Конспект занятия.Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Мишки на прогулке».
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Степанова Елена Николаевна

Конспект занятия. Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.

Тема: «Мишки на прогулке».

Цель: Образовательная. Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, понимать и обозначать величину словом: «маленький(ая)», «большой(ая)»; Учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения и находить одинаковые (равные по длине); Учить обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче, приучать пользоваться словами: длиннее, короче, одинаковые; Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; Продолжать учить классифицировать игрушки по признаку величины; Учить знать и называть игрушки: кукла – куколка, мяч – мячик, машина – машинка, и т.д. в зависимости от предложенных игрушек; Понимать уменьшительно – ласкательные формы существительных; Продолжать закреплять чувство цвета: красный, синий цвет; Продолжать учить детей ориентироваться во временных ориентировках – времени года осень. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития.

Тема: «Мишки на прогулке».

Цель: Образовательная. Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, понимать и обозначать величину словом: «маленький(ая)», «большой(ая)»; Учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения и находить одинаковые (равные по длине); Учить обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче, приучать пользоваться словами: длиннее, короче, одинаковые; Учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку; Продолжать учить классифицировать игрушки по признаку величины; Учить знать и называть игрушки: кукла – куколка, мяч – мячик, машина – машинка, и т.д. в зависимости от предложенных игрушек; Понимать уменьшительно – ласкательные формы существительных; Продолжать закреплять чувство цвета: красный, синий цвет; Продолжать учить детей ориентироваться во временных ориентировках – времени года осень.

Воспитательная. Развивать умения работать в группе, учить детей действовать сообща: не мешать друг другу, отвечать на вопросы, отвечать по очереди, во время подвижной игры не толкаться и не отбирать игрушки друг у друга; Продолжать приучать детей внимательно слушать воспитателя; Развивать внимание, наблюдательность; Продолжать приучать детей к труду (сбор игрушек, расставление игрушек по полочкам).

Материал: Два контрастных по величине мишки (большой и маленький); два контрастных по длине шарфа (длинный и короткий); два грузовика (большой и маленький); игрушки парами – большая и маленькая, желательного одного цвета и похожие по внешнему виду (куклы, мячи и т.д.);  широкая длинная полоска (20 см), голубого цвета; 4 дощечки одинаковой ширины для мостика (две дощечки синяя и красная, равные по длине – 30 см, третья – короткая 15 см, четвертая длиннее – 40 см); кубики – на каждый мостик по четыре кубика.

Активизация словаря:  большой – маленький, маленький - маленькая, большой - большая;  длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые, равные;  кукла – куколка, мяч – мячик, машина – машинка, и т.д.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; трудовое развитие; физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, подвижная, конструирование.

Планируемые результаты в области математики: использовать способы непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине, по длине; классифицировать предметы по выделенному признаку, объединять их по этим признакам, находить равные объекты; знать красный и синий цвет; ориентироваться во временных ориентировках – времени года осень.

                                                   Ход занятия:

  1. Организационный момент:  Воспитатель, показывает детям медведей, говорит: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это медведи, поздоровайтесь с ними».

Далее воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушки (шкурка мягкая, пушистая), воспитатель спрашивает детей, где живут медведи, как они рычат.

  1. Основная часть:

Сравнение предметов по величине. Затем воспитатель спрашивает детей, какой мишка большой, а какой маленький. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель методом приложения игрушек друг к другу объясняет: «Посмотрите ребята, этот мишка большой – потому что он больше (при сравнении проводит рукой снизу вверх по предмету), а этот мишка меньше – потому что он меньше (при сравнении проводит рукой сверху вниз).

После объяснения воспитатель снова спрашивает детей, какой мишка большой, а какой маленький.

Временная ориентировка – время года осень. После того как воспитатель с детьми определили, какой мишка большой а какой маленький, воспитатель говорит: «Ребята, мишки хотят пойти гулять на улицу. Давай те посмотрим в окно, как нужно мишкам одеться на улицу? Какая за окном погода?»

Дети вместе с педагогом обсуждают погоду: сыро, холодно, с деревьев опали листья и т. д.

Далее воспитатель спрашивает: «Ребята, вы рассмотрели погоду за окном, кто мне скажет, какое сейчас время года?» Дети отвечают (осень).

Сравнение предметов по длине: Воспитатель: «Ребята, мы определили, что на улице осень, холодно.  Давайте нашим мишкам завяжем на шею теплые шарфы, что бы они ни замерзли». Воспитатель достает шарфы и предлагает детям завязать их на шею мишкам.

Но прежде чем как это сделать, воспитатель устраивает так, что бы у одного из детей оказался в руках большой мишка и маленький шарф. Благодаря этому ребенок не смог завязать мишке шарф, и воспитатель предлагает разобраться в ситуации: «Ребята, давайте посмотрим, почему мы не можем завязать мишке шарф?».

Воспитатель прилаживает шарфы параллельно друг другу на столе и объясняет: «Ребята, посмотрите этот шарф длинный, а этот короткий (поясняя, проводит рукой вдоль каждого шарфа слева на право, говоря длиннее, короче)». Затем предлагает и детям по очереди провести ладонью вдоль каждого шарфа, от одного края до другого, одновременно проговаривая длинный - короткий, длиннее – короче.

Объединение предметов по признакам сходства. Далее воспитатель говорит: «Ребята, у нас один мишка большой толстый, значит, ему нужен – длинный шарф, а другой мишка маленький – ему завяжем короткий шарф». Воспитатель предлагает самостоятельно детям завязать правильно шарфы мишкам (большому – длинный, маленькому – короткий).  Если дети не справляются, педагог помогает им, справится с ситуацией.

  1. Физкультура. Подвижная игра: «Собираем игрушки»

Ход игры: Обратите внимание детей на комнату с разбросанными игрушками. Прочитайте рифмовку: Раз, два, три, четыре, пять!

                                                            Собираемся гулять!

                                                            Мишки с детками играют

                                                            И игрушки собирают!

Объясните детям ситуацию: В прошлую прогулку мишки брали с собой на улицу игрушки, забыли их собрать.

Предложите детям помочь мишкам собрать игрушки. Скажите, что большие игрушки нужно собрать в большой грузовик (в нем лежат большие игрушки большого мишки). А в маленький грузовик нужно собрать маленькие игрушки (в нем лежат маленькие игрушки маленького мишки). Ребята раскладывают игрушки под ритмичную музыку. Когда дети разложат игрушки по признаку величины в разные грузовики, мишки захотят проверить, все ли игрушки собрали дети. Большой мишка спрашивает, указывая на большой грузовик: «Какая это игрушка? (Машина – грузовик.) Он большой или маленький? (Большой.) Чей этот грузовик большого мишки, или маленького мишки?» Те же вопросы задает и маленький мишка, указывая на маленький грузовик.

  1. Игра со строительным материалом. Конструирование: «Строим мосты через речку».

Воспитатель предлагает детям увезти на грузовиках игрушки в игровой уголок. На пути попадается препятствие – речка.  (Заранее разложенная на полу широкая длинная полоска голубого цвета. Рядом лежат две разноцветные дощечки одинаковой ширины, но разной длины и кубики).

Воспитатель: «Ребята, сейчас осень, речка еще не замерзла, если мы будем через не прокатывать наши машины, они утонут. Что нужно сделать, чтобы машины не утонули и проехали через речку? Правильно, нужно построить мост».

Педагог и дети садятся на ковер полукругом.  Воспитатель показывает им дощечки: «Посмотрите, ребята, у меня есть дощечки. Эта дощечка, какого цвета? (Синяя). А эта дощечка, какого цвета? (Красная).  Они разной длины. Как узнать, какая из них длиннее, а какая короче? (Ответы детей). Правильно, нужно приложить одну дощечку к другой, приравнивая с одной стороны концы дощечек».

 Предлагает одному из детей это сделать: «Какого цвета дощечка длиннее (Короче)?» Далее педагог предлагает каждому ребенку сравнить по длине эти дощечки.

Затем воспитатель ставит с каждого края по два кубика, кладет на них дощечку: «Я построила мостик через речку». Воспитатель предлагает детям еще построить рядом такие же мостики через речку. Педагог кладет перед детьми кубики и 3 дощечки: первая – короче, вторая – длиннее,  третья – одинаковой длины с дощечкой на мостике. Дети строят, затем вместе с воспитателем оценивают результаты. Педагог спрашивает: « Получился мостик (первая дощечка)? (Нет). Эта дощечка не достает от одного до другого краев кубиков, падает (воспитатель прикладывает эту дощечку к образцу). Посмотрите, эта дощечка короче, чем эта. Она не подходит». «Посмотрите на другой мостик, получился такой же мостик, как у меня (вторая дощечка)? (Нет).  Нет, это дощечка длиннее, вот какой длинный конец у нее выступает. Берег у речки вот где, а мостик заканчивается вот где (показывает)». «Получился теперь такой же мостик, как у меня (третья дощечка)?  (Да).  Правильно, получился. Эта и эта дощечки одинаковые по длине».  Воспитатель задает вопрос и просит каждого ребенка на него ответить: «Эти дощечки разные или одинаковые по длине?»

Ситуация обыгрывается. Педагог предлагает прокатить грузовики по мостикам.  Дети по очереди прокатывают машины по мостикам через речку.  Наигравшись, воспитатель предлагает детям укатить машинки с игрушками в игровой уголок.

  1. Итог занятия: В конце занятия воспитатель предлагает детям, расставить игрушки по полкам. Дети расставляют игрушки а воспитатель одновременно спрашивает их: «С кем мы сегодня ходили гулять? Какой мишка большой, а какой маленький? Что мы мишкам повязывали на шею? А зачем мишкам шарфы? Какой мы шарф повязали на шею маленькому мишке?  А какой шарф мы повязали на шею большому мишки? А почему мы большому мишке повязали длинный шарф?  Что мы помогли собрать мишкам и разложить по грузовикам? Какие игрушки мы положили в большой грузовик? А какие игрушки положили в маленький грузовик? Каму принадлежит большой грузовик и почему? Каму принадлежит маленький грузовик и почему он его? Что мы строили через речку? Зачем мы строили мосты? Какие у нас получились мосты и почему они получились такими?
  2. Рефлексия: Мы многое сегодня узнали и многому научились. Мы помогли мишкам собраться на прогулку и помогли мишкам собрать игрушки и увести их в игровой уголок. Молодцы ребятки, хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».

Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. 2-ая мл. гр. развития. Тема: «Книжка малышка».Интеграция: «Речевое развитие», «Физическое развитие», ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми второй младшей группы Тема: «Путешествие в лес к Мишке»

Задачи:1.     Развивать умение детей видеть общий признак предметов группы (все блоки – круглые, эти - все красные, эти - все большие).2.     Закреплять з...

НОД по формированию элементарных математических представлений у детей младшей группы на тему: «Мишка в гости к нам пришел»

Формирование представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в пределах 5. Геометрическое фигуры»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста  ТЕМА: «Счет в...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят»

Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийв первой младшей группе на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы №6 Тема: « Найди Машеньку».

Тема «Найди Машеньку»Цель: Формирование элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.Задачи:1.ОбразовательныеСовершенствовать навыки орие...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы №6 Тема: «Найди Машеньку».

Тема «Найди Машеньку»Цель: Формирование элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.Задачи:1.ОбразовательныеСовершенствовать навыки орие...