Вокальные упражнения как средство коррекции нарушений речи
материал

Вокльные упражнения как средство коррекции нарушения речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вокальные упражнения как средство коррекции нарушений речи

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Методов оздоровления и профилактики очень много и один из них, приносящий не только пользу, но и удовольствие – это ВОКАЛ. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятие любым видом вокала дает не только развитие слуха, интонационной чистоты голоса, вокальной техники, но и помогает справиться с дефектами речи и даже с простудными заболеваниями.

Нарушения просодики в виде фонационных расстройств характерны для многих расстройств речи. Вместе с тем их коррекции у дошкольников уделяется недостаточное внимания. Речь детей с речевыми расстройствами часто маловыразительна, немодулирована, тембр голоса связан с их эмоциональным состоянием. У детей с тормозимым типом нервной системы голос слабый или приглушенный, тихий, немодулированный, низкого тембра. Для детей с возбудимым типом нервной системы – громкий, крикливый, срывающийся на фальцет, высокого тембра.

Для формирования правильных просодических навыков  необходимо обучать детей в первую очередь различению на слух нормального и нарушенного тембра, изменение силы и высоты голоса. Развитое слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями, способствует выработке навыков контроля собственным голосом. Для решения этих задач в практике логопедической работы используются различные приемы, но наиболее адекватными и эффективными являются вокальные упражнения, в процессе которых ребенок учится модулировать собственный голос, выделять и дифференцировать звуки речевого потока, выделять словесное ударение, выражать различные интонации, первоначально освоив навык манипуляции музыкальными звуками. Музыкальная форма занятий делает их более привлекательными для дошкольников и позволяет достигнуть результатов с наименьшим утомлении ребенка.

Вокальные упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Полезно использовать эмоционально насыщенный речевой материал, поскольку содержащиеся в нем эмоции радости, грусти, гнева и другие, наиболее естественным образом способствуют соответствующим изменениям интонации. Восприятие звучания различных музыкальных инструментов позволяет соотносить чистый тон музыкального звука со звуком собственного голоса, задавая ему эталон вокализации. Это связано с тем, что изменения звучания музыкального инструмента ребенок воспринимает значительно лучше, чем сложные модуляции человеческого голоса. При восприятии звуков музыкального инструмента, особенно фортепиано, тесно переплетаются слуховое восприятие и тактильно-вибрационное чувство. Ребенок воспринимает звук, в буквальном смысле слова, всем своим телом. Это облегчает ему «настройку» собственного голосового «инструмента».

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами.

Широко известен факт лечения заикания при помощи вокала. Как? Почему человек, заикающийся в обычной речи, порой до такой степени, что окружающие не понимают его совершенно, при пении вдруг перестает вспоминать о своем недуге. Для этого необходимо определить, в чем причина заикания и как проявляется этот дефект речи на практике.

Основным проявлением такого дефекта являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), а фиксация внимания больного на своем недостатке приводит к развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность).

Часто таким людям дополнительно к логопедическим упражнениям рекомендовано заниматься академическим вокалом. Специфика академического вокала подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Пение, по сути дела, идет по пути методики лечебной фонетической ритмизированной реконструкции. (Подробнее об этом методе можно прочитать в статьях С. Б. Скобликовой).

Музыка сама по себе разбивает сложные слова на более простые ритмизированные слоги, в связи с чем становится легче произносить слова более ровно, чем в разговорной практике. Часто заикание сопровождается прерывистым дыханием, что тоже достаточно эффективно решается при занятиях вокалом, поскольку пение требует крепкого поставленного дыхания. Заикающийся приучается говорить протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии многие применяют и в разговорной речи как метод для произнесения сложных словосочетаний.

Вокальные упражнения также часто бывают эффективны при коррекции  звукопроизношения.  Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно дошкольник пришел к правильному произношению.

Таким образом, занятия вокалом может способствовать не только душевному преображению, но и эффективно решать вопросы коррекции речевых нарушений, а также способствовать физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни.

Автор: Ропотова Анна Александровна

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №69»

Литература:

Нарушения речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М.: Пресвещение, 1975.

Вильсон Д. Нарушения голоса у детей. – М.: Медицина, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...

Кинетический песок как средство коррекции нарушений речи

Каждый год число детей с нарушениями речи возрастает. Наряду с нарушением звукопроизношения у детей также недостаточно развито внимание, память, эмоционально-волевая и мотивационная сферы.В ходе работ...

статья Вокальные упражнения, как средство развития голоса у дошкольников с нарушением речи.

В данной статье рассматривается влияние вокальных навыков на развитие речи у детей дошкольного возраста, а также способы их приобретения....

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...

Консультация для педагогов «Театральная деятельность как средство коррекции нарушений речи детей»

Театральная деятельность - это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества....

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...