Экспериментальная деятельность шоу фокусников
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Болдишор Анжелика Борисовна

Интегртрованное занятие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

«Развитие у детей познавательной активности

через детское экспериментирование»

Тема: «Шоу фокусников»

Вид деятельности: Игровая, познавательно - исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Образовательная область: Познание

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  

Задачи:

образовательные: 

упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

продолжать учить объяснять «волшебные явления» с точки зрения науки;

расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;    

формировать  знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.

развивающие: 

развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;

умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;

умение использовать условную мерку.

воспитательные: 

воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

проявлять внимание к малышам;

доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное; речевое; познавательное; физическое; художественно-эстетическое

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, пояснения, художественное слово

Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка «У жирафа пятнышки»

Практические: выполнение экспериментов

Словарная работа:

закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.

Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители;  стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон

раздаточные: предметы для экспериментов,  атрибуты фокусника.

Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.

Структура занятия-экспериментирования:

1. Проблема (визит воспитателя с младшей группы)

2. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
3. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)

4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (Д/Игра «Что сначала, что потом»)

7. Процесс экспериментирования
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

9. Творческая деятельность детей.

Организационный момент:

В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?

Воспитатель: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?

Ответы детей

Воспитатель: Анна Николаевна, мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.

Воспитатель: Ребята, какие будут предложения?

Ответы детей

Воспитатель: На чём остановимся?

Ответы детей

Воспитатель: Почему вы думаете, что им будет интересно?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?

Ответы детей

Воспитатель: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.

1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать

На носочки поднимитесь

Потихоньку покружитесь

В фокусников превратитесь!

(Воспитатель одевает шляпу фокусника)

Воспитатель: Я тоже превратилась в фокусника и  на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, оденьте вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками и воротничками) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.

Воспитатель: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Лиза, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.

Лиза: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры,  у кого одинаковые фигуры в одной команде.

Воспитатель: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.

Ответы детей

Воспитатель: Теперь каждая команда сделайте  свой круг.

(Дети встают в три круга)

Воспитатель: Дима, посчитай,  сколько человек в твоей команде?

Лейла, по сколько человек в командах?

Как можно по -  другому сказать Валя?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».

(В центре экспериментальной деятельности 3 лотка,  лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб,  прямоугольник).

Воспитатель: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.

(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)

(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)

Воспитатель: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру  «Зеваки»

(Пока звучит бубен, дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

Основная часть

Воспитатель: Вы молодцы,  вижу, все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.

Воспитатель: Вот такого волшебства

Не видали никогда,

Посчитаем хором, дружно.

Д: 4, 3, 2, 1!

Что случиться,  поглядим!

Воспитатель: Первый фокус "Танцующее молоко"

Воспитатель: Дима, напомни детям, что сначала будем делать?

Д/И игра «Что сначала, что потом»

(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску)

Воспитатель: А потом,  Валя?

(Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)

(Дети выполняют)

Воспитатель: Что получилось?

Ответы детей

Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.

Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.

Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

Воспитатель: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?

Ответы детей

Воспитатель: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.

Воспитатель: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.

Дети подходят к лоткам.

Воспитатель: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Д: 4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим!

Воспитатель: Следующий фокус «Магнитная сила»

Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Лейла.

Д/И игра «Что сначала, что потом»

(Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)

Воспитатель: А потом?

(Возьмём маленький магнит и посмотрим,  сколько скрепок прицепится к нему)

Дети выполняют действия с магнитами.

Воспитатель: Что можно сказать, почему так получается?

Ответы детей: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?

Дети говорят свои выводы.

Воспитатель: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?

Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.

Воспитатель: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.

Воспитатель: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.

Воспитатель: Вот такого волшебства

Не видали никогда

Посчитаем хором дружно

Дети:4, 3, 2, 1, что случится,  поглядим.

Воспитатель: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"

Галя объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала?

Д/И игра «Что сначала, что потом»

(Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)

Воспитатель: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)

Воспитатель: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.

Это сколько, ребята? (До цифры 1)

Воспитатель: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.

Воспитатель контролирует, помогает.

Воспитатель: Что получилось, ребята?

Вывод:  Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.

Воспитатель: Молодцы, поаплодируем фокусникам.

Ребята, а какие должны быть фокусники?

(Внимательные, ловкие, быстрые)

Воспитатель: Вот сейчас,  я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.

Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"

Воспитатель: Вы молодцы!

А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.

"Фиерверк из шаров"

Воспитатель: Что будим делать сейчас?

Д/Игра «Что сначала, что потом»

Дети: Надуем шары и закрепим  прищепкой. (дети берут шары и прищепки)

Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.

Дети надувают.

Воспитатель: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.

Дети отпускают.

Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.

Воспитатель: А если шар не большой? (дети) Почему?

Заключительная часть

Воспитатель: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему?

Ответы детей 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Маленькие фокусники"

конспект нод по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Маленькие фокусники"...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло-фокусник"

В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков.Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего испо...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Школа фокусников» в разновозрастной группе

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Школа фокусников» в разновозрастной группе...

Экспериментальная деятельность «Маленькие фокусники»

Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, развитие речи, Экспериментальная  деятельность...

Открытое ОДД по экспериментальной деятельности "Мы фокусники"

Экспериментирование во второй младшей группе с водой. Тема: «Мы фокусники».Образовательная область: познавательное, социально –коммуникативное развитие.Цель: Вовлечение дет...

Конспект ОД по экспериментальной деятельности «Школа фокусников»

Конспект занятия направлен на развитие у детей познавательной активности и любознательности, через экспериментальную деятельность....