Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях"
консультация (старшая группа)

Ждановских Вера Григорьевна

       В старших группах детского сада очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований –  развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука.  

С помощью музыкальных и шумовых инструментов, которые можно легко изготовить самим, дети совместно с родителями могут озвучить сказку. Это реальный шаг к развитию воображения и творческой активности детей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя

Познавательно - исследовательская деятельность детей

на музыкальных занятиях.0_0_0_0_357_200_csupload_60134652

«Благодаря познавательному интересу

и сами знания, и их процесс приобретения

становятся движущей силой развития

 интеллекта и важным фактором

воспитания личности»
А.И. Савенков 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации, в  условиях быстро меняющейся жизни, когда от человека требуется не только владеть знаниями, но и добывать эти знания, оперировать ими, находить нестандартные решения. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне.

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения.  Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»  или  «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Значение познавательно – исследовательской деятельности  на музыкальных занятиях для интеллектуального развития детей очень велико. Познавательно - исследовательская деятельность концентрирует внимание, активизирует память, является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Это реальный шаг к развитию воображения и творческой активности детей. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

В старших группах очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований –  развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука. Дети учатся не только воспринимать и различать музыку, но и воспроизводить её на музыкальных и шумовых инструментах. Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному бокалу, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т.д.

Предлагаю вам, уважаемые родители, с помощью музыкальных и шумовых инструментов, которые можно легко изготовить самим, озвучить с детьми сказку.

ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ?  (Е. Железнова)

Цель: Учить детей самостоятельно подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.

Задачи:  

  • активизация интереса детей к различным видам инструментов;
  • формирование ритмического мышления;
  • развитие фантазии;
  • тренировка памяти.

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше. 
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный  бокал. И он зазвенел. 


ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ

«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.


ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН

« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.


ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой.  «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:

БАНОЧКА С КРУПОЙ  ИЛИ МАРАКАСЫ

«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.

КОРОБКА  ИЛИ БАРАБАН

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:

СКОВОРОДКА  

ИЛИ  ТАРЕЛКА

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:  «Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» 
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. 
И это был самый лучший голос!

C:\Users\user\Desktop\Новая папка\hqdefault.jpg

Такой совместный игровой досуг для ребёнка родители могут организовать без специальной методической или музыкальной подготовки. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  • Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
  • Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
  • Совместное  музицирование  и  игровая деятельность взрослого и  детей формирует навыки общения.
  • Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
  • Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
  • Развивается выдержка.

Каждый ребенок  находится в исследовательском поиске практически постоянно. Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования в любом направлении предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети,  вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.

“Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл

перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще

и еще раз возвратится

к тому, что он узнал”

                                                 В.А. Сухомлинский

Удачи Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности детей музыкально-дидактически...

КМО МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»Цель мастер-класса: Повышение уровн...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Мастер-класс для воспитателей-«МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ»

Практическая значимость мастер-класса: освоение педагогами ДОУ (воспитателями) приемов организации музыкально-игровой деятельности детей, способов активизации у детей интереса к музыкальному...

Методическая консультация для педагогов «Развитие речи детей на музыкальных занятиях по средствам театрализованной деятельности»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полн...