми предметами (иглой и ножницами.)

Марья: Песня. Кубанская пословица гласит: «Кто поет, у того работа скоро заканчивается» Я думаю, что песня в исполнении кубанского казачьего хора тоже поможет нам в этом.

 Самостоятельная работа.

Проверка сделанного.

– Куда можно применить нашу работу? (Украсить комнату, подарить близким)

Это ремесло превращает суровую необходимость небогатых хозяек экономить везде и на всем в настоящее искусство.

Рефлексивный

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора прощаться с  Марией, поблагодарим ее и пригласим  к нам еще в гости.

- Что вам понравилось больше всего?

- Почему?

- Вам понравился этот кубанский промысел которому вас научила Марья?

-Все ли было легко, или что-то показалось вам сложным?

 «Русские народные промыслы» в подготовительной группе

Образовательные задачи:

  • Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей кубанского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.
  • Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, , кузнец, гончар.)
  • Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков.  
  • Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар.  

Развивающие задачи:

Развивать творчество детей, стремление подражать кубанским умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к кубанским народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оздоровительные задачи:

Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток: «Подкова».

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Материал к занятию: картина «Кубанская семья», картинки «Казаки и их   ремесла», подарки от хозяйки (в глиняной миске пироги, сушки, коврик), глина, ленточки, полотно для плетения коврика, клеенки, столы для практической работы.              

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».

5. Разучивание хороводов «Земелюшка - чернозем», « Во поле березка стояла».

Ход игры – путешествия

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на ярмарку.

 Что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это веселый, яркий базар, куда люди съезжались из

разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар…

Педагог: Откуда народ брал товар?

Дети: Летом деревенские жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера делали   деревянную посуду, игрушки для ребят…

Педагог: пряли шерсть, ткали. Постепенно появились мастера, у которых это получалось лучше других. Свои изделия они стали делать не только для себя, но и на продажу. Иногда жители одной деревни занимались одним ремеслом, так возникли народные промыслы.

Создавая деревянные предметы быта или игрушки, народные умельцы слагали пословицы и поговорки о труде, ведь не каждый мог слепить или вырезать красивую посуду или игрушку.

 А какие вы пословицы о труде можете вспомнить?

Дети: Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит.

Педагог: Какой смысл заложен в этой пословице?

Дети: Человек трудится, старается, а потом люди радуются, когда покупают игрушки или посуду. И сам умелелец радуется, что его работа нравится людям.

Педагог: А еще какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Не учись безделью, а учись рукоделью.

 Доброе дело само себя хвалит.

Каков мастер, такого и дело.

Какие труды, такие и плоды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Педагог: Молодцы!.. Пора отправляться на ярмарку.

Давайте встанем полукругом.

На чем мы сможем добраться до ярмаки?

Дети: …на велосипеде…, на машине…, на ракете…, на самолете…, на

автобусе…, на катере…, на лодке…пешком.

Педагог: Молодцы!.. Давайте пойдем пешком. Полюбуемся заодно на нашу кубанскую осень.

Педагог: Вот мы с вами пришли на поляну перед ярмаркой.

Но, чтобы на нее попасть, надо прочитать зашифрованную

пословицу, в которой некоторые буквы заменены рисунками.

Буквы соединяете с первыми звуками названия картинок и читаете

пословицу.

Выставить на фланелеграф пословицу-головоломку.

Дети: Умелые руки не знают скуки – читают.

Педагог: Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Когда есть чем заняться, человеку некогда скучать.

Воспитатель: Молодцы, быстро справились с пословицей.

Игра «Передай подкову» На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Воспитатель: Вот и попали мы на ярмарку. Посмотрите, сколько здесь разных вещей. Что вы можете сказать о них? Какие они?

Дети: Нарядные, расписные, радостные, красочные, яркие, разноцветные, веселые, праздничные, сказочные…

Педагог: А какая же ярмарка обходится без кубанского ремесленника? И на нашу ярмарку тоже пришел ремесленник Иван.

Иван: Здоровеньки булы. Пришло время сделать покупки на нашей ярмарке.

Педагог: Но это не просто ярмарка. На этой ярмарке сначала мастерим, а потом покупаем товар. Я предлагаю вам быть всем ремесленниками. А в этом вам поможет Иван.

Иван: Из дерева можно вырезать самую разную деревянную посуду своими руками: чашки, ложки, кружки и др. Не только на станке можно смастерить посуду, а также вырезать вручную. В процессе работы мастера по дереву используют резцы, ножовки по дереву, стамески, рубанок. Часто в массовом производстве используют настольный токарный станок. Больше, конечно, ценится ручная работа. В арсенале мастера должны быть: чеканы, рашпили, щетки, скребки разных профилей, скобели и скобы, ножи для ложек

Чтобы вырезать готовую посуду, поэтапно проходят последовательно следующее:

1.Вырезание заготовки

2.Нанесение контура будущего изделия

3.Выпиливание болванки

4.Разметка боковых контуров

5.Вырезка самого изделия

6.Обработка поверхности. Шлифование и полировка

Когда все готово, то покрывают лаком с пищевым составом или маслом из льна, которое вообще идет для художественной росписи.

Также, кроме лака можно украсить изделие. Это самые разные способы, например, декупаж, роспись.

 В арсенале мастера должны быть: чеканы, рашпили, щетки, скребки разных профилей, скобели и скобы, ножи для ложек.

Иван ; Краски можно использовать акриловые, гуашь или темперу. В гуашь добавляют ПВА для придания ей яркости. Расписывают изделия кистями из колонка. Они должны быть мягкие и упругие. Кисти различают по номерам от 1 до 10. Чем выше цифра, тем инструмент толще. Обычно сам рисунок наносят кистями под номерами от 3 до 5.

Для изготовления по самым разным технологиям используют в качестве материала из дерева кап, ствола нижнюю часть, корневище.

Посуду можно выполнить своими руками из отходов древесины или разных кусков бруса. Успешнее всего брать такое дерево, как кедр, березу, осину, можжевельник или бамбук.

Самую разную посуду и кухонную утварь делают из дерева, а также стильные предметы для украшения кухни. 

Чтобы вырезать готовую посуду, поэтапно проходят последовательно следующее: 

Воспитатель: Ребята давайте вспомним Т при работе с острыми предметами (стоместки, наждака)

Самостоятельная работа.

Проверка сделанного.

– Куда можно применить нашу работу? (Украсить комнату, подарить близким)

Это ремесло превращает суровую необходимость небогатых хозяек экономить везде и на всем в настоящее искусство.

 

Рефлексивный

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора прощаться с  Марией, поблагодарим ее и пригласим  к нам еще в гости.

- Что вам понравилось больше всего?

- Почему?

- Вам понравился этот кубанский промысел которому вас научила Марья?

-Все ли было легко, или что-то показалось вам сложным?

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида №3

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

КОНСПЕКТ

по ознакомлению с ремеслами  Кубани

 Тема: « Кубанские народные промыслы »

https://pandia.ru/text/82/289/images/img1_168.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего  вида №3

станицы Ленинградской  муниципального образования

Ленинградский район

КОНСПЕКТ

Ознакомления с традициями Кубани

http://ckpk23.ru/wp-content/gallery/seminar-18-04-10/DSC5121.JPG

Воспитатель: Степанушко Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

Тематическое планирование работы над проектом «Моя Родина – Кубань!» в подготовительной группе.

Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению....

Конспект занятия познавательному развитию «Промыслы и традиции Кубани» в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с промыслами и традициями КубаниПрограммные задачи:1. Начать знакомство детей с народными ремеслами и промыслами на Кубани: резьбой по дереву, различными видами плете...

Тематическое планирование работы над проектом "Моя Родина- Кубань!" в подготовительной группе.

Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению....

Конспект организованной образовательной деятельности «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия «Народные ремесла Кубани» в подготовительной к школе группеЦель - формировать у дошкольников целостное восприятие искусства как частикультуры народа. Задачи:1. Познак...