Главные вкладки

    Конспект занятия познавательному развитию «Промыслы и традиции Кубани» в подготовительной группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Цель: Познакомить детей с промыслами и традициями Кубани

    Программные задачи:

    1. Начать знакомство детей с народными ремеслами и промыслами на Кубани: резьбой по дереву, различными видами плетения, кованью, гончарным делом, ткачеством, вышивкой.

    2. Развивать творческое мышление, воображение, умение анализировать, выделять главное. Обогащать словарный запас детей терминологией, присущей Кубани.

    3. Воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к природе.

    Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, образцы вышивки, кружева, самотканого полотна, гончарных изделий, плетений из соломы, краски, кренделя из теста, салфетки, кисточки, стаканчики с водой.

    Предварительная работа: Экскурсия в МБУ СКЦ села Киевского, изготовление кренделей из соленого теста.

    Активизация словаря:

    Ремесло, ковань, промысел, лозоплетение, рушники, обереги

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл promysly_i_traditsii_kubani.docx23.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия познавательному развитию «Промыслы и традиции Кубани» в подготовительной  группе

    Цель: Познакомить детей с промыслами и традициями Кубани

    Программные задачи:

    1. Начать знакомство детей с народными ремеслами и промыслами на Кубани: резьбой по дереву, различными видами плетения, кованью, гончарным делом, ткачеством, вышивкой.

    2. Развивать творческое мышление, воображение, умение анализировать, выделять главное. Обогащать словарный запас детей терминологией, присущей Кубани.

    3. Воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к труду народных умельцев, бережное отношение к природе.

    Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, образцы вышивки, кружева, самотканого полотна, гончарных изделий, плетений из соломы, краски, кренделя из теста, салфетки, кисточки, стаканчики с водой.

    Предварительная работа: Экскурсия в МБУ СКЦ села Киевского, изготовление кренделей из соленого теста.

    Активизация словаря:

    Ремесло, ковань, промысел, лозоплетение, рушники, обереги

    Организационный момент:

    Воспитатель входит в группу в национальном костюме. Дети интересуются почему так одета.

    - К нам сегодня в гости приедет гость. Нам с вами нужно его познакомить с промыслами Кубани.

    - Как можно это сделать?

    - А что нам для этого нужно?

    - Сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремеслами Кубани(слайд 1)

    - А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Обратимся к толковому словарю.

    «Ремесло» - профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».

    «Промысел» - мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном». (слайд 2)

    - Основными ремеслами на Кубани являлись: гончарное производство, вышивка, вязание кружев, плетение из лозы, соломы, листьев, початков кукурузы, ковань, роспись. (слайд 3)

    - Гончарное производство: Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

    (слайд 4,6,7)

    - Текстиль (вышивка, вязание кружев): Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства Кубани. Основной цвет вышивок - красный с небольшим добавлением черного, синего, желтого. Орнаменты часто делят на такие виды как: геометрический, растительный, животный, предметный, смешанный. На территории Краснодарского края и сегодня бытует традиция вязания крючком, которая передавалась и передается из поколения в поколение благодаря народным мастерам.

    Кружево на Кубани использовалось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Изготавливались накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывала. (слайд 7,8,9)

    - Плетение из лозы: Плетение лозой – старинный народный промысел. На Кубани плели корзины в основном из вербы, различавшиеся между собой по форме и назначению. (слайд 10)

    - Резьба по дереву: Резьба по дереву на Кубани была распространенным видом народного декоративно-прикладного искусства.

    - На Кубани мастера украшали резьбой по дереву фронтоны домов, наличники, подзоры, крылечки. И в настоящее время можно наблюдать эту резьбу по дереву в убранстве домов станиц Кубани (слайд 11)

    - Ковань: Кузнечное ремесло или кузнечное дело или ковань известно с глубокой древности. С переселением запорожских казаков на Кубань возникла потребность в изготовлении предметов быта из железа (плуги, бороны, серпы, вилы, ухваты, подковы и многое другое., а значить и кузнечное ремесло на Кубани было востребовано(слайд 12)

    Кубанская роспись (Петриковская роспись): Наиболее распространена на Кубани Петриковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Расписывали доливку (земляной пол, печь, сундуки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент. (слайд 13,14)

    Пальчиковая гимнастика - под музыку Делиб Лео «На цыпочках»

    - Как настоящие кубанские хозяева мы должны приготовить угощения.

    - Что нам для этого нужно?

    - Правильно, пройти к столам, и приготовить кренделя.

    Рефлексия:

    - Что нам с вами нужно было узнать?

    - Для чего это нам надо?

    - Что вам больше всего понравилось?

    Консультация «Что можно успеть за два года перед школой»

     «Преемственность ДОУ и школы при подготовке детей к обучению в школе»

    Уважаемые родители!

    Как переступить   порог школы, и уже сейчас перед Вами возникают вопросы:

    -Как подготовить ребенка к школе?

    -Когда начать подготовку?

    -На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным.

    Что такое готовность к школе?

    Некоторые родители понимают под этим термином только умение ребенка читать и считать. Однако готовность к школе – это и физический, и нравственный, и психологический, мыслительный и мотивационный компонент общей подготовки.

    С помощью схемы я раскрою значимость каждого компонента более подробно.

    Итак, первый компонент:

    Знания и умения.

    Какими знаниями должен владеть ребенок, чтобы учение было для него радостью? Некоторые родители считают, что ребенку достаточно уметь считать и знать буквы. Конечно, если дошкольник выучил буквы и цифры, умеет считать по порядку до 100 - это хорошо! Но самое главное: как он умеет эти знания применять при выполнении различных заданий, доказывать свою точку зрения и истинность решения. Образовательная программа ДОУ построена таким образом, что дети учатся находить решения к поставленным вопросам и задачам, доказывать свое мнение. Мы учим детей высказывать свое мнение по тому или иному вопросу: Я думаю. ;. Я считаю…к изученной теме возвращаемся несколько раз для полного понимания и закрепления материала.

    2 компонент: Развитие познавательных процессов.

    Познавательные психические процессы, к ним относятся: внимание, память, речь, мышление, восприятие. У 6-и летних дошкольников внимание еще не до конца сформировано (неустойчивое, но ближе к 7 годам его свойства закрепляются. Следовательно, 7-и летний школьник уже может управлять своим вниманием и уметь концентрироваться и сосредотачиваться на осваиваемом материале. Правильная и грамотная речь – залог успешного обучения в школе. Развитию речи в нашем ДОУ уделяется особое внимание: имеются 2 логопедические группы, в других возрастных группах проводятся систематические занятия по развитию речи, где дети знакомятся с буквами и звуками. Я как психолог, на своих коррекционно-развивающих занятиях закрепляю мыслительные операции (классификация, обобщение, исключение и т. п.). Сейчас я предлагаю Вам, уважаемые родители, немного поразмыслить, решив мои задачки:

    1. К серой цапле на урок прилетело семь сорок.

    Но из них лишь пять сорок приготовили урок.

    Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (2)

    2. В комнате горели 3 свечи. Одну погасили. Сколько свечей осталось(1)

    3. Назовите мне 10 свойств вот этого карандаша (деревянный, зеленый, сломанный, легкий и т. д.)

    Спасибо! Молодцы!

    Третий компонент: Произвольная сфера.

    Это процесс самоконтроля. Другими словами - умение контролировать свои действия и поступки, подчиняя их определенным моральным принципам. Девиз этого компонента«Я хочу и я могу!». В детском саду для формирования этого компонента широко используется метод игры с правилами. Дети постепенно учатся играть и действовать по определенным и неизменным правилам. И как показывает практика, те дети, которые игнорируют правила, хитрят, в игры принимаются не охотно. А для детейочень важно быть в коллективе, поэтому волей неволей, но к правилам они привыкают. Дома можно дать будущему школьнику ряд обязанностей – поливка цветов, уборка комнаты. Главное, чтобы это было систематично и неизменно в требованиях.

    Четвертый компонент: Социально-коммуникативные навыки.

    Умение доброжелательно и уважительно общаться с взрослыми, сверстниками – необходимое условие нахождения в детском коллективе. Детям необходимо уметь адекватно оценивать свои возможности, отстаивать свое мнение без вреда для окружающих. Детский сад помогает детям приобрести эти умения – посещаются библиотеки, музеи, участвуют в спартакиадах. Как психолог, я тоже учу детей общаться, правильно высказывать свое мнение, не обижая сверстника. Настала пора понять, что теперь он, ребенок, имеет обязанности школьника.

    Вы, родители, помните, что являетесь образцом для подражания вашим детям как в семье, так и в общественных местах.

    Пятый компонент: Мотивация.

    Мотивация первоклассника – это желание учиться. Нам, взрослым, необходимо дать ориентир маленькому школьнику, объяснить значимость учения! Рано или поздно ребенок скажет, что учиться трудно! Так оно и должно быть, потому что все новое-всегда трудно! Возможно, заметите что ребенок стал безынициативным, уставшим – значит нервная система переутомилась и дает сигнал: побольше кушать, отдыхать, гулять! Взрослые, ни в коем случае не пугайте школой, учителями. Лучше оказывайте помощь в вере в себя, в свои возможности. Хвалите, но не перехваливайте!

    Предлагаю Вам памятки, надеюсь советы помогут в подготовке ребенка к школе!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Новогодняя ярмарка»

    Увлекательное занятие для детей среднего возраста по ФЭМП...

    Конспект занятия познавательного развития детей в 1 младшей группе: «Воздушные шары»

    Цель: Способствовать формированию у детей  представлений об основных цветах – красный, желтый, зеленый. Обучать соотносить цвета разнородных предметов (желтый, красный, зеленый, синий.)Задач...

    Конспект занятия - познавательное развитие, средняя группа. Тема: «Путешествие в сказку»

    Занятие напрвленно на формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

    Конспект занятия.Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Мишки на прогулке».

    Конспект занятия. Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.Тема: «Мишки на прогулке».Цель: Образовательная. Закреплять умение различа...

    Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».

    Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».Интеграция: «Речевое развитие», «Физическое развитие», ...

    План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».

    План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим)для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».Воспитатель: Романова В.В.Дата проведения: майЦель и  ...