Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло-фокусник"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Кузьмина Татьяна Юрьевна

В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков.

Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни.

Учить делать простейшие зарисовки при фиксировании результата опыта. .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              /                                                                                                                                                                                                                                   

                Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 городского округа Кинешма

(МБДОУ д/с № 36)

155800, г. Кинешма, Ивановская область, ул. Луховская, д. 2

Тел. 8(49331) 9 – 47 - 85

                                                             e-mail: kindetsad36@yandex.ru

                                                                                                                                                                                             

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

интегрированного занятия по опытно-экспериментальной

деятельности.

Тема: «Мыло-фокусник»

для детей средней группы.

г.Кинешма, 2019г.

Подготовила: Кузьмина Т.Ю.

Воспитатель 1кв. категории  МБДОУ № 36

Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое).

Задачи:

Обучающие:

В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков.

Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни.

Учить делать простейшие зарисовки при фиксировании результата опыта. .

 Развивающие:

Развивать память, внимание, мышление

Продолжать  развивать умение работать по алгоритму

Воспитывающие: 

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к опытно-экспериментальной деятельности. 

Словарная работа: туалетное мыло, хозяйственное, жидкое, мыльная пена, лёгкие предметы, тяжёлые предметы, гладкое, душистое, ароматное.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Оборудование: макет фигуры Мойдодыра, мольберт, аудиозапись песни «Цирк», музыкальная колонка.

Демонстрационный материал: посылка с кусками мыла разной формы, цвета и запаха, бутылочка с жидким мылом, конверт с картинками, изображающими   последовательность умывания (алгоритм), три узкие дорожки (ленточки разного цвета), на ½ ватмана нарисован стаканчик с водой.

Раздаточный материал: фартуки, стаканчики с водой, салфетки, трубочки,  ложечки, камешки, пёрышки, маленькие кусочки бумаги, бусинки, баночки «Мыльные  пузыри» по количеству детей, цветные мелки.

Предшествующая работа: знакомство со свойствами мыла во время умывания, дидактические игры «Угадай чего не стало», «Коробка ощущений», проведение опытов «Тонет – плавает», «Лёгкий –тяжелый», чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Взаимодействие с родителями: привлечь родителей к организации выставки разных видов мыла.

Структура занятия:

Вводная часть :  рассматривание посылки, загадывание загадки.

Основная часть: обследование, опыты, эксперименты, игра, рисование.

Заключительная часть: вопросы, беседа, домашнее задание.

                                                             Ход занятия                                                                                                                                         

                                                                                                                                                            

                                                                                   Деятельность воспитателя

              Деятельность детей

                                         Вводная часть (мотивация)

        

Воспитатель предлагает детям убрать игрушки.

-Ребята, посмотрите, кажется это посылка.  Читаем: «Детям средней группы детского сада № 36 из страны Чистоты от Мойдодыра ».Так она для нас! Интересно, что в ней?    Подумайте, что мог прислать нам Мойдодыр? Здесь прямо на посылке загадка написана: 

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Неожиданно дети  замечают фигуру Мойдодыра  и находят какую-то коробочку.  

Предположения детей

                                                     Основная часть

Что это? Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть, берите по кусочку, кому какое  нравится. Здесь его много, всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра! 
- Ребята, зачем нужно мыло?
- А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.  Правильно, ведь вода отмывает не всю грязь.
Какого оно цвета?  Есть ли у мыла запах? Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка. Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное. 
- Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое? 
- Положите на стол все кусочки мыла. Посмотрите и скажите:
«Какой формы эти куски мыла? »

Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.  Повторите: «Туалетное».
-Кладите кусочки мыла на поднос и давайте поиграем в
игру «Какого мыла не стало?»

-  Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку. 
Алгоритм, изображённый на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава. 
- Картинки сложим по порядку и отправим Мойдодыру. 

 Смотрите, ребята, в посылке ещё одно письмо. Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдёте, что-то новое найдёте. Пойдём? 
Вот первая дорожка. По ней мы пойдём, поставив руки на пояс, с высоким подниманием коленей. Вот мы и пришли.

Поглядим, что же в ней?
- Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Как оно называется?
- Давайте двигаться дальше.

По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики.

  Как вы думаете что это?  Правильно это жидкое мыло. Интересно, почему оно называется жидким?

Давайте пойдем дальше.

 По третьей дорожке мы пойдём на носочках. Шли-шли, в лабораторию пришли. Предлагаю надеть фартуки и превратиться в настоящих лаборантов (надеваем фартуки).
На столах стоят стаканчики  с водой. 
- Ребята, как вы думаете, что в стаканчиках?

- А как вы это определили?  Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет. 
- А если мы нальём в стаканчик жидкого мыла, что произойдёт с водой?
Воспитатель предлагает взять ложечки и наливает в них мыло.

 Давайте проведём опыт: «У кого пена выше и пышнее? » Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот. 
Провести упражнение 2-3 раза
- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. Что произошло с водой?

 

Откуда появились пузырьки?

Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. 

Опыт «Подушка из пены».
- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим  сначала на пену пёрышко  а  потом камешек .

Что произошло?

 

Почему камешек утонул а пёрышко держится?

Теперь давайте попробуем положить маленький кусочек бумажки на пену а потом бусинку.

 Что произошло с бумажкой и бусинкой?

 Почему бумажка  держится а бусинка утонула?

  - Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены?

Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и держит лёгкие предметы. 

Воспитатель просит детей встать из-за стола и подойти к мольберту. На листе нарисована баночка с водой. Воспитатель  предлагает нарисовать много пузырьков в банке и над ней.

Потом  дети  вместе с воспитателем на подушку из пены прикрепляет изображение пёрышка, а на дно банки – изображение камешка, который утонул. 
- Понравились вам ребята, пузыри, которые вы выдували? Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить.

-А ещё оно может всех нас повеселить. Давайте представим, что мы с вами – фокусники, выступаем в цирке. 
Воспитатель раздаёт детям баночки с «Мыльными пузырями» и предлагает сказать волшебные слова: «Раз, два, три – появитесь, пузыри! ».
Звучит аудиозапись песни «Цирк».

Дети берут мыло из коробочки. 

Умываться, мыть руки.

С мылом  руки  будут чище.

Ответы детей.

Действия детей.

Дети обследуют мыло.

Дети называют форму мыла.

Дети повторяют.

Дети играют.

Дети выкладывают картинки по порядку на мольберт.

Да, пойдём!

Дети идут за воспитателем по дорожке и находят сумочку. 

Дети смотрят, трогают, определяют, что это тоже мыло.

Ответы детей ( мама стирает  носочки).

Хозяйственное.

Дети вместе с воспитателем прыгают по дорожке  и  находят вторую сумочку.

Ответы детей ( жидкое мыло).

Ответы детей (потому что оно течёт).

Дети идут с воспитателем на носочках.

Дети надевают фартуки и подходят к столам.

Ответы детей: вода.

Посмотрели, понюхали.

Предположения детей (появится пена).

Дети  размешивают его в воде.  

Дети выполняют упражнение.

Дуют в мыльную воду.

Предположения детей (появились пузырьки, пена).

Мы выдули их из мыльной воды.

Дети  кладут  пёрышко и камешек на пену.

Ответы детей: пёрышко держится а камешек провалился, утонул.

Предполагаемые ответы детей: пёрышко лёгкое  а камешек тяжёлый.

Дети кладут бумажку на пену, потом бусинку.

Ответы детей: бумажка  держится а бусинка утонула. 

Ответы детей: бумажка лёгкая, а бусинка тяжёлая.

Ответы детей: лёгкие.

Дети рисуют цветными мелками .

Дети вместе с воспитателем прикрепляют изображение пёрышка и камешка к рисунку.

Дети выдувают мыльные пузыри, ловят их, соревнуются, у кого больше пузырей получилось, чей пузырь самый большой. По окончании звучания песни дети завинчивают крышечки на банках с мыльными пузырями и помещают их на полочку в экспериментальном уголке группы.

                                                 Заключительная часть.

Рефлексия: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось? Что нового узнали? Что бы вы хотели рассказать сегодня родителям? Ребята, вы молодцы, со всеми заданиями  Мойдодыра  справились.

Домашнее задание: предлагаю детям дома провести такие же опыты вместе с родителями.  

Ответы детей.

Используемая литература:  Н.А. Рыжова «Исследования природы в детском саду» (картотека воспитателя), ООО «Русское слово – учебник»,2017. Опытно – эксперимен-тальная деятельность в детском саду», ООО «Издательство Детство – пресс»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности и приобщению к искусству в младшей группе «Вода- волшебница»

Задачи: Показать разнообразие состояний воды; учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами ...

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебная - вода»

Цель:Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности....

Интегрированное занятие по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Пейте дети молоко - будете здоровы!»

Данное занятие расчитано на старший возраст детей (5-7 лет). На занятии ребята проводят эксперименты, доказывающие, чтов молоке содержатся белки, жиры, углеводы и минеральные вещества необходимые для...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как поймать электричество?»

В игровой форме дети узнают о том, где живет электричество, как оно помогает человеку. Познакомяться с причиной появления статического электричества..как сделать так, чтобы ток стал другом. Опытным пу...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами сказкотерапии для средней группы «Ходит капелька по кругу»

Конспект   занятия  по опытно –экспериментальной деятельности  для детей  средней   группы с   элементами сказкотерапии.Тема занятия: Круговорот воды...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"...