Проект для детей дошкольного возраста «Безопасное лето»
проект (подготовительная группа)

Мельникова Галина Анатольевна

Тип проекта: творческо-информационный

Вид проекта: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: июнь-август 2021 года

Участники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

 

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова

Введение в тему:

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Другими словами, задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:

- непосредственного общения с каждым ребенком;

- свободного выбора детьми вида деятельности;

- свободного выбора участников деятельности;

- принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

- развития коммуникативных способностей.

За основу взята образовательная технология «Модель трех вопросов», которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezopasnoe_leto_-_kopiya.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей дошкольного возраста

«Безопасное лето»

Тип проекта: творческо-информационный

Вид проекта: познавательно-игровой

Продолжительность проекта: июнь-август 2021 года

Участники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова

Введение в тему:

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Другими словами, задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:

- непосредственного общения с каждым ребенком;

- свободного выбора детьми вида деятельности;

- свободного выбора участников деятельности;

- принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

- развития коммуникативных способностей.

За основу взята образовательная технология «Модель трех вопросов», которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Для эффективной работы по данной технологии важно соблюдать следующие условия:

  1. Доступность и разнообразие материалов в центрах активности.
  2. Поддерживать интерес к работе в центрах активности.
  3.  Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  1. Активно вовлекать родителей в образовательный процесс.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  1. Что мы знаем?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Как узнаем об этом?

- Что дети знают о лете, о безопасности в летнее время?

- что хотят узнать об этом?

- где можно найти материал по теме?

- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Актуальность проекта: 

Проблема физического и психического здоровья, а также безопасности подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Дети старшего дошкольного возраста открыты для получения новых знаний. Поэтому, просто необходимо в летний период напомнить им, правила безопасного поведения на улице, в природе, в быту и с дорожной азбукой!

Данный проект поможет ребятам получить знания по безопасному поведению. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания. 

Проблема: 

Летом вероятность возникновения опасной ситуации возрастает в разы. Как показывает практика, часто дети не знают, как вести себя с незнакомым человеком на улице, что делать при пожаре или как правильно переходить дорогу. А потому появилась острая необходимость осуществления проекта «Безопасное лето!».

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Оздоровление детей в период летней оздоровительной компании. Развитие у детей интереса к летним видам спорта.

Задачи:

  • Познавательное развитие:

- дать знания о том, как правильно вести себя в опасных ситуациях, на улице, в природе, в быту;

- развивать познавательную активность, мышление, память.

  • Социально –коммуникативное развитие:

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- воспитывать желание беречь здоровье свое и других людей.

  • Речевое развитие:

- расширять активный и пассивный словарь по данной теме;

- развивать связную речь.

  • Физическое развитие:

- развивать двигательную активность;

- познакомить с новыми подвижными играми.

  • Художественно –эстетическое развитие:

- содействовать развитию навыков продуктивной деятельности;

- развивать творческую самостоятельность.

Предполагаемый результат проекта: Дети знают, как вести себя находясь на солнце, у водоемов, в лесу; - умеют переходить дорогу; знают и применять на практике правила безопасного поведения в быту, если остался один дома; знают, как обращаться с огнем, что делать при пожаре.

Принципы реализации проекта:

1.доступность:

• учет возрастных особенностей детей

• адаптированность материала

2.систематичность и последовательность:

• постепенная подача материала от простого к сложному

• частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3.наглядность и занимательность:

• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4.динамичность:

• интеграция проекта в разные виды деятельности

5.дифференциация:

• создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Ожидаемый результат:

Для детей:

- расширение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;

- развитие умений самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения;

- развитие осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

Для взрослых:

- умение решать задачи социально-коммуникативного развития детей на основе интеграции ОО;

- использовать разнообразные технологии в работе с детьми;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Этапы проекта:

  • 1 этап – подготовительный

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка дома, на улице, водоеме, даче, в лесу; подготовить материально-техническую базу; создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

  • 2 этап - основной (практический)

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

  • 3 этап – заключительный

Цель: обобщение полученного опыта; подведение итогов реализации проекта, презентация проекта и его результатов реализации.

Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:

1. Безопасность дома

2. Безопасность на улице

3. Безопасность на речке/озере

4. Безопасность на даче/в деревне

5. Безопасность в лесу

Блок «Безопасность дома»

• пожарная безопасность;

• опасные предметы;

• опасные ситуации;

• электрические приборы.

Блок «Безопасность на улице»

• безопасность во дворе;

• правила дорожного движения;

• правила поведения при грозе.

Блок «Безопасность на речке/озере»

• безопасность на пляже;

• солнечный удар.

Блок «Безопасность на даче/в деревне»

• правила поведения при встрече с насекомыми;

• правила поведения с домашними животными;

• закрепление навыков личной гигиены.

Блок «Безопасность в лесу»

• правила поведения в лесу;

• закрепление знаний о съедобных/ядовитых ягодах/грибах.

Формы организации по формированию основ безопасного поведения:

• Беседы;

• Рассказ;

• Рассказ – объяснение;

• Работа с наглядным материалом;

• Чтение художественной литературы;

• Дискуссии;

• Инструктаж;

• Игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические);

• Игровые ситуации — загадки;

• Моделирование ситуаций;

• Просмотр тематических фильмов, мультфильмов;

• Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка);

• Развлечение

Средства обучения:

• Плакаты;

• Иллюстрации;

• Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

• Настольно-печатные игры;

• Дидактические игры;

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

• Компьютерные презентации;

• Карточки для индивидуальной работы;

• Видеоуроки, мультфильмы по ОБЖ;

Макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей;

• Настольный макет, моделирующий улицы и дороги;

• Альбомы по ОБЖ;

• Дорожные знаки;

• Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

• Аптечка;

• Карточки с телефонами служб спасения;

• Телефон;

• Подборка художественной литературы по теме;

• Папки-передвижки;

• Подборка тематических консультаций и памяток для родителей.

Итоговое мероприятие: 

развлечение «Путешествие с Сашей и Дашей».

Продукт проекта:

• книга «Азбука безопасности»

• выставка детских рисунков

• сборник «Копилка загадок»

• мультимедийные презентации;

• подборка мультфильмов, видеоуроков по ОБЖ.

Заключение

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

   

 Приложение.

Реализация проекта в совместной  деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

«Мир природы».

Цель: Создание условия для закрепления знаний и представлений детей о лете: летние месяцы, приметы лета, изменения в природе, животном мире, в жизни людей.

Беседы с детьми:

1. «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?».

Цель: Создание условия для закрепления у детей знаний о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

2. «Удивительные насекомые»;

«Правила поведения в природе»;

«Опасности в природе»;

«Ядовитые грибы и растения».

Цель: Создание условия для закрепления и уточнение у детей основ безопасного поведения в природе.

Дидактические игры: 

 «Где живут витамины»;

 «Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»;

«Что живет и растет у нас под ногами»;

 «Путешествие в мир насекомых»;

 «Опасности вокруг нас»;

 «Лекарственные растения»;

 «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя».

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм.

Наблюдения: за растениями луга и цветника; за насекомыми; за птицами; за ветром, дождем, небом, облаками; за красотой окружающей природы.

Речевое развитие

 «Лето».

Цель: Закрепить основные правила поведения на природе; воспитывать у детей умение видеть, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Игры на развитие речи.

«Узнай по описанию»; «Послушай и отгадай»; «Чем похожи, чем отличаются?»; «Чей наряд»; «Когда это бывает?».

Конкурс загадок «Лесные загадки».

Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи. 

«Чтение художественной литературы» 

Стихи:

Барто А. «Гроза»;

Бычков Н.: «Василёк», «Клевер», «Одуванчик», «Астры».

Синявский П. «Грибная электричка»;

Ушан Е. «Лесные прятки», «Опята», «Мухомор».

Токмакова И.: «Рябина», «Берёза», «Осинка», «Ива».

Рассказы: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива»,

М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето»,

Ушинский К.  «Капустная бабочка»; Пивоварова И.: «Как бабочка на бал собиралась», «Стрекоза», «Паук», «Кузнечик», «Пчела», «Оса», «Муравьи»; Усова Н. «Ландыш», «Фиалка».

Сказки: Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья коровка»; «Маленькие путешественницы»; «Дождевой червяк»; Селихова Л.: «Машенькина прогулка», «День рождения ёлочки», «Сказка о крылатках».

Экологические сказки: «Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка».

Энциклопедии «Зеленая планета», «О планете Земля».

Цель: Создание условий для усвоения детьми основ экологической культуры, осознание единство человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с детьми:

«Вода – друг - враг».

Цель: Создание условий для   формирование у детей    представления   о правилах безопасного поведения на воде в тёплое время года.

«Как вести себя в жару?»;

«Болезни грязных рук»;

 «Вредные и полезные привычки»;

«Какие витамины растут на ветках и на грядках».

Цель: Создание условий для развития у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

 Детское экспериментирование:

1. Опыты: «Что мы вдыхаем?  «Мыльные пузыри»; опыты

на выявление свойств воды.

2. Конкурс «Город мастеров» (постройки из песка), «Мозаика из камней» (предложить из камней выложить узор или рисунок)

3. Беседа «Что у нас под ногами?» (рассмотреть через лупу из чего состоит почва)

4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Когда вода теплее» (нагревание окружающих предметов днём и вечером).

5. Проведение исследования «Изучаем строение растения»,

«Прилетает ли кто - нибудь к этому растению?», «Есть ли запах у растений?».

Цель: Создание условий для развитие познавательного интереса у детей, наблюдательности, умение делать выводы, формирование навыков экспериментирования.

Словесно-дидактические игры:

 «Назови цветок по описанию»;

 «Скажи наоборот»;

 «Летает -  не летает»;

 «Бывает - не бывает»;

 «Хорошо - плохо»;

  «Угадай, чей голосок»;

«Найди по описанию»;

«День-ночь»,

Сюжетно-ролевые игры:

  «Семья на отдыхе»;

 «Лечим кукол и зверей»

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм.

Рассматривание сюжетных картин, беседы на тему: «Как мы отдыхаем летом».

Художественно -эстетическое развитие

(Рисование) «Мир насекомых».

Цель: Создание условий для закрепления умения у детей передавать в рисунке яркие выразительные образы насекомых.

(Коллективное рисование) «Яркое лето, и я!».

Цель: Создание условий для расширения и углубление знаний детей о лете, развитие самостоятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.  

Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый»

Слушание песен про солнышко: «Солнышко лучистое» из м/ф. «Львенок и черепаха»; «Светит солнышко для всех»; «Выглянуло солнышко»; «В траве сидел кузнечик». 

Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения о лете.

Физическое   развитие

Беседы: «Полезные и вредные привычки»; «Чистота – залог здоровья»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

Цель: Создание условий для развития у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Пальчиковые гимнастики: «Солнечные зайчики»; «Есть у каждого своего дома»; «Рыбки»; «Я весёлый майский жук».

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Подвижные игры: «Хитрая лиса»; «Мышеловка»; «Лягушки и цапля»; «Медведь и пчелы»; «Удочка»; «Море волнуется»; «Не попадись»; «Найди себе пару»; «Третий лишний»; «Охотники и утки».

 Гимнастика после сна: «Мы проснулись…»; «Котята»; «Весёлые ребята».
Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Трудовое воспитание

1. Работа в цветнике.

2. Изготовление вертушек, султанчиков, воздушного змея.

3. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.

4. Сбор природного материала.

5. Наведение порядка на участке.

6. Рыхление и полив песка в песочнице.

Цель: Создание условий для формирования у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями.

Работа с родителями

Июнь

Папка - передвижка «Июнь. Народные приметы»

Памятка:

«Клещевой энцефалит и меры его профилактики»;

«Переходим улицу»,

«Острые кишечные инфекции»,

«Прогулки с детьми в природу»;

«Играем с детьми летом».

Консультации:

«Летний отдых с ребенком»,

«Клещи переходят в наступление»,

«Особенности дачной безопасности»,

Рекомендации:

«Обучение детей правилам дорожного движения»,

«Безопасность ребёнка в быту».

Информационное окно:

«Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, укусах насекомых»;

«Что мы знаем о клещах?»;

«Профилактика кишечных инфекций и глистных заболеваний»;

«Как избежать сальмонеллёза?»

Антитабачные листовки «Говорят все дети: "Нет сигарете!».

Ежедневные беседы о самочувствии ребенка, внешнем виде ребенка.

Фотовыставка «Наша дружная семья»

Педагогический портфель для родителей «До свидания, незнакомец»

(о недопустимости общения детей с незнакомыми людьми)

Буклет «Если вы поехали отдыхать с ребёнком на море». «Внимание - ЛЕТО»

Июль

Папка-передвижка «Июль. Макушка лета».

Консультация

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,

«Солнышко и ребенок»,

«Вода, ты друг?» (о правилах поведения на водных объектах);

«Движение -это жизнь».

«Здравствуй, детский сад!» (об адаптации детей к детскому саду)

Памятка

«Огонь - друг или враг?»,

«Красный, желтый, зеленый»;

 «Безопасная летняя дорога» (правила дорожной безопасности для детей и их родителей);

«Осторожно! Опасные растения!».

Рекомендации для родителей:

«Закаливание детей»,

«Солнечный удар и первая помощь»,

«Вкусные и полезные салаты».

Информационное окно:

«Осторожно - незнакомец! Как научить дошкольника безопасному поведению на улице».  

Советы для родителей «Прогулки по летнему лесу».  

Родительский лекторий «Как уберечь ребёнка от аллергии».

Семейная выставка творческих работ детей и родителей «Калейдоскоп счастливого детства»

Август

Папка - передвижка «Август».

Памятка «Роль природы в развитии ребенка дошкольного возраста».

Консультации:

«Дары лета на нашем столе»,

«Чем опасны укусы насекомых. Первая помощь при укусах»,

«Формирование правильного телосложения у детей»,

«Ребенок и другие люди».

Рекомендация «Почему детская обувь — это так важно?».

Советы для родителей

«Как избежать неприятностей?»,

«Осторожно ядовитые грибы!»,

«Ребенок на улице».

Семейная гостиная «Я люблю тебя, малыш…»

(советы родителям по адаптации ребёнка к детскому саду)

Выставка семейных фотографий о летнем отдыхе «Радужные краски семейного лета…».

Буклет «Песочная терапия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-музыкальное развлечение Для детей дошкольного возраста «Безопасное путешествие по дорогам родного края»

конспект развлечения для детей  старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения...

Проект "Формирование основ у детей дошкольного возраста безопасного поведения"

Цель проекта: формирование у детей  дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях....

Проект для старшего дошкольного возраста "Безопасность в лесу"

Данный проект разработан в рамках Системно-деятельностного подходя по направлению "Ступеньки безопасности" Для детей старшего дошкольного возраста. В проекте приведены примеры организованной...

Проект по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста « Безопасное детство»

Проект "Безопасное детство».Вид проекта: - информационно- познавательный, творческий...

Педагогический проект по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста "Безопасная дорога"

Проект по безопасности дорожного движения для детей подготовительной группы (6-7 лет)...