"Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ"
методическая разработка

Валентина Владимировна Кальникова

Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования».      

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с. Кневичи Артёмовского городского округа

«Использование ИКТ в профессиональной деятельности

 музыкального руководителя в условиях ДОУ»

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

Кальникова Валентина Владимировна

с. Кневичи

«Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ»

        Информационные технологии (от англ. information technology) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.   

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается.

В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.  

Отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребёнка большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления тем более в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования и очень актуально на данный момент.

        Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

        Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.  

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в:

выявлении направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании;

адаптации требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по музыкальному воспитанию, развитию речи, внимания, памяти, моторики;

определении функционально-методического назначения и видов компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками;

обосновании и формулировании принципов формирования содержания обучения музыкальных руководителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.  

Практическая значимость. 

В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача:

сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

В практике работы музыкального руководителя использование ИКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача:

сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.  

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:

- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;

- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

- развить интегративные качества дошкольника.

И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду:

слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Восприятие музыки» используются мультимедийные презентации.

С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое.

При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.

С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности разработана и активно используется в практической деятельности 

серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки». При создании мультимедийных пособий использовались следующие компьютерные программы:

ProShow Product (программа для создания видео);

Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);

Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);

PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).         

Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» разработана в соответствии с ФГТ, опираясь на Рекомендации по созданию учебной продукции по дошкольному образованию (Письмо Министерства образования РФ № 680/23–16 от 05.07.2001 г.), с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.  

Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Восприятие музыки» НОД.

Серия «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «В мире марша», «Струнные инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот», «Где живут звуки?».

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому музыкальным руководителям нужно создавать картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, можно использовать видеоролики с участием детей: записывать на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривать на большом экране через проектор и обсуждать.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических   упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.  

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств.  

Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединённых понятием «информация дошкольного образования».      

         Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

·        психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

·        возбуждает живой интерес к предмету познания;

·        расширяет общий кругозор детей;

·        возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

          Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.  

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.  

                                          ***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ

В презентации перечислены основные нормативные документы, изучение которых необходимо музыкальному руководителю....

Научная статья на тему "Формирование профессиональной компетентности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье отражаются основные требования к профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ФГОС, даны рекомендации по формированию профессиональной компетентности педагога....

Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ

               Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ...