Занятие для детей с ОВЗ с использованием песочной терапии
план-конспект занятия (старшая группа)

Данное занятие напрвлено на развитие эмоциональной сферы у детей  старшего  дошкольного возраста с ОВЗ, и входит в коррекционно-развивающую  программу: "Страна чудес".  На занятии дети познакомятся с эмоцией "Радость". В процессе реализации программы дети   учатся распозновать собственные эмоции. Формируются начальные навыки регуляции и распознавания своего эмоционального состояния. Развивающие занятие по этой программе эффективнее проводить в песочнице.

Первым, чем начинает пользоваться младенец - это своими чувствами( комфортно-некомфортно). Сенсорное воспитание, иначе, воспитание чувств, служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом. Поэтому, на  занятии используется песочница для активизации сенсорно-перцептивной сферы ребенка, так как песок - идеальное место организации занятий по развитию чувствительности и восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_videozapisi.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей с ОВЗ с использованием песочной терапии.

Цель: формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.

Задачи:

  •  снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
  • расширить представление детей о своих эмоциях и чувствах;
  • создать новый опыт в проживании чувства радость;
  • способствовать освоению ребенком социальных форм выражения чувств.

Ограничения и противопоказания: дети, имеющие аллергическую реакцию на пыль от сухого песка, кожные заболевания; дети с гиперактивностью.

Используемые материалы:

  • Песочница – деревянный ящик, песочница для рисования песком .
  • Песок,  специализированный для детского творчества.
  • Фигурки -  деревянные, пластмассовые, нарисованный домик на картоне (6*6 см) для короля и нарисованный домик (6*6 см) для эмоции «Радость».

Конспект занятия:

1. Ритуал вхождения: звенит колокольчик – это Король песочной страны приглашает в гости. Знакомство с Королем (игрушка – посредник). «Король  песочной страны – это добрый волшебник, который любит детей, игрушки и ему очень хочется познакомиться с вами. Он приглашает вас к себе в гости в «Песочную страну».

Король знакомит с правилами поведения в Песочной стране:

  • Нельзя выбрасывать песок из песочницы
  • Нельзя брать в рот руки,  песок, игрушки
  • После игры надо убрать все игрушки на свои места, а песок разгладить
  • После игры помыть руки

Король предлагает поиграть в песок –

- упражнение «Здравствуй песок» - «дотронься до песка, сначала нежно погладить его, потом постучи по нему, затем опять погладь». Прикосновения к песку сопровождаются проговариванием своих ощущений: песок теплый (холодный), приятный (неприятный), шершавый, мягкий и т.д. Можно дотронуться до песка поочередно каждым пальчиком одной руки, а потом каждым пальчиком другой руки. Можно аккуратно сжать песок в кулачок одной рукой, а потом другой и медленно высыпать его в песочницу. В песочной стране может идти «песочный дождик»  - ребенок медленно сыплет из своего кулака на ладонь песок.

  - Основная часть.  Знакомство с чувством «Радость».

«Ребята, вам нравится песочная страна короля? Но посмотрите, она похожа на пустыню. Давайте поможем королю сделать его страну красивой. Давайте создадим ее вместе. Есть там река (дети в песочнице создают реку),  есть и горы (дети создают горы), есть темные дремучие леса (дети сажают дремучие леса) и залитые солнцем луга (дети разравнивают площадку для луга и  сажают цветы). Посмотрите, как быстро у вас появилась Сказочная страна на месте пустыни! Мы создали ее своими руками, мы -  творцы этой страны, ведь подобная страна есть в душе каждого из нас.

       А где живет король, в песке? Смотрите, у меня есть дом для короля. (Ведущий  предлагает разместить в песочнице  домик короля).

   А кем же правит наш король? Да у каждого короля есть слуги.  Король мудр и добр. Он умеет увидеть в каждом самое лучшее. Он дает слугам ту работу, которая у них получается лучше всего, и оценивает ее по достоинству.

И сегодня, король хочет познакомить вас со своим слугой -  Радость».

Знакомство со слугой-чувством с опорой на все модальности: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильно-кинестетический анализаторы.

Зрительная модальность.

1. Ведущий предлагает  детям посмотреть набор пиктограмм с изображениями разных эмоций и выбрать из них изображение с эмоцией радости.

2. Потом дети переходят  к другой песочнице и рисуют на песке  эмоцию – радость.  

Слуховая модальность.

Ведущий включает музыку. «Слышите – кто- то идет в гости к королю. А как вы думаете кто  может  двигаться под такую музыку? Да, конечно, это слуга    «радость»  приближается ко дворцу.

 « И вот слуга Радость приближается ко дворцу». Ведущий  показывает детям фигурку слуги и демонстрирует ее приближение к песочнице. (Можно дать детям подержать и посмотреть в руки фигурку).

Где же она будет жить в песочной стране?» - дети выбирают ей домик и размещают в песочнице.

«Как вы думаете, что происходит с королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость?

Конечно, он радуется!

         - Какой у короля  голос, когда у него в гостях Радость: высокий? Низкий? Тихий? Громкий?

- Какие слова он говорит: Уррра,  здорово, весело!!!

- Какими блюдами угощает Радость короля: горькая? Сладкая? Кислая? Соленая?

- Какая еда у вас вызывает Радость?  

Тактильно-кинетический анализатор.

« Король очень ждал слугу Радость и теперь в честь нее он устраивает бал.

- Как же танцует Радость. Давайте поддержим ее и станцуем с ней вместе» - дети танцуют под музыку танец Радости.

« - Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость. Мы будем себя чувствовать так же как песочный колроль?

  Проговариваем и проигрываем приход слуги-чувства к королю. Собираем все вербальные и невербальные признаки, поведенческие проявления короля при посещении его слугой – чувством. Проговариваем, как распознать слугу-чувство у себя и у другого.

- «Часто ли к вам приходит слуга Радость в гости?

- «Когда и как это происходит? Наверное слуга Радость желанный гость в каждом доме, но скажите, пожалуйста, что будет с королем, если слуга  по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?»

Конечно, вы правы, король просто устанет. Да и дела в королевстве разладятся, если только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда идти домой?

Секрет королевских слуг в том, что они все дружат с Мерой. В этот момент важно показать ребятам фигурку, символизирующую Меру.

 Мера – мудрая, ответственная,

Решает, позволяет, управляет,

Вовремя домой слуг отправляет.

Мера помогает королю  быть всегда активным, не уставать.

   Оказывается , у нас внутри тоже есть король и у него тоже есть слуга по имени Радость. И наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем об это помнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии «Путешествие по морю»

Конспект занятия с детьми средней группы с использованием песочной терапии«Путешествие по морю»Цель: снятие психоэмоционального напряжения посредством песочной терапии.Задачи: Развитие воображени...

Конспект психологического занятия для детей подготовительной группы с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков».

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения посредством писочной терапии....

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста с использованием песочной терапии "Домашние животные и их детёныши"

Конспект подгруппового занятия для детей старшего возраста с использованием песочной терапии "Домашние животные и их детёныши"...

Досуг в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Песочная терапия.Использование песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ.

Статья раскрывает метод песочной терапии, как средство коррекционной помощи детям с ОВЗ....