Консультация для педагогов. Унифицированная “Карта развития” Н.А. Коротковой как доступный инструмент по проведению наблюдений за развитием детей дошкольного возраста.
методическая разработка

 Гриценко Наталия Валерьевна

Презентация опыта работы использования унифицированной «Карты развития» Н.А. Коротковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.93 КБ
Файл prezentatsiya.pptx157.38 КБ

Предварительный просмотр:

Унифицированная “Карта развития” развития Н.А. Коротковой как доступный инструмент по проведению наблюдений за развитием детей дошкольного возраста.

Слайд №2. Унифицированная «Карта развития» была разработана для удобства проведения педагогической диагностики, где в описании уровня развития ребенка дошкольного возраста в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет) выносятся только ключевые признаки. Она разделена на 5 бланков – по 5-и сферам инициативы с учетом 5-и видов детской деятельности.

«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не за поведением детей на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается последним. Воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения. Карта заполняется воспитателем 3 раза в год.

Первый раз – по прошествии первого месяца учебного года, т. к. этого периода достаточно для того, чтобы у воспитателя сложился первоначальный «образ» ребенка, исключая адаптационный период.

Второй раз – в середине года (в январе), также на основе наблюдений предшествующего месяца.

Третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка.

Слайд №3.Правила заполнения «Карты развития»

Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде. Предусмотрены оба варианта. Чтобы заполнить карты развития в бумажном варианте, необходимо распечатать 5 специально разработанных бланков отдельно для каждой инициативы (в MS Word).

Бланк 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой)

Бланк 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Бланк 3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра)

Бланк 4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью)

Бланк 5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности)

Для удобства разработана также Универсальная унифицированная «Карта развития», которую также можно распечатать и заполнять на одном бланке все виды инициатив (в MS Excel).

Слайд №4. Воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах Карты, используя три типа обозначений:

- «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);

- «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

- «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере.

ВАЖНО! Обозначение «обычно» проставляется всегда только в одном столбце, но оно обязательно. В двух оставшихся столбцах воспитатель проставляет обозначения «изредка» и «никогда». Каждое из этих обозначений допустимо ставить против фамилии ребенка дважды или один раз. Главное, чтобы все столбцы были отмечены.

Конфигурация обозначений против фамилии ребенка в заполненной Карте может выглядеть примерно так:

никогда – обычно – изредка;

изредка – обычно – изредка;

никогда – обычно – никогда;

обычно – изредка – никогда; и т. п.

Слайд №5. ВАЖНО! Воспитатель в процессе педагогического наблюдения должен учитывать не количественный, а качественный показатель сферы инициативы ребенка, т.е. частоту появления конкретной инициативы по сравнению с другими сферами инициативы. При обработке результатов воспитатель (наблюдатель) должен ориентироваться на обозначение «обычно», так как именно оно характеризует типичный уровень развития инициативы у конкретного ребенка.

ВАЖНО! Воспитатель не должен в процессе наблюдения сравнивать, чем больше занят ребенок, например, игрой или рисованием. Важно, чтобы он умел играть самостоятельно и в коллективе, важно увидеть, как он рисует, может ли отобразить и закончить задуманное (в соответствии с возрастными возможностями). Тогда обозначение «обычно» во втором столбце в сфере творческой инициативы означает, что ребенок, занятый свободной самостоятельной игрой, демонстрирует, как правило, данное качество игровой инициативы, а не то, что игра является его обычным – наиболее частым занятием, по сравнению, например, с продуктивной деятельностью.

Слайд №6. После заполнения «Карты развития» нужно ориентироваться прежде всего на обозначение «обычно». Условно проведенная линия этой отметки по всей группе означает уровень развития отдельных детей и всей группы. Если эта линия попадает в соответствующий возрасту группы нормативный возрастной диапазон, значит, все благополучно, и можно продолжать использовать выбранную ранее тактику организации образовательного процесса.

Для лучшего понимания, как работать с унифицированной «Картой развития», приведем пример ее заполнения (Слайд №7.).

Наблюдение происходило за детьми средней группы детского сада, в возрасте от 4 лет 5 мес. до 5 лет 1 мес; оценка проводилась в середине учебного года (январь).

Полученные данные в процессе педагогического наблюдения индивидуально-групповой Карты развития можно интерпретировать следующим образом: последовательность обозначений «никогда – обычно – никогда» (Тимофей Ц.) свидетельствует об очень стабильной позиции ребенка на данном уровне, последовательность обозначений «никогда – обычно – изредка» (Кира Е.) свидетельствует о том, что ребенок уже начал осваивать более высокий уровень. Часть детей, для которых отметки «обычно» попали в первый столбец, но за ними следует отметка «изредка» (Катя И., Настя К., Марк Г.) во втором столбце, не должны вызывать беспокойства, они уже на пути к следующему уровню, им нужно лишь расширить данную сферу практики. Тревогу в данной ситуации должен вызывать Давид А., получивший последовательность отметок: «обычно – никогда-никогда». Это означает, что он застрял на предшествующем уровне и нуждается в особом внимании (если его отметки и в других сферах таковы, воспитателю необходимо обратиться за помощью к специалистам).

В итоге заполнения «Карты развития» появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.

Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне (по одной или нескольким сферам инициативы), то следует пересмотреть тактику организации образовательного процесса.

Слайд №8. Исходя из того, что ребенок как целостный субъект деятельности формируется в процессе культурных практик (чтения художественной литературы, игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности в их индивидуальной и совместной формах), предлагаются два пути гибкого проектирования образовательного процесса с ориентацией на первоначальные результаты заполнения «карты развития» (в начале учебного года).

1. Ориентация на «дефицитарную» сферу инициативы и проектирование образовательного процесса как постепенное усложнение и обогащение соответствующей культурной практики, подтягивающей данную сферу инициативы до нормативного уровня.

2. Проектирование образовательного процесса с опорой на наиболее «продвинутую» сферу инициативы и соответствующую ей культурную практику - использование последней как стержнеобразующей, «подтягивающей» остальные сферы инициативы до нормативного уровня.

В целом использование унифицированной «Карты развития» позволяет гибко проектировать образовательный процесс, расширяя или усложняя содержание культурной практики в 5-и видах деятельности детей, которая соотносится с той или иной сферой инициативы (Слайд №9).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация работы с Унифицированной «Картой развития» (Короткова Н.А.) Подготовила: воспитатель высшей категории Гриценко Н.В. 2021 г. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 17 «Звёздочка»

Слайд 2

Унифицированная «Карта развития»- это инструмент фиксации наблюдений. 2 Воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения. Заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности . В описании уровня развития ребенка выносятся только ключевые признаки. Заполняется 3 раза в год удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде.

Слайд 3

Бланки инициатив 3 Бланк 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой). Бланк 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью). Бланк 3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра). Бланк 4. Познавательная инициатива - любознательность (наблюдение за познавательно- исследовательской и продуктивной деятельностью). Бланк 5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности).

Слайд 4

4 № п / п Имя Фамилия ребенка Возраст ребенка (полных лет, месяцев) 1-й уровень\низкий В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы заместители в условном игровом значении 2-й уровень\средний Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками) 3-й уровень\высокий Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметом – макет, сюжетный рисунок) 1 2 3 4 5 «обычно» – данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего, «изредка» – данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени, «никогда» – данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем. Бланк 1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой )

Слайд 5

Важно! 5 Воспитатель в процессе педагогического наблюдения должен учитывать не количественный , а качественный показатель сферы инициативы ребенка, т.е. частоту появления конкретной инициативы по сравнению с другими сферами инициативы. При обработке результатов воспитатель (наблюдатель) должен ориентироваться на обозначение «обычно», так как именно оно характеризует типичный уровень развития инициативы у конкретного ребенка.

Слайд 6

Важно! 6 Не оценивать знания, умения, навыки и продукт результата деятельности, а оценивается инициатива и волевое усилие. Четко отличить одну инициативу от другой.

Слайд 7

Бланк 2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) 7 № п / п Имя, фамилия ребенка Возраст ребенка (полных лет, месяцев) 1-й уровень\низкий Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней 2-й уровень\средний Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина») 3-й уровень\высокий Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат; стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца 1 Тимофей Ц. 5,1 никогда обычно никогда 2 Давид А. 4.9 обычно никогда никогда 3 Катя И. 4.5 обычно изредка изредка 4 Настя К. 4.6 обычно изредка никогда 5 Марк Г. 4.10 обычно изредка никогда 6 Кира Е. 4.11 никогда обычно изредка

Слайд 8

8 ДВА ПУТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Ориентация на «продвинутую» сферу инициативы Ориентация на « дефицитарную » сферу инициативы.

Слайд 9

9 Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности проведения наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста"

Наблюдение как понятие. Средства наблюдения. Подготовка к наблюдению. Общие требования к организации наблюдения. Характеристика видов наблюдения....

«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы:«Детское коллекционирование как инструмент формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

консультация для педагоговДОУ "Доступные виды работ в цветнике, огороде для детей дошкольного возраста"

консультация для воспитателей об организации  работ в цветнике, огороде для детей дошкольного возраста....

Карта наблюдения за продвижением детей дошкольного возраста по целевым ориентирам

Карта наблюдения за продвижением детей дошкольного возраста по целевым ориентирам - удобный инструмент отслеживания динамики развития ребенка в ДОО....

Консультация для педагогов «Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития....

Консультация для педагогов «Методика говорящих стен как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста»

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание, и она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятс...