Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Церковная Наталья Геннадьевна

Цель:

-Прививать интерес к познанию окружающего мира, продолжать закреплять знания детей о свойствах песка;

-Приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов;

- Формировать художественное мышление через нетрадиционные способы рисования.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с Вами будем исследователями и отправимся в удивительную страну. А в какую мы страну отправимся и что будем исследовать мы узнаем, после того как отгадаем загадку.

Воспитатель:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже

Воспитатель: что это?

Дети: Песок.

Воспитатель: Правильно!

Значит, исследовать мы сегодня будем песок.

Сегодня мы с вами поговорим о песке: Что такое песок? Где его можно встретить? Какой он бывает? и как люди его используют?

Воспитатель:

Ребята! А как вы думаете? что такое песок?

Песок – это природный материал, полезное ископаемое, относится к неживой природе.

Сейчас мы с все посмотрим на волшебный экран, и расскажем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.

Слад 1 Река. Речной песок, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины. Состоит из крупных песчинок и камешков.

Слайд 2 Море. Морской песок бывает разного цвета: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд3 Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 4 Песок пустыни: барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Слайд 5 Стекло

Песок применяется при изготовлении стекла.

Слайд 6 Дорожные работы.

Песок используют в дорожных работах. Прежде чем положить асфальт делают песчаную подушку.

Слайд 7 Бетон.

Песок входит в состав очень крепких материалов цемента и бетона, которые используются в строительстве.

Слайд 8 Детский сад.

Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.

Слайд 9 Замок из песка.

Из песка создают песчаные скульптуры.

Слайд 10 Рисунок на песке.

На песке можно рисовать. Художник вместо красок использовал удивительный материал – песок. Такая техника называется пескография.

Игра «Хорошо –плохо»

На экране я видела картинку пустыни. Уважаемые исследователи я предлагаю вам порассуждать, что такое пустыня. Дети - Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком, где днем бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня Дети – пусто. Воспитатель. Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки животных: верблюд, змеи, варан, скорпион. Уважаемые исследователи! А я вот думаю: как трудно двигаться по песку: ноги проваливаться, зарываются в песок, полные ботинки песка, а машина вовсе не сможет ехать, она просто забуксует в песке. Как Вы считаете? Я рассказала плохое про песок. Может Вы похвалите песок и расскажите хорошее.

Дети: Для животных пустыни песок необходим для жизни. Ночью животные зарываются в песок и не мерзнут, а днем наоборот спасаться там от жары. Используется песок - в строительстве. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар, Да Вы правы, и я с вами соглашусь….

Воспитатель: Наше путешествие продолжается Ребята! Раз мы уже в песочной стране я предлагаю Вам

надеть фартуки и подойти к песочнице.

Стали удобнее протянули руки к песку.

Давайте поздороваемся с песком

Игра «Здравствуй песок!»

Здравствуй, здравствуй песок!

Здравствуй, здравствуй дружок!

Будем мы с тобой играть . И не будем обижать.

(дети проговаривают слова и различными способами дотрагиваться до песка)

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем ставить различные опыты с песком. А кто же нам предлагает такие эксперименты? Кто хозяйка песочницы?

Дети: Песочная черепашка. Чтобы черепашка появилась и захотела с нами пообщаться, давайте расскажем ей все о песке, например, давайте найдем ответ на вопрос:

Эксперимент №1 «Откуда берётся песок?»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Молодцы ребята! На вопрос «Откуда берётся песок?» мы ответили.

Следующий вопрос.

Эксперимент №2 «Из чего состоит песок» Насыпьте сухой песок на листок бумаги, с помощью микроскопа рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (песчинок, камешков)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Какие они? (песчинки разной формы и цвета).

Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок и камешков, песчинки разной формы

Эксперимент №3

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем наши стаканчики и насыплем в них песок (дети выполняют задания) Выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. В месте падения постепенно образуется конус, растущий в высоту.

Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с мокрым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись). Мокрый, какой песок - плотный, ластичный легко лепится.

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить колобок)

Вывод: Сухой песок сыпучий и мокрый песок имеет общее с водой качество «текучесть».

а мокрый - плотный, ластичный легко лепится,

Фиксация опыта в электронном журнале.

Эксперимент №4 «Песок в воде»

Материал: тарелка с водой с водой, сухой песок, ложечка.

Ход эксперимента: в тарелку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.

Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

качество «текучесть».

Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.

Физкультминутка.

Поутру из черной тучи,

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий,

За калиткою у нас,

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном,

Утром солнышко пригрело,

И рассыпался наш дом.

Воспитатель: а сейчас мы с вами из научной лаборатории отправимся в лабораторию творческую.

— А теперь мы превратимся в художников. Я даю Вам время, чтобы Вы порисовали на песке.

Подведение итогов

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства песка»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной  группе «Свойства песка»...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...