Построение образовательной траектории развития ребенка, ориентированной на его интересы и возможности
статья

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_obrazovatelnoy_traektorii_razvitiya_rebenka.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Построение образовательной траектории развития ребенка, ориентированной на его интересы и возможности.

Педагог – психолог МА ДОУ ДС «Маячок»

Шуклина Т.В.

Первые проявления самостоятельности, целенаправленно изучаемой педагогами и психологами, принадлежат периоду дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Г.Н. Година, Н.Ф. Ладыгина, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.). Подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а ее развитие связано с освоением основных видов деятельности: двигательной, игровой, исследовательской и др.

Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

 Исследования показывают, что значительное число детей старшего дошкольного возраста не достигают высоких уровней самостоятельности. В связи с тем, что у них недостаточно сформированы произвольность поведения, общительность, стремление к самореализации, инициатива в различных видах деятельности, то есть недостаточно развита эмоционально – волевая сфера. Среди детей с нарушение эмоционально – волевой сферы выделяют категории: агрессивные, застенчивые,  тревожные, гиперактивные.

Формирование гармонически развитой личности — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана необходимость обеспечения эмоционального благополучия  каждого ребенка.

На наш взгляд, в современных условиях, возникает профессиональная необходимость в   разработке индивидуальной траектории развития (индивидуального образовательного маршрута), для детей с нарушением эмоционально – волевой сферы, учитывая их образовательные потребности, индивидуальные способности и возможностями. Поэтому, мы начали работу в данном направлении с младшего дошкольного возраста.

Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута для детей с нарушениями  эмоционально – волевой сферы мы осуществляем в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательных отношений.

Работу выстраиваем поэтапно:

На начальном этапе, этапе наблюдения работа осуществляетяс совместно воспитателем и педагогом – психологом в группе, во всех видах деятельности, фиксируя нарушения эмоционально – волевой сферы., выявляем личностные особенности воспитанников, средствами психолого –  педагогической диагностики.

Затем  вырабатываем стратегии коррекционной – развивающей работы.

На этапе реализации,  осуществляем работу на основе программы  «Разноцветное детство: под редакцией Свистуновой  Е.В., включающей в себя циклы занятий по «Игротерапии», «Скакотерапии», «Изотерапии», каждый из которых рассчитан на 10 занятий, проходящих в форме тренингов.  Тренинговые занятия   построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, это позволяет сделать занятие динамичным и насыщенным. При формировании группы  из 6 – 10 человек, учитываем личностные особенности детей.  Включение в группу детей с серьезными нарушениями поведения предшествует индивидуальная работа. Групповая форма работы позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций путем организации совместной деятельности, акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка.

Цикл «Игротерапия» - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Тренинговые занятия включают в себя: элементы трех блоков: эмоциональный блок: работа с эмоциями; когнитивный блок: работа с интеллектом; поведенческий блок: работа с ролевым поведением.

Участники тренинга вовлекаются в проигрывание специальных упражнений, способствующих развитию коммуникативных навыков и улучшению взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижению агрессии и ослаблению негативных эмоций.

В тренингах используем релаксационные психогимнастические упражнения Частиковой М.И., направленных  на расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д

Цикл «Скакотерапия» - это путешествие по сказкам, включающее в себя этюды на выражение и проявление различных эмоций, что способствует улучшению пластики, мимики, речи. Это эффективный метод работы с агрессивными детьми, за счет приобретение алгоритмов конструктивного разрешения конфликтов и обучения способам адекватного отрегулирования поведения. Отработка механизмов саморегуляции и контроля.

Цикл «Изотерапия»  - это лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства. Тренинговые занятия включает в себя: продуктивную  и игровую деятельность, направленную на снятие психофизических напряжений, стрессовых состояний. Выражая себя в изобразительной деятельности, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными травмирующими образами. Это особо важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми. Вместе с тем, изобразительная деятельность позволяет развивать в детях творческие способности.

В группе особое внимание уделяется построению развивающей предметно – пространственной среде, организованной с учетом индивидуальной комфортности детей, включающей в себя уголок уединения, ширму, оборудование для самостоятельной деятельности, для режиссерских и ролевых игр.

В группе совместно проводим «Утро радостных встреч»,  когда дети приветствуют друг друга, называют ласковыми именами, желают добра, улыбаются, настраиваются на добрые события дня.

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют: включение в занятия элементов психологической гимнастики; игр и упражнений направленных на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.;
игр драматизаций; театрализованных игр; чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Для развития положительного отношения ребенка к окружающим  людям проводим: коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов и др.). Оформляем фотогазеты о совместных мероприятиях («Как мы отдыхали на даче», «Как мы строили снежный городок»); разбираем ситуации, которые могут возникнуть в жизни, в которых, надо сделать нравственный выбор; намерено создаем ситуации, требующих от детей взаимопомощи.

Важную роль отводим работе с родителями, используя разные формы работы:

- Занятия – практикумы: «Поиграем вместе с детьми», «Современная семья глазами психолога» и др.

-  Детско-родительские тренинги «На встречу друг другу», «Дочки - сыночки - матери», «Только вместе»; 

- Индивидуальные консультации и консультации на сайте ДОУ: «Проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство)», «Эмоциональное развитие детей», «Как преодолеть гнев», «Маленький храбрец».

 - проводим «Дни открытых дверей» и др.

- Используем наглядно-информационные формы: памятки; буклеты. В приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам: «Детские страхи», «Причины детской агрессии» и др.,

На заключительном этапе проводим психолого-педагогическую диагностику, подводим итоги, каких результатов мы добились и  определяем дальнейшую стратегию развития ребенка, с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных способности и возможностей.

Таким образом, развитие и коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка, а как следствие развитие у него инициативы и творчества, осуществляется в соответствии с его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями, через построение индивидуальной траекторией развития. Разработка и реализация, которой,  осуществляется в тесном сотрудничестве всеми участниками образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника

«Человек  достигнет  результата,  только  делая  что-то  сам...»Александр  Пятигорский, русский  философ, профессор  Лондонского университета....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Диагностика,основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ

Диагностика, как основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙПедагогический мониторинг как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.В соответс...