Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста
материал

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство и чистота его речи. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

В настоящее время стремительно растет количество детей с проблемами речевого развития. У многих дошкольников наблюдается задержка речевого развития, нарушения речи разного уровня, звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас. У старших дошкольников имеет место быть неумение выстраивать высказывания в логической последовательности, отсутствует культура общения.

В основе возникновения данных нарушений стоит ряд причин: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении ребенка: речь непонятная, костноязычная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное окружение; отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время связано не столько с медицинскими факторами, сколько с изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут современные дети. Родители все меньше времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие взрослого в практической деятельности маленького человека. Помимо бытового общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для успешного развития воображение, творчество, мышление. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость, впитывают морально-этические и нравственные нормы социума, учатся сопереживать, общаться. Дети настолько любят сказки, что постоянно переслушивают их много раз подряд. Запоминая, пересказывают сюжет, что способствует формированию темпо-ритмической и интонационной выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Важно правильно подбирать сказки, чтобы они были понятны и интересны ребенку. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми, и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше всего для этого подходят народные сказки.

Перед чтением важно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время которой, необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить слушателей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого и эмоционального прочтения произведения необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Далее предложить ответить на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки. Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его. На следующий день желательно еще раз прочитать ту же сказку и предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации, схемы. Можно раздать каждому ребенку героев и попросить обыграть сюжет. Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.

Развитие речи посредством сказкотерапии включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать следующие этапы:

  • Слушание сказки.
  • Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).
  • Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их.
  • Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.
  • Разгадывание загадок.
  • Заучивание наизусть стихотворений и песен.
  • Театрализация сказки.
  • Сочинение сказок.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.

В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.

Дети, с которыми ежедневно родители дома, а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее, появилась инициатива в общении, улучшилась темпо-ритмическая сторона речи..

 

Литература:

  1. Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006 г.
  3. Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.
  4. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Харьков «ФОЛИО» 1997 г.
  5. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления. Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Читайте побольше сказок,чтобы развить речь ребенка....

Статья По теме: Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Данный контнт поможет в подготоке воспитателей,студентов к выступлению на родительском собрании.на конференции ,семинаре,при проведении родительского собрания...

13.05.2020 Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста...

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование сказки для развития речи дошкольников...

Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и...