Экологический проект: "Мир растений" для детей 5-7 лет.
проект (подготовительная группа)

ДРУЖКИНА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Уже с ранних лет необходимо формировать у детей представление о травах, цветах, лекарственных растениях, кустарниках, деревьях, и расширять знания, знакомя с растениями и деревьями нашей планеты.  Предлагаю вашему вниманию занимательный и увлекательный  проект «Мир растений» для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_rasteniy_5-7_let.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида "Космос"

города Балашова Саратовской области"

Экологический проект: «Мир растений»

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) "Ладушки" (5-7 лет)

                                                                                                      Воспитатели:

                                                                                                        Дружкина С.П.

                                                                                                          Панчехина С.В.

Балашов

2020 - 2021 учебный год

Экологический проект: «Мир растений»

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелым нарушением речи (ОНР) "Ладушки" (5-7 лет)

Полное название проекта: «Мир растений»

Актуальность темы: Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической  культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Уже с ранних лет необходимо формировать у детей представление о травах, цветах, лекарственных растенияхкустарниках, деревьях, и расширять знания, знакомя с необычными растениями и деревьями нашей планеты. Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях, о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

Проблема: У детей потребительское отношение к природе: дети рвут цветы, ломают ветки деревьев и кустарников для игр с ними, обижают животных и насекомых. Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Применение знаний в практической деятельности в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе.

Цель проекта: развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.

Задачи проекта:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.
  • Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и почва.
  • Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
  • Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за растениями, расширять представления о размножении растений (луковицами, семенами, клубнями, вегетативным методом размножения).
  • Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
  • Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе родного края.

Участники проекта: воспитанники, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательский.

План реализации проекта.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Определение направленности проекта, целей и задач.
  • Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.
  • Дополнение уголка  природы в группе.
  • Оформление экологической выставки «Этажи леса».
  • Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
  • Оформление картотеки лекарственных растений.
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
  1. Основной этап:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы, рассказы

  • «Мир растений».
  • «Как растет растение?».
  •  «Где любят жить растения?».
  •  «Зеленая аптека».
  • «Красота осенней природы».
  • «Золотая осень».
  • «Что мы знаем о комнатных растениях?».
  • «Растения на участке и в группе».
  • «Как живут растения зимой».
  • «Первые признаки весны».
  • «Первые цветы».
  • «Одуванчик - чудо-солнышко».

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыты:

  • «Нужно ли растениям тепло?»
  • «Может ли растение дышать?»
  • «Нужен ли корешкам воздух?»
  • «Что выделяет растение?»
  • «Во всех ли листьях есть питание?»
  • «На свету и в темноте»
  •  «Что нужно для питания растения?»
  •  «Как увидеть движение воды через корешки?»
  • «Как влияет солнце на растение»
  • «Как вода поступает к листьям»
  • «Потребность растений в воде»
  • «Сокодвижение в стебле растения».

Наблюдения

Наблюдения в течение года на прогулке и с родителями:

  • «Растения и кустарники на нашем участке».
  •  «Мать – и – мачеха».
  • «Подорожник».
  •  «Осина».
  • «Тополь».
  • «Ель».
  • «Береза».
  • «Ива».
  • «Рябина».
  • «Комнатные растения нашей группы».
  • «Одуванчик».
  • «Растения осенью».
  • «Растения весной».
  • «Тюльпаны».
  • «Какие они, цветущие растения?»

Познавательная деятельность

  • НОД «Мир комнатных растений».
  • НОД «Зимние явления в природе»: «Как живут растения зимой?»
  • НОД «Деревья и кустарники нашего края».
  • Досуг «Леса и луга нашей Родины».

Художественное творчество

- Рисование: «Портрет гриба»,  «Осенний лес», «Белоснежные стволы», «Большие и маленькие ели», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Деревья смотрят в воду», «Цветут сады», «Весной на поляне», «Сирень», «Ландыши»

- Аппликация (с использованием природного материала): «Осенний  букет», «Подснежники», «Цветы России», «Цветущее дерево», «Золотые березы»,

- Конструирование из бумаги: «Хризантема», «Ландыши», «Сирень»

Работа с родителями

  • Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями;
  • Привлечение родителей к оформлению экологического уголка;
  • Рекомендации родителям посетить с детьми парки, скверы, рассказать о растениях ребенку. /Совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе/.
  •  «Волшебный цветок». /Домашнее задание для родителей и детей: вырастить цветок для группы/.
  • «Зимняя сказка». /Конкурс творческих семейных работ/.
  • Оформление изменений в экологическом уголке совместно с родителями и детьми.
  •  «Ядовитые растения нашего края». /Памятки для родителей/

Игровая деятельность

Подвижные игры, народные игры:

«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра), «Редя» (народная игра),

Дидактические игры:

«Мир растений»,  «Растения и его семена», «Собери растение», «Чудо цветок», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарственные растения», «Кто быстрее», «Найди по описанию»,  «Правила поведения в лесу», «Что где растет?», «С какого дерева листок?», «Строение растений», «Следопыты», «С чем нельзя в лес ходить?», «Назови плоды?».

Сюжетно – ролевые игры:

 «Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы».

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность в уголке природы.

Работа в огороде.

Трудовая деятельность: «Утепляем корни деревьев снегом».

 Трудовая деятельность: «Готовимся к посадке цветущих растений»

Трудовая деятельность: «Уход. Наблюдение за ростом посаженных растений на рассаду»( рыхление, полив, удаление сорняков, пересадка).

Труд в природе Подготовить клумбы и аллею к высадке рассады цветов и растений - формировать интерес к результату своего труда .

Чтение художественной литературы

Рассказы и сказки: 

  • Чтение А. Онегова «Весенняя полянка».
  • Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
  • Н. Павловой «Хитрый одуванчик», «Травка Пупавка».
  • А.А. Плешаков «Зеленые страницы».
  • Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».
  • Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».
  • Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».
  • Н. Бычков «Ромашка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».
  •  Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».
  • Анны Саксе «Сказки о цветах»: «Подснежник», «Форстериана», «Белокрыльник», «Нарцисс», «Гиацинт», «Заячья капуста», «Жасмин», «Персидская сирень», «Фиалка», «Орхидея», «Бальзамин», «Пион», «Магнолия», «Лилия», «Водяная лилия», «Кукушкины слезки», «Сухоцвет», «Вьюнок», «Разбитое сердце и ландыш», «Гладиолус», «Подсолнечник», «Мак», «Фиалка».
  • А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
  • Прокофьева С.Л. «Маленький дубок».
  • Загадки, половицы и поговорки.

  1. Результаты проекта: Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о растениях, об их пользе.

В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязи с природе, их зависимости от времени года, стремление к исследованию объектов природы. Дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно высадили саженцы «Зеленая аллея». Сделали самостоятельное умозаключение «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям».

Во время экскурсий и прогулок дети стали проявлять больший интерес к жизни деревьев и растений. Стали бережнее относиться к объектам живой природы. Узнали название и строение растений (корень, стебель, листья, плоды, цветы, познакомились с разными способами ухода и прорастания растений. Научились любить природу и охранять ее. Также научились вести календарь наблюдений.

Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.

Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи мы выполнили. Мы  надеемся, что дети, перейдя в школу из детского сада, продолжат также активно участвовать в экологических природоохранительных мероприятиях. Этому будет способствовать выработанная активная гуманистическая позиция по отношению к природе.

  1. Заключительный этап:
  • Выставка детских работ по проекту;
  • Оформление экологического уголка - выставки для детей и родителей;
  • Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;
  • Досуг «Природа родного края».

В результате проведения диагностики по экологическому проекту «Мир растений» у детей наблюдается положительная динамика.

       

Вывод:  В процессе реализации  экологического проекта «Мир растений» у детей сформировались представления о жизни растений, их взаимосвязи в природе, их зависимости от времени года, стремление к исследованию объектов природы. Дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Список используемой литературы:

  1. Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2013.
  4. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  6. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Рябинки" для детей подготовительной к школе группы

Данный проект расширяет кругозор детей, развивает детское творчество, коммуникативные навыки. В работе над проектом были интегрированы следующие образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "М...

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"

Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Экологический проект по ознакомлению детей с полуостровом «Большой Утриш».

Данный проект написан с учетом регионального компонента и адаптирован в условиях работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.Детям даются экологические знания о мире природы, которая ...

Экологический проект « Природа глазами детей»

Дети раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность — это «желание знать». Любознательность делает человека жаждущим учиться — страстно желающим что-то узнат...