Проект "Профессии прошлого, настоящего и будущего" для обучающихся дошкольного возраста в условиях ФГОС
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Палагнюк Екатерина Александровна

Данный проект знакомит обучающихся с профессиями прошлого, настоящего и будущего через разнообразные виды деятельности с использованием инновационных форм и методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\dokument\Desktop\На конкурс проект Профессии прошлого, насоящего и будующего\скан.jpeg

Вид проекта: групповой, информационный, творческий, игровой.

Участники проекта: обучающиеся, педагоги, родители (законные представители) обучающихся

Сроки реализации проекта: долгосрочный (3 месяца)

Цель проекта:

Формирование представлений, обучающихся о профессиях прошлого, настоящего и будущего.

Задачи проекта:

  • Создать условия для повышения интереса обучающихся к профессиям родителей (законным представителям);
  • Формировать начальные представления о профессиях родителей (законных представителей);
  • Помочь определить и понять значимость профессиональной деятельности взрослых;
  • Расширять кругозор обучающихся;
  • Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;
  • Заставить обучающихся задуматься о выборе будущей профессии.

Актуальность: Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда обучающиеся через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания, обучающегося и привития ему ценности труда формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы обучающийся осознанно сделал выбор во взрослую жизнь, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессии родителей и людей хорошо знакомых, чей труд обучающиеся наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта обучающегося, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет обучающийся в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в дошкольном учреждении на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.       

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор младших и старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Профессии прошлого, настоящего и будущего».

Новизна проекта:

В ходе реализации проекта, обучающиеся получат знания о профессиях прошлого, настоящего и будущего. Начнут проявлять интерес к работе родителей (законных представителей) и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Нормативно-правовая база, на которую опирается проект:

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» (поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838);
  • Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
  • Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1;
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2015 года»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Теоретические и методологические основания проекта

(научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)

        Дошкольное образовательное учреждение является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор обучающихся, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

     К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить обучающихся с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить обучающихся в мир экономических отношений, формировать у обучающихся разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития обучающегося, в которых определены образовательные области. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта обучающегося, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

 1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

        Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.

        Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации обучающихся.

      Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Целевой группой, на которую направлены мероприятия проекта являются: обучающиеся дошкольного возраста от 3 до 7 лет, педагоги, родители (законные представители), социальные партнеры («Пожарная часть № 75», «Городская централизованная библиотечная система» и т.д.).

Этапы, содержание и методы реализации проекта

I этап: организационно-подготовительный:

  1. Наблюдение за обучающимися по профессиям во время игр, бесед, пословиц и поговорок, чтения художественной литературы, организованной образовательной деятельности;
  2.  Изучение материала по теме проекта;
  3. Определение цели и задач, сроков реализации;
  4. Разработка плана мероприятий для реализации проекта;
  5.  Подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
  6. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр для познавательной и двигательной деятельности обучающихся;
  7.  Введение обучающихся в проблематику данного проекта (Каждое утро ваши родители (законные представители) приводят вас в детский сад, а сами уходят! Куда они уходят? Зачем?)

II этап- практический (реализация проекта):

  1. Знакомство обучающихся с профессиями во время игр, бесед, пословиц и поговорок, чтения художественной литературы, организованной образовательной деятельности;
  2. Встречи с социальными партнерами разных профессий в рамках дошкольного учреждения;
  3. Сбор материала «Профессии нашего города», «Профессии будущего»;
  4.  Работа с родителями (законными представителями) обучающихся по созданию мини-сочинений, сказок «Профессии нашего города» и «Профессии будущего».

III этап – заключительный:

  1. Оформление познавательно-иллюстрационного центра с использованием картотеки «Профессий»;
  2. Подготовка и оформление проекта;
  3. Проведение онлайн-занятий по изобразительной деятельности «Профессия художник»;
  4. Проведение онлайн мероприятия квест – игра совместно с родителями (законными представителями) обучающихся старшего дошкольного возраста «Город мастеров или из прошлого в будущее»;
  5. Оформление мини-сочинений, сказок на тему: «Профессии нашего города» и «Профессии будущего».

Формы: 

- совместная деятельность взрослого и обучающегося;

- самостоятельная деятельность обучающихся в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Для ознакомления обучающихся с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных

профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

        Система работы по формированию у обучающихся представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

- приближение обучающихся к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к обучающимся;

- совместная деятельность обучающихся и взрослых.

Календарный план реализации образовательного проекта

Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)

Месяц

Период

Тема недели

Формы проведения

Октябрь

1 неделя

«Наш любимый воспитатель»,

«Младший воспитатель»

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» А. Барто «Грузовик», «Мишка», «Наша Таня»;
  • Экскурсия по дошкольному учреждению;
  •  Беседа «Кто работает в детском саду»;
  • Моделирование сюжетно-ролевой игры «Оденем куклу на прогулку»;
  • Дидактическая игра «Расскажем Чебурашке, как вести себя в детском саду», «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»;
  • Просмотр мультфильмов «Каприз»;
  • Беседа «Чем занимается помощник воспитателя»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Накроем на стол».

2 неделя

«Добрый доктор Айболит…» (Врач)

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение художественной литературы «Про Бегемота, который боялся прививок»;
  • Беседа «О труде врача и медсестры»;
  • Экскурсия в медицинский кабинет;
  • Дидактическая игра «Что нужно врачу?», «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»;
  • ООД (Рисование) «Лук растим – быть здоровым хотим»;
  • Просмотр мультфильмов «Жила была царевна Айболит!»

3 неделя

«В центре кухни, на виду»,

Нам готовит он еду…» (Повар)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов о овощах и фруктах;
  •  Чтение художественной литературы Заходера «Повара»;
  •  Беседа «Профессия повар»;
  •  Виртуальная экскурсия в столовую;
  •  Дидактические игра «Разрезные картинки», игра – лото «Все профессии важны»;
  •  ООД раскраска повар;
  •  Просмотр мультфильма Смешарики «Кулинария»;
  •  Проектная деятельность «Мы ребята поварята».

4 неделя

«Продавец – лучше профессии нет!»

(Продавец)

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  • Чтение художественной литературы стихи о профессии продавца В. Усик «В лавке»;
  • Беседа «О труде продавца»;
  • Виртуальная экскурсия в магазин;
  • Дидактические игра лото «Магазин», «Разрезные картинки»;
  •  ООД (ФЦКМ) «Профессия – продавец»

Цель: 1. Способствовать расширению представлений о разных видах труда;

2. Создавать условия для знаний представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;

3. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

  • Просмотр мультфильма «Песенка-мультик «Магазин».

Ноябрь

1 неделя

«Кирпичи кладёт он в ряд,

строит садик для ребят!»

(Строитель)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  •  Чтение художественной литературы С. Баруздина «Кто построил этот дом?»;
  • Беседа «Кто работает на стройке». 
  • Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы - Строители»;
  • Дидактические игра «Кто что делает?», игра – лото «Профессии»;
  • Просмотр мультфильма «Боб строитель».

2 неделя

«Я сам – шофёр,

я сам – мотор…»

(Шофёр)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  •  Чтение художественной литературы Барто «Шофёр».
  •  Беседа «Кто водит машину»; 
  •  Дидактические игра «Что нужно водителю для работы», игра – лото «Профессии»;
  •  ООД (Аппликация) «Моя красивая машина»

3 неделя

«Он вам сделает причёску, дайте ножницы, расчёску…»

(Парикмахер)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов разных причесок;
  •  Чтение художественной литературы Л. Скребцова «Чудесный парикмахер»;
  •  Беседа «Кто такой парикмахер»;
  •  Виртуальная экскурсия в парикмахерскую;
  •  Дидактические игра «Я – парикмахер», «Разрезные картинки».
  •  ООД (ФЦКМ) «Профессия парикмахер». Цель: Формировать умение у обучающих принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас.

4 неделя

«Сильный, ловкий, все могу,

полицейским стать хочу!»

(Полицейский)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  •  Чтение художественной литературы;
  •  Беседа «Профессия полицейский»;
  •  Дидактические игра «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии»;
  •  Раскраска полицейская машина;
  •  Просмотр мультфильма Смешарики «Азбука безопасности»;
  •  Отгадывание загадок, чтение стихов.

Декабрь

1 неделя

«Целый день сегодня шью,

я одела всю семью» (Швея)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  •  Чтение художественной литературы Л. Успенская «Про Степку-Растрепку», Г. Виеру «Швея»;
  •  Беседа «Платье для Золушки»;
  •  Экскурсия в швейную мастерскую;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Швейная фабрика»;
  •  Дидактические игра «Подбери красиво», «Разрезные картинки»;
  •  Просмотр мультфильма «Маша и медведь» Большая стирка.

2 неделя

«Самолёт построим сами…»

(Пилот)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов;
  •  Чтение художественной литературы загадки о воздушном транспорте;
  •  Беседа «Профессия пилот», «Космонавт»;
  •  Дидактические игра – лото «Профессии»;
  •  Раскраски;
  •  ООД (Лепка) «Самолеты»

Цель: продолжать лепить предметы различных форм, передавая их особенности; формировать интерес к разнообразным видам транспорта; учить анализировать основные части предмета, их функциональные возможности; воспитывать патриотические чувства.

3 неделя

«Мы актёры – просто класс!

посмотрите – ка на нас»

(Актёр)

  •  Рассматривание иллюстраций, альбомов о театре, кино;
  •  Чтение художественной литературы: стихи, загадки;
  •  Беседа «Как стать актёром»;
  •  Моделирование сюжетно-ролевой игры «Театр»;
  •  ООД (ФЦКМ) «Профессия актер»;

Цель: дать обучающимся первоначальное представление о профессии «актер».  Воспитывать уважение к людям творческих профессий, которые много вкладывают сил и души, чтобы получить признание народа. Воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, желание доставить зрителям радость.

4 неделя

«Все профессии важны…»

  •  Чтение пословиц и поговорок о труде;
  •  Чтение художественной литературы: стихи, загадки;
  •  Беседа «Профессий много в мире есть»; «Профессии моих родителей»;
  •  Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»;
  •  Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»;
  •  Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?»;
  •  «Угадай профессию».

Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет)

Месяц

Период

Категории профессий

Список профессий

Формы проведения

Октябрь

1 неделя

Работники сельского хозяйства

  • Агроном
  • Ветеринар
  • Доярка
  • Животновод
  • Коневод
  • Комбайнер
  • Пастух
  • Садовод
  • Свинопас
  • Скотник
  • Пчеловод
  • Фермер
  • Хлебороб
  • - Просмотр презентации «Люди разные нужны, люди разные важны», документального фильма «Сельские профессии».
  • - Знакомство с приметами в сельском хозяйстве.
  • - Наблюдение за грядками «Юные овощеводы».
  • - Беседы: «Для чего нужны профессии»,  «Сельскохозяйственная техника», «Труд людей в селе» «Что такое село?», «Что такое сельское хозяйство?», «Чем занимаются люди в селе?», «Поговорим о профессии хлебороб», «Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство», «Откуда берутся продукты, из которых готовится еда?», «Сельскохозяйственный транспорт», «Кто где живет?», «О пользе овощей для нашего организма».
  • - Дидактические игры: «На ферме», «Собираем урожай», «Что в борщ, что в компот?», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Что где растет?», «Найди по описанию», «Вершки, корешки», «Кузовок», «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Какие бывают профессии?», «Кто в хозяйстве живет, что фермеру дает?», «Вершки – корешки», «Что растет в поле», «Найди пару», «Отгадай профессию».  
  • - Создание книжки-загадки с рисунками предметов-атрибутов «Кому что нужно для работы?».                      
  • - Викторина «Что мы знаем о селе?»

- Сюжетно ролевые игры: «На ферме», «Водители грузовика - перевозим урожай», «Ветеринар», «Садоводы - огородники», «На конюшне».

2 неделя

Профессии сервиса (обслуживания)

  • Библиотекарь
  • Грузчик
  • Лифтёр
  • Мастер маникюра
  • Менеджер
  • Парикмахер
  • Портной
  • Почтальон
  • Сапожник
  • Флорист

(дизайнер)

  • ОС «В мире профессий», «Профессии и инструменты»,
  • «Лучше дела не найти».
  • - Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, в библиотеку, парикмахерскую, на почту, в цветочный магазин.
  • - Наблюдение за трудом грузчика, лифтёра, сапожника.
  • - Дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Кем быть?», «Для чего нужен этот предмет?», «Кем я хочу быть?», «Азбука профессий».

- Чтение художественной литературы: Я. Маршака «Как печатали книгу», Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», М. Манакова «Моя первая книга о профессиях», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», А. Шибаев «Лучше дела не найти», С. Маршак «Почта».

  • - Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Почта», «Парикмахерская», «Салон красоты».
  • - Беседа «Работники службы связи», «Как попадает письмо по адресу?», «Кто работает в библиотеке», Обсуждение правил поведения в библиотеке.
  • - Виртуальная экскурсия на почту.

- Экскурсия в библиотеку.

 - Моделирование сюжетно-ролевой игры «В библиотеке».

- Изготовление книжек малышек для малышей.

- Образовательная деятельность (Аппликация) или (Оригами) «Почтовый конверт».

3 неделя

Правоохранительные профессии (МЧС, МВД)

  • Адвокат
  • Военнослужащий
  • Детектив (профессия)
  • Кинолог
  • Конвоир
  • Полицейский
  • Пожарный
  • Следователь
  • Телохранитель
  • Юрист
  • Таможенник
  • - Рассматривание иллюстраций, альбомов.
  • - Чтение художественной литературы Серяков И. «Законы улиц и дорог», загадывание загадок по БДД,
  • Я. Пишумов «Посмотрите, постовой».
  • - Беседа «Кто такой сотрудник ДПС».
  • - Моделирование сюжетно-ролевой игры «На посту».
  • - Дидактические игра «Угадай какой знак», «Сыщики», «Кубик безопасности».
  • - Прослушивание песни «Наша служба и опасна, и трудна.
  • - ООД (Аппликация) «Жезл сотрудника ДПС».
  • -Просмотр мультфильма Смешарики «Азбука безопасности».
  • - Беседа «Кто такой следователь», «Телохранитель», «Юрист, «Пожарный», «Таможенник» и т.д.
  • Моделирование сюжетно-ролевой игры «Расследование», «Таможня», «Детектив» и т.д.

- Игровая ситуация: «Ребенок потерялся».

4 неделя

Педагогические профессии

  • Воспитатель
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Педагог
  • Психолог
  • Учитель
  • Младший воспитатель
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физической культуре

- Рассматривание иллюстраций, альбомов о школе, о школьных принадлежностях.

- Чтение художественной литературы Л. Н. Толстого «Филиппок», «Подготовишки», «Нулевой класс» Ю. Коваль, загадывание загадок о школе.

- Беседа «Кто работает в школе», «Чем занимается помощник воспитателя», «Кто работает в детском саду»;

 -Моделирование сюжетно-ролевой игры «Школа».

- Проектная деятельность «Скоро в школу».

- Дидактические игра «Школьные принадлежности».

- Просмотр мультфильмов «Остров ошибок».

- Экскурсия по детскому саду;

Моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад», «Я-музыкальный руководитель, Я-инструктор по физической культуре».

Ноябрь

1 неделя

Профессии науки

  • Учёный
  • Археолог
  • Астроном
  • Геолог
  • Зоолог
  • Ихтиолог
  • Историк
  • Математик
  • Океанолог
  • Эколог

- Рассматривание альбомов, иллюстраций по профессиям.

- Просмотр презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится».

- Беседы: «Кто такой ихтиолог, учёный, астролог, Океанолог и т.д.»

- Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Назови профессию», «Кому без них не обойтись», «Что делают этим предметом».

- Чтение художественной литературы. Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», С. Михалков «А, что у вас?», Р. Скарри «Город добрых дел», Н. Носов «Незнайка в солнечном городе».

- Смотр видео-роликов о работе данных профессий.

- Чтение стихов, загадок о профессиях.

2 неделя

Транспортные профессии

  • Водитель
  • Диспетчер
  • Кондуктор
  • Машинист локомотива
  • Моторист
  • Проводник (железнодорожный служащий)
  • Слесарь-механик
  • Таксист
  • Экспедитор на дальних поездках

- Беседа «О профессии «Водитель», «Транспорт», «Безопасная дорога», «Мой друг – светофор», «Где можно играть», «О правилах дорожного движения», «На чем наши предки ездили?» (презентация).

 -Моделирование сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе».

- Дидактические игра «Что нужно водителю для работы».

- Игра – лото «Профессии».

-Сюжетно-ролевые игры: «Вокзал», «Мы - пассажиры», «Строим поезд» и т.д.

-Подвижные игры: «Самолет», «Светофор», «Поезд», «Воробышки и автомобиль».

- Отгадывание и составление загадок по теме. 

- Рассматривание иллюстраций: в книги Н. Носов «Автомобиль»; «Улица, где все спешат!» И. Серяков.

-Рассматривание иллюстраций «Спецтехника».

- Чтение художественной литературы: сказки «Кораблик»; рассказов «Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берг, «Светик – трехцветик» Т. Александрова; стихотворений «Жил на свете самосвал» А. Барто, «Ветер по морю гуляет» А. Пушкин, «Папин праздник самый главный» С. Маршак.

- Дидактические и настольные игры: «Выложи светофор», «Сложи транспорт из частей», «Кто управляет?», «Назови одним словом», пазлы, раскраски.

3 неделя

Военные профессии и специальности

  • Артиллерист
  • Авиационный техник
  • Водолаз
  • Кавалерист
  • Канонир
  • Командир
  • Лётчик
  • Мотострелок
  • Морской пехотинец
  • Начальник военного оркестра
  • Огнемётчик
  • Пограничник
  • Подводник
  • Пулемётчик
  • Разведчик
  • Радист
  • Ракетчик
  • Сапёр
  • Связист
  • Снайпер
  • Танкист
  • Фельдшер
  • Штурман

- Рассматривание иллюстраций, альбомов о военных.

-Чтение художественной литературы Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», В. Косовицкий «Будущий мужчина».

- Беседа «Профессия родину защищать».

-Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы юные военные».

- Дидактические игра «Кем я буду в Армии служить?».

- Просмотр мультфильма «Горе не беда», «Стойкий оловянный солдатик».

- Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Пожарные на ученье».

- Беседы: «Военнослужащий», «Военные профессии», «Российская армия», «Как нужно готовиться к службе в Армии», «Защитники Отечества», «Что означает – защитник Родины», «Где работают наши папы?», «Что будет, если не станет армии?», «День защитника Отечества»

- Дидактические игры: «Один - много», «Собери пазлы»,

«Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем», «Кто что делает?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Кем я буду», «Собери пограничника на задание», «Узнай по описанию».

- Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Моряки», «Мы солдаты», «Магазин военной одежды», «Военные на учении», «Госпиталь», «Военные шоферы», «Музей». Сюжет «Выставка военной техники».

- Подвижные игры: «Встречные перебежки», «Сделай фигуру», «Раз, два, три – беги», «Догони самолет», «Меняемся местами», «Чья команда быстрее соберется».

4 неделя

Медицинские профессии

  • Вирусолог (специалист по вирусам)
  • Медицинская сестра
  • Стоматолог
  • Отолоринголог
  • Педиатр
  • Офтальмолог
  • Терапевт
  • Логопед
  • - Рассматривание иллюстраций, альбомов.

 - Чтение художественной литературы Чуковский К. «Мойдодыр», Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала», Коростылёв В. «Королева Зубная щётка», С.Афонькин «Как победить простуду».

 - Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Кто нас лечит», «Врач – стоматолог», «Кто такой окулист».

  • -Экскурсия в медицинский кабинет.

 -Моделирование сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь увозит куклу Машу в больницу», «На приеме у врача», «Стоматологический кабинет»,   «Больница».

-Дидактические игра «Назови предметы», «Скажи, что делают этими предметами», «Как беречь зубы», «Береги глаза».

  • - Мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок».

-Виртуальная экскурсия в стоматологический кабинет.

- Раскраски.

- Проектная деятельность «Береги зубы смолоду».

-Просмотр мультфильма «Фиксики», «Зубная щетка», «Уроки тетушки Совы. Сладкоежка», «Бабушкины очки», «Волшебные очки» и т.д.

Декабрь

1 неделя

Продовольственные профессии

  • Булочник
  • Квасник
  • Кондитер
  • Мельник
  • Месильщик
  • Пекарь
  • Повар
  • Сыровар
  • Хлебопёк
  • - Рассматривание иллюстраций, альбомов.
  • -Чтение художественной литературы стихи о профессии продавца В. Усик «В лавке».
  • - Беседа «Кто такой: «Квасник», «Мельник», «Месильщик», «Хлебопёк» и т. д.
  • - Лепим из солёного теста кондитерские изделия.
  • - Раскраски профессий.
  • - Виртуальная экскурсия на «Хлебокомбинат»
  • - Смотр презентации «Сыровар».

2 неделя

Экономические профессии

  • Кассир
  • Продавец
  • Бухгалтер
  • Товаровед
  • Финансист

- Беседа «О труде продавца», «Кто такой кассир в магазине», «Кто такой товаровед в магазине», «Финансист».

-Виртуальная экскурсия в магазин.

 -Моделирование сюжетно-ролевой игры «Магазин», «Супермаркет».

-Дидактические игра лото «Магазин», «Разрезные картинки», «Где это можно купить».

-Просмотр мультфильма «Песенка-мультик «Магазин», Три Кота «В поход магазин».

3 неделя

Творческие профессии

  • Актёр
  • Артист цирка
  • Архитектор
  • Балерина
  • Вокалист
  • Визажист
  • Гример
  • Дизайнер
  • Дирижёр
  • Журналист
  • Изобретатель
  • Иллюстратор
  • Инженер
  • Музыкант
  • Парфюмер
  • Писатель
  • Поэт
  • Режиссёр
  • Скульптор
  • Танцор
  • Фотограф
  • Хореограф
  • Художник

- Беседа «Что я знаю о профессии журналиста, артиста цирка, архитектора и т.д.?», «Профессия режиссер»;

  «Фотография вчера и сегодня».

- Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку».

-Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы-журналисты», «На концерте», «Театр», «Мы юные режиссеры».

- Режиссёрские игры: «Я беру интервью», «Я – журналист».

-Игровая ситуация «Этикет телефонного разговора».

-Конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора.

-Просмотр мультфильма «Приключения Мурзилки», «Бременские музыканты», «Дореми», «Маленький художник», «Похитители красок», «Фотограф», «Крот – фотограф», Фиксики («Фотоаппарат»).

«Фотограф», «Крот – фотограф», Фиксики («Фотоаппарат»).

- Рассматривание иллюстраций, альбомов о музыкальных инструментах, о театре, кино.

-Дидактические игра «Музыкальные профессии», «Разрезные картинки», игра – лото «Профессии».

- Рассматривание картин и репродукций знаменитых художников;

- Виртуальна экскурсия в картинную галерею.

- Подвижно-сюжетные игры: «Скульптор», «Гримёр», «Артист цирка».

- «Угадай мелодию».

4 неделя

Профессии будущего

  • Инженер-конструктор Light Look
  • Космический гид
  • Сити-фермер
  • Робоэтика
  • Дизайнер виртуальной реальности
  • Архитектор умных городов
  • Дизайнер умной

- Беседа «Кем я хочу стать».

- Знакомство с профессиями будущего.

- Моделирование сюжетно-ролевой игры «Сити-фермер», «Архитектор умных городов», «Дизайнер умной одежды и обуви».

- Образовательная ситуация «Придумай профессию будущего».

- Рисование «Профессия будущего».

- Игра «Космический гид».

- Создание книги «Профессии будущего».

- Викторина «Сравни профессии».

        В старшем дошкольном возрасте, вводится термин «Категории профессий», и согласно ФГОС, обучающимся предлагается выбрать профессию с которой хотели бы познакомиться.

Прогнозируемые результаты проекта

Результатом реализации программы является развитие у обучающихся:

  3 - 4 года - имеет представление о том, где и кем работают родители (законные представители) и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий. Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

  5 - 7 лет -  имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа. Имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии. Имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. Использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

Результаты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося дошкольного возраста определены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

- обучающийся обладает установкой положительного отношения к разным видам труда;

- обучающийся ориентируется в многообразии профессий технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания;

 - у обучающегося складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека;

 - устойчивый познавательный интерес к миру профессий технической направленности;

- обучающийся обладает развитым воображением, охотно отражает представление о мире профессий технической направленности в разных видах деятельности.

      Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.         

       Предполагаемые риски и способы их избежать.

       Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования обучающихся старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности обучающиеся так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для обучающихся и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все обучающиеся будут в группе.

Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.

       Перспектива развития проекта после завершения срока его реализации:

Благодаря данному проекту, творческая группа ДОУ разработала и реализует программу «Путешествие на планету профессий». Педагоги совместно с обучающими участвуют в конкурсах, олимпиадах, курсах повышения квалификации, семинарах и т.д. Благодаря родителям (законным представителям) была организована выставка «Кукла моей профессии», лэпбуки «Все профессии хороши».   В холле 3 этажа ДОУ организован мини-музей «Атлас профессий».  

Перечень источников

1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. –

Москва: Мозаика-Синтез, 2011

2. Гусева Т. Кем быть? / Поём, танцуем и рисуем. – 2009 – №6.

3. Кузнецова С. Конкурс парикмахеров / Поём, танцуем и рисуем. – 2009 – №6.

4. Загадки о профессиях.URL: http:/www.prozagadki.ru/ drugiezagadki/zagadki-o-professijakh/

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие – Балашов: Издательство «Николаев», 2004

6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – Москва: Сфера, 2005

7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе

ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-

методическое пособие – Санкт-Питербург: Детство-Пресс, 2012

8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. Москва: Гном, 2013

9. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Метод. Пособие Москва, ТЦ Сфера 2014

10. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Москва, ТЦ Сфера 2014г.

11. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Москва, ТЦ Сфера 2014г.

12. Алябьева Е.А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. Москва, 2014

13. Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Знакомимся с профессиями. Долгосрочный проект для старших дошкольников. - Москва: Детство-пресс, 2014

14. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок Профессии. - Москва: Детство-пресс, 2014

15. Кем я стану? Серия «Твой удивительный мир» - Москва: ГеоДом, 2016

16. Серия «Мир в картинках ФГОС» – Инструменты домашнего мастера, музыкальные инструменты. -Москва: Мозаика-Синтез, 2016

17. Серия «Рассказы по картинкам ФГОС» - Кем быть? В деревне. - Москва: Мозаика-Синтез, 2016

18. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –Москва: Мозаика-Синтез, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...

«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»

Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...

Проект "Профессии прошлого, настоящего и будущего" для обучающихся дошкольного возраста в условиях ФГОС

Данный проект знакомит обучающихся с пофессиями прошлого,настоящего и будующего через разнообразные виды деятельности с использованием инновационных форм и методов....

Памятка для воспитателей ДОУ «Развитие функциональной грамотности у обучающихся дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень ов...