Карта инновационного опыта
рабочая программа (младшая группа)

Гирфанова Анна Вячеславовна

«Применение проектного метода в работе с детьми раннего возраста по развитию интеллекта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_innovatsionnogo_opyta.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Карта инновационного педагогического опыта

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Гирфанова Анна Вячеславовна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

«Применение проектного метода в работе с детьми раннего возраста по развитию интеллекта»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель высшей   квалификационной категории

Гирфанова Анна Вячеславовна

Стаж работы в должности

16 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей раннего возраста.

Период реализации опыта 5 лет.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

 Интеллект — качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект — это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

Ранний возраст является первой стадией интеллектуального развития.

Использование в работе с детьми проектного метода создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях и развития интеллекта в целом. Проект, на мой взгляд, самый подходящий метод для всестороннего изучения и познания предметов окружающего мира, что стимулирует к началу развития интеллекта всесторонне развитой личности.

Цель, преследуемая автором

Ожидаемые результаты проекта:

- Оптимизация педагогического процесса.

- Активизация познавательной деятельности детей.

- Повышение уровня профессионального мастерства.

- Реализация личностно-профессионального роста педагога.

Ожидаемая практическая значимость проекта:

- Использование современных технологий в образовательной деятельности.

- Создание систематизированной базы проектов по развитию и обучению детей раннего возраста, способствующих интеллектуальному развитию.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

Проект представляет собой теоретически обоснованный, структурированный, обобщенный опыт воспитательной работы на основе технологии мини проектов:

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога (оборудование АРМ педагога)

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты интерактивных развивающих игр, занятий с использованием презентаций, планирование занятий с использованием презентаций с учётом тематического планирования)

- Создание проектов и развивающих игр с  помощью программы Power Point: «Потерялись тени», «Транспорт», «Проводим зайчика домой», «Учим куклу Ксюшу мыть руки», «Солнышко» и др.

2 этап  

- Осуществление внедрения проектной технологии в образовательную деятельность.

- Организация работы по внедрению проектов в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

- Создание презентаций для занятий по различным областям (Окружающий мир «Весна», «Зимние забавы», развитие речи «Заинька выходи, маленький выходи…», «В гостях у бабушки и дедушки», рисование «Солнышко» и др.)

- Подбор презентаций, в соответствии с тематическим планированием ДОУ из сети Интернет.

-  Реализация проектов «Транспорт», «Моя семья», «Культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста и формирование навыков самообслуживания», «Как мы сажали лук», «Нетрадиционные методы и приёмы, способствующие формированию культурно-гигиеническим навыков у детей раннего возраста».

- Проведение и размещение консультаций для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Комплекс Упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии», «Игровая деятельность в семье», «Как научить ребенка играть в дидактическую игру» и др.

3 этап

- Создание и размещение на личном сайте методических рекомендаций для родителей и педагогов.

- Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ.

- Собрана картотека презентаций и проектов по тематическому планированию.

- Проведён мониторинг оценки уровня развития детей.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании проектного метода с помощью интерактивных технологий.

В опыте обобщены и систематизированы подходы к работе с детьми раннего дошкольного возраста по средствам проектов. Систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование новых, интересных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

 В наше время проектная деятельность рассматривается как вариант интегрированного обучения дошкольников, как способ организации педагогических процессов.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. К сожалению, в последнее время отмечается снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, в частности - использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

   Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.    При разработке и реализации проектного метода я использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуально и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

   Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ), необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Метод проектов позволяет:

-  повысить самостоятельную активность детей.

- развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

- использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

- делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

   Данный метод поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует совместного со взрослыми поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность ребенка и его родителей.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Была осуществлена реализация проектов «Транспорт», «Моя семья», «Культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста и формирование навыков самообслуживания», «Как мы сажали лук», «Нетрадиционные методы и приёмы, способствующие формированию культурно-гигиеническим навыков у детей раннего возраста».

Созданы презентации для занятий по различным областям (Окружающий мир «Весна», «Зимние забавы», развитие речи «Заинька выходи, маленький выходи…», «В гостях у бабушки и дедушки», рисование «Солнышко»).

Проведены и размещены консультации для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Комплекс Упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии», «Игровая деятельность в семье», «Как научить ребенка играть в дидактическую игру».

   Это даёт возможность педагогам ДОУ и родителям использовать данные разработки в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

   Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по применению проектного метода в работе с детьми раннего возраста по развитию интеллекта дает высокие результаты: прослеживается положительная динамика, развитие познавательного интереса у детей раннего возраста происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии комплексного использования в воспитательно-образовательном процессе проектного метода в совокупности с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию интеллекта детей раннего дошкольного возраста значительно повышается.

   Итак, работа по применению проектного метода в работе с детьми раннего возраста по развитию интеллекта высоко характеризует себя во всех отношениях:

  • повышает качество познания окружающего мира
  • помогает преодолеть трудности адаптации
  • вносит радостные события в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания воспитателя и детей, а так же их родителей, и их сотрудничества в образовательном процессе.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

-Приняла участие в Муниципальном конкурсе «Лучшее электронное дидактическое пособие» в рамках муниципального педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования. 

-Выступление на РМО по обобщению опыта работы «Применение проектного метода в работе с детьми раннего возраста по развитию интеллекта».

-Показ на РМО воспитателей ясельных групп организованных образовательных деятельностей с детьми в первой младшей группе на тему: «Весна», «Заинька выходи, маленький выходи…».

-Показ для педагогов ДОУ открытых организованных образовательных деятельностей с детьми в первой младшей группе на тему: «Гномик и его друзья», «Учим куклу Ксюшу мыть руки».

-Выступление на педагогическом семинаре «Оформление и оборудование в уголках природы в разных возрастных группах».

-Представление экологического проекта на РМО воспитателей групп раннего возраста «Инновационные технологии и методики дошкольного образования»  на тему: «Как мы сажали лук».

-Выступление на педагогическом семинаре практикуме для воспитателей ДОУ на тему: «Патриотические уголки в разных возрастных группах детского сада»

-Выступление на семинаре практикуме для воспитателей ДОУ на тему: «Устное народное творчество»

-Обобщение опыта работы на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие детского интеллекта в процессе дидактический игр».

Публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта:

 https://nsportal.ru/girfanova-anna-vyacheslavovna

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

   Сборник материалов педагогического сообщества ДОО Саткинского муниципального района «Инновационные подходы к дошкольному образованию в контексте ФГОС», г. Сатка, 2019 г.

 «Развитие детского интеллекта в процессе дидактических игр»

   В электронном педагогическом журнале «Вестник просвещения» Опубликованный материал: мультимедийная игра «Потерялись тени» от 15.12.2020г. Авторские статьи электронного сборника «Вестник Просвещения» №12 (2020 год)

Публикация на страницах личного сайта:

-«Умные пальчики»  03.04.2017 год.

-Конспект организованно образовательной деятельности «Солнышко»

-Сценарии новогодних праздников для детей раннего возраста.

-Картотека потешек и прибауток.

-Проект по знакомству детей раннего возраста с транспортом и элементарными правилами дорожного движения «Транспорт»

-Конспект организованно образовательной деятельности «Зимние забавы» и многое другое на страницах личного сайта 

https://nsportal.ru/girfanova-anna-vyacheslavovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта

Информационная карта  инновационного опыта  I. Общие сведения.Ф.И.О. автора опыта.Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом.Должность с указанием преподаваемого предмета и...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА МБДОУ "Детский сад № 108"...

Информационная карта инновационного опыта

Тема моей разработки "Этнокультурное воспитание дошкольников на основе познания традиций, культуры, истории и природы родного края"....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Развитие познавательных интересов детей средствами познавательно-исследовательской деятельности....