Статья "Театр в чемодане"
статья

Иваровская Светлана Михайловна

Статья для педагогов ДОУ "Театр в чемодане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_teatr_v_chemodane.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

        

Статья

«Театр в чемодане»

                                                                                                Автор: Иваровская Светлана Михайловна

Санкт-Петербург  

 2021 г.

Содержание

1. Введение

2. Игры и упражнения в совместной театрализованной деятельности с детьми

3. Виды театрализованной деятельности

4. Заключение

Театр в чемодане

Театр – это один из самых демократических и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Главное – театр раскрывает духовный и  творческий потенциал ребенка, дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания, она является источником развития чувств, переживаний, эмоциональной отзывчивости  ребёнка, способом приобщения к духовным ценностям.

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражает своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Воспитывается воля, развивается память, воображение, развивается фантазия, речь, воспитывается инициативность.

Создается положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных  высказываний происходит развитие связной речи,  активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура  его речи, её интонационный строй.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включают в себя:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
  • Постановка кукольных спектаклей;
  • Постановка спектаклей теневого театра;
  • Игры – драматизации;
  • Упражнения для социально – эмоционального развития детей;
  • Коррекционно – развивающие игры;
  • Упражнения на развитие дикции;
  • Упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
  • Игры – превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Упражнения на развитие пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – пантомимой, костюмом, декорациями, мизансценой и т. д.

В занятиях, по плану педагога, могут быть использованы следующие игры и упражнения.

Общеразвивающие игры готовят ребенка к творчеству, развивают внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память, быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с действиями партнеров: «Эхо», «Не ошибись».

«Эстафета», «Руки – ноги», «Внимательные матрешки», « Запомни фотографию», «Кто во что одет», «Телепаты», «Летает не летает, растет не растет»

Специальные театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Эти игры способны активизировать воображение ребенка, который опирается на личный практический опыт.

«Угадай, что я делаю» Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

«Одно и тоже по – разному» Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами.

Игры на превращения: «Превращение предмета», «Превращение комнаты», «Превращение себя» (ночью, в жару, в холод)

Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, лепить пирожки, подметать пол, есть  яблоко, укачивать куклу и т.п. Нафантазировав к определенным действиям предлагаемые обстоятельства, дети переходят к разыгрыванию зтюдов. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям:  «Ссора», «Обида», Разговор по телефону», « Поздравление и пожелания», «Утешение»

Этюды на пять органов чувств развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов, а также логику поведения. Работа каждого органа чувств заставляет действовать по – разному. Различно поведение человека смотрящего и слушающего, пробующего на вкус и чувствующего запах. Кроме того по – разному будет вести себя человек, пробующий на вкус конфету или горькое лекарство, чувствующий запах краски или пекущегося пирога.

Накопив определенный опыт в работе над сюжетными этюдами, можно переходить к импровизационным играм – драматизациям по хорошо знакомым сказкам.

Работа над этюдами и играми – импровизациями развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнеров.

Помочь ребенку раскрепостится и ощутить возможность своего тела, а также для развития пластической выразительности при создании образа можно с помощью различных ритмопластических упражнений и игр.

1. Предложить детям пройти по камушкам через ручей от лица любого персонажа;

2. Подкрасться от лица любого персонажа к спящему зверю;

3. Поймать бабочку или муху от лица любого из персонажей;

4. Превратиться в снеговика, который начинает медленно таять под лучами весеннего солнца;

5. Превратиться в мокрых от дождя котят, которые согреваясь под лучами солнца, стряхивают капельки дождя с лапок, головы и хвостика и др.

Музыка является важным, необходимым компонентом и помогает передать характер героя в движении. Она будит воображение ребенка, помогает создать пластический образ. Дети импровизируют предлагаемую ситуацию и с помощью мимики, жестов, пластики создают этюд на заданную тему, например:

Музыкально – пластические упражнения и импровизации:

Упражнение с газовыми  платочками «Водоросли», «Медузы»; «Жила – была змея»

«Рыбки – рыбешки»

Цель: развитие музыкального слуха, пластики рук.

«Подарок»

Дети свободно передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Фантазируют, когда, от кого, что именно получили в подарок. (П.И. Чайковский «Новая кукла»)

«Утро»

Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходит к окну и, открыв его, любуются ранним утром.

(«Рассвет на Москве – реке» муз. М. Мусоргского)

«В стране цветов»

В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.(«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского)

«Заколдованный лес»

Страшно и таинственно в заколдованном лесу, ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивают путников в самую чащу. («Гном», муз. М. П. Мусоргского) и т.п.

Не секрет, что актёр, будь то драматический актёр или кукловод не может считаться истинным мастером своего дела, если он не владеет техникой речи. Поэтому для формирования правильного произношения, артикуляции у детей используются скороговорки. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, медленно и четко, постепенно можно убыстрять темп, а можно произносить их беззвучно, энергично шевеля губами, не забывая при этом об интонации и выразительности. Можно предложить ребенку произнести скороговорку с разным эмоциональным оттенком, попробовать выразить голосом страх, радость, отчаяние, надежду и др. Например: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, только белка не бела, белой даже не была»; «Шесть мышат в камышах шуршат». Можно внести игровой момент, используя варежковых кукол «плюндриков». Также развитию выразительности помогает разучивание стихов с диалогами. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворений можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов.

Развитию фантазии и воображения, а также формированию связной речи, способствует включение в совместную организованную деятельность творческих игр со словом, таких как: «Волшебная корзинка», «Вкусные слова», «Придумай диалог» и др.

Очень увлекает детей «решение» «Сказочных задач» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Дети, придумывая варианты решения задачи, дают волю фантазии, словотворчеству.

Все эти упражнения, игры используются как часть совместной организованной деятельности с детьми, развивают творческое воображение, фантазию, помогают маленькому артисту более раскрепощенно чувствовать себя в театрализованных постановках.

Виды театрализованной деятельности

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  • магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • из картона, из дерева. Фигурки должны быть раскрашены с двух сторон;
  • резиновые фигурки;
  • из природных материалов, из бросового материала (крышек)

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец (пальчиковый театр) или в виде перчатки на всю ладонь (перчаточный театр). Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;

Верховой театр        

Театр, обозначающий вид театрализованной деятельности, в которой куклы закреплены выше человеческого роста, был введён русскими кукловодами в XVI веке.

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
  • театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки, что является элементом настоящего чуда для рябят.

Театр живых кукол

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
  • театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Костюмированные представления. Игры – драматизации

Такие представления требуют тщательной подготовки. Это разучивание роли, работа над образом героя, подбор музыки, костюмов, изготовление декораций.

Знакомство детей со сценическим искусством не только вводит их в мир прекрасного, наполняет жизнь яркими впечатлениями и радостью творчества, но и развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Литература:

Агапова И. А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду.- М., Аркти 2010

Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - М., ТЦ Сфера2009

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М., Школьная пресса,2000.

Чурилова Э. Г. Методика и  организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., Владос 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникация младшая группа "Волшебный чемодан"

Задачи:      учить детей эмоционально воспринимать содержание потешек;     способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность;  закрепл...

музыкальное развлечение "Чемодан игрушек"

Дети входят в зал под музыку, обращают внимание на старый потертый чемодан, стоящий рядом с пианино.Дети. Что в чемодане? Кто приехал? Чей чемодан?Муз. рук. Я и сама была очень удивлена, обнаружив чем...

«Лето: чемодан ярких впечатлений!!!»

-Что ты мне подаришь ,лето?-Много солнечного света!В небе радугу  – дугу!И ромашки на лугу!...

"Ириска и ее волшебный чемодан"

Конспект совместной комбинированной деятельности детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям "познавательное развитие", "речевое развитие", "социально-коммуникативное развитие"....

Опыт вариативности центра детской активности "Волшебный чемодан"

Данный опыт был представлен в рамках Краевого конкурса вариативности предметной среды в группах детского сада "Как мы меняемся". Материал будет полезен воспитателям ДОУ, заинтересованных в преобразова...