План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"
материал

Васильева Гульнара Витальевна

План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию:

«Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

И в 6, и в 10, и в 5

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Цветы, деревья, луг и сказки

Всё нарисуют, были бы краски.

И лист бумаги на столе

И мир в семье и на Земле!

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способа рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. 

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей младшего дошкольного  возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Цель:

  • повышение компетентности родителей воспитанников в процессе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Задачи:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительность;
  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственное ориентирование на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимание и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

План работы с детьми младшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Формы работы, цель

Сентябрь

«Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком)

Формировать умение детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе.

«Гусеница» (печатанье пробкой)

Закреплять умение детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.

Октябрь

«Осенние листья» (отпечатки листьев)

Формировать умение детей делать отпечатки листьями. Закреплять умение различать и называть деревья, узнавать листья.

«Осеннее дерево» (ладошка)

Формировать умение детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава).

Ноябрь

«Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать формировать умение детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Закреплять умение передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

«Цветок для мамы» (рисование ладошкой)

Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки.  Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Декабрь

«Жар-птица» (рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Январь

«Салют» (рисование кистью на мокром листе)

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать форсировать умение  подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.

«Зайчик» (ватными палочками)

Познакомить  детей с новой техникой рисования - ватными палочками. Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию средствами нетрадиционного рисования. Закреплять знание цветов. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой)

Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

Февраль

«Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

«Синица» (ладошка)

Продолжать формировать умение детей рисовать руками, закреплять умение рисовать голову, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату.

Март

«Веточка мимозы» (ватные палочки)

Продолжать формировать умение детей рисовать ватными палочками веточку мимозы. Воспитывать любовь к близким

«К нам пришла весна («Цветок») (рисование дном пластиковой бутылки)

Обобщить знания детей о времени года «весна». Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (дном пластиковой бутылки). Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, цвета; любознательность, творчество и мышление.

Апрель

«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью)

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти

«Разноцветные яички» (ватная палочка)

Продолжать закреплять умение детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца.

Май

«Салют» (рисование картонной втулкой втулкой)

Формировать умение детей рисовать праздничный салют, используя картонную втулку (метод «штампования»).

«Божья коровка» (рисование кистью и ватными палочками)

Закреплять умение детей рисовать выразительный образ насекомого. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.

План работы взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности».

2. Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка».

3. Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

4. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

5. Родительское собрание «Сказки красками»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

 А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста

Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.        Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками ...

План по самообразования: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.Рисование является одни...

Памятка "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"

Практически все дети любят рисовать. А рисование нетрадиционными способами вызовет у детей еще больше позитивных эмоции.  С помощью такого рисования у ребенка происходит развития фантазии, творче...

Самообразование «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использов...

План по самообразованию: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста» Актуальность И в 6, и в 10, и в 5 Все дети любят рисовать И каждый смело нарисует Всё, что е...