Проект «Народные подвижные игры в современных условиях для детей»
проект (старшая группа)

Пакскина Галина Владимировна

Проект «Народные подвижные игры  в современных условиях для детей»

Участники проекта:  проекта: дети, родители

           Возраст детей: 4-5 лет  

      Пояснительная записка

 

 Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место.  Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные   качества. Дети учатся точному подчинению правил игры.  Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др.  Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.

Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной пе­дагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, при­баутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игро­вой фольклор.

        Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?

Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».

     Рассмотрим причины:

- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;

- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть; 

- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;

- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.

    Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.

 

Цель

 Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях  русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность.

Задачи:

• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)

• Развивать нравственные и патриотические  чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;

• Развивать физические  и умственные качества, любознательность;

• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.

Предполагаемые итоги реализации работы:

•  у детей формируются знания о традициях народа

• дети умеют играть и проявляют интерес  и в свободное время   используя считалки  играют в русские народные подвижные игры.

• в семье устанавливается связь между поколениями

родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

 

Количество новой игры: один раз в неделю

Срок реализации: сентябрь- апрель.

 

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.

2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975.

4. И.Л.Страковская  300 Подвижных игр -М. Новая школа  1994,-288с.

Русские народные мелодии и песни:

«Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,

и др.

 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург  «Детство - пресс»2000

1.Этап

 

Подбор материала, игр по теме.

Составление картотеки

Разработка перспективного плана

С родителями:

Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».

2.Основной Этап:

-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;

- изготовление масок и костюмов;

- изготовление атрибутов;

Для родителей:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».  

Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».

Мастер – класс :«Использование народных традиций»

Мастер- класс: «Плетение пояса»

Папка – передвижка: »Народные традиции».  «Играем дома»

« Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье»

Совместно с родителями:

«Празднование  Дня Матери» ( с использование  русской традиции)

 «Святочные игры на прогулке»- (январь)

С детьми:

 Со старшими детьми  на прогулке -  « Играем в народные игры»

 Музыкальное развлечение  «Масленица» -( март  )

 Печем « Жаворонки, жавороночки » - (март)

3.  Заключительный этап:

Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.

Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.

Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Народные подвижные игры  в современных условиях для детей»

Участники проекта:  проекта: дети, родители

           Возраст детей: 4-5 лет   

      Пояснительная записка

 Большое значение в психическом и физическом развитии имеет игра. В детском саду она занимает ведущее место.  Подвижные игры подбираются с учетом возраста. Участвуя в игре, дети не только бегают, но и изображают персонажи, а в ходе игры у них развиваются мышцы, воображение, фантазия, сноровка, формируются духовно – нравственные   качества. Дети учатся точному подчинению правил игры.  Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. 

Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На большое воспитательное значение этих игр указывали многие выдающиеся педагоги: Ушинский К.Д., Г.А. Виноградов, А. В. Запорожец и др.  Они собирали и описывали народные игры, чтобы донести до нас, потомков обычаи народа, особенные черты русского характера.

Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на потешках, играх-забавах, прибаутках в жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игровой фольклор.

        Как в наше, современное время передаётся народная игра ребёнку?

Еще несколько поколений назад были дворовые игры. И дети накапливали игровой опыт, и сами становятся «носителями» игры. В настоящее время редко увидишь детей, которые играют в «Казаков разбойников», «Салки», «Ручеек».

     Рассмотрим причины:

- во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности;

- во-вторых, родители современных детей часто сами не умеют играть; 

- в-третьих, нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу с ребенком;

- в-четвертых, дети стали больше смотреть телевизор, играть в электронные игры, заниматься за компьютером и другими малоподвижными видами деятельности.

    Народные игры почти исчезают сегодня из детства, поэтому я взяла это направление, чтобы показать родителям и детям, что народные игры являются национальным богатством и сильным воздействием на личность ребенка.

Цель: 

 Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях  русского народа через народную игру; Активизировать двигательную активность.

Задачи:

• Познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки)

Развивать нравственные и патриотические  чувства в процессе ознакомления с русскими народными играми;

• Развивать физические  и умственные качества, любознательность;

• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в использовании народных подвижных игр.

Предполагаемые итоги реализации работы:

•  у детей формируются знания о традициях народа

• дети умеют играть и проявляют интерес  и в свободное время   используя считалки  играют в русские народные подвижные игры.

в семье устанавливается связь между поколениями

родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Количество новой игры: один раз в неделю

Срок реализации: сентябрь- апрель.

Используемая литература:

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С. -Петербург, 1998.

2. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.

3. Яковлев В. Г. Игры для детей. – 2-е изд., перераб. – М.: ФиС, 1975. 

4. И.Л.Страковская  300 Подвижных игр -М. Новая школа  1994,-288с.

Русские народные мелодии и песни:

«Плясовая», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,

и др.

 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Санкт- Петербург  «Детство - пресс»2000

1.Этап

Подбор материала, игр по теме.

Составление картотеки

Разработка перспективного плана

С родителями:

Анкетирование родителей: »Русские народные игры» ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Консультация родителей по теме: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».

2.Основной Этап: 

-разучивание считалок, закличек, потешек
- оформление картотеки русских народных игр;

- изготовление масок и костюмов;

- изготовление атрибутов;

Для родителей:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры».  

Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».

Мастер – класс :«Использование народных традиций»

Мастер- класс: «Плетение пояса»

Папка – передвижка: »Народные традиции».  «Играем дома»

« Святочные игры », «Екатерина Санница», «Игры на масленичной недели», «Благовещенье»

Совместно с родителями:

«Празднование  Дня Матери» ( с использование  русской традиции)

 «Святочные игры на прогулке»- (январь)

С детьми:

 Со старшими детьми  на прогулке -  « Играем в народные игры»

 Музыкальное развлечение  «Масленица» -( март  )

 Печем « Жаворонки, жавороночки » - (март)

3.  Заключительный этап:

Картотеки русских народных игр, считалок, закличек.

Применение детьми народных игр в самостоятельной деятельности.

Участие в народных праздниках и гуляньях совместно с родителями.

Перспективный план  народных подвижных игр

Месяц

Название

 Цели

Сентябрь

1

«Зайка серый умывается»

Учить детей слушать текст игры, сопровождать его соответствующими движениями.

2

«Ручеек»

Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

3

«Золотые ворота»

Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;                           Развивать умение ориентироваться в пространстве;                             Упражнять в ходьбе цепочкой.

Октябрь

4

«Бабушка и пирожок»

Развивать ловкость и внимательность, скоростные качества

5

«Гуси- гуси»

учить детей действовать согласно сюжету игры, развивать координацию движений.

6

«Лошадки»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

7

«Заинька»

Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Ноябрь

8

«Гори, гори ясно»

Развивать выдержку и  ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

9

«Дедушка Рожок»

Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве.

10

«Заря заряница»

Учить играть, соблюдая правила, проявляя доброжелательность

11

«Шел козел по лесу»

Учить детей проговаривать слова  с движениями

Декабрь

12

Екатерина - санница

 Учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

13

«Баба Яга»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

14

«Мороз-красный нос «

Развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.

Январь

15

«Пришла Коляда»

  1. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
  2. Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу.
  3. Воспитывать умение действовать в коллективе.

16

«Звонарь»

  1. Развивать ориентировку в пространстве

17

«Льдинки, ветер и мороз»

Учить ориентироваться в пространстве, ловкость.

Февраль

18

«Хоровод  с платком»

Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений

19

Хоровод

 »Ой блин золотой»

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной традиций. Развитие музыкальных и творческих способностей.

19

«Зайка беленький сидит»

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать.

20

«Крута гора»

Развивать чувство ритма и музыкального слуха, способствовать совершенствованию двигательных навыков (прыжков).

Март

21

«Горелки»

Совершенствовать технику бега наперегонки в естественных условиях; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации подвижной игры; укреплять связочно-мышечный аппарат ног, содействовать формированию правильной осанки.

22

«Перепрыгни ручеек».

Упражнять детей в прыжках на двух ногах. Укреплять мышцы ног.

23

«В небе жаворонок пел»

Развивать  речевую  и двигательную, активности, развивать быстроту реакции

Апрель

24

«Зайцы и волк»

Упражнять в беге, отрабатывать умение в прыжках на обеих ногах, в приседании.

Воспитывать смелость, внимательность, коллективизм.

25

«У дядюшки Трифона»

Развивать фантазию и внимание

26

«Мы матрешки»

Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают

Май

27

«В ногу»

 Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании

28

«Капуста»

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народные подвижные игры Урала"

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя­ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра­боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неусп...

Проект "Народные подвижные игры"

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, пост...

проект "Народные подвижные игры"

Недельный проект информационно-игрового типа для детей младшей группы....

Образовательный проект "Народные подвижные игры Тамбовского края"

Образовательный проект "Народные подвижные игры Тамбовского края"...

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Проект по здоровьесберегающей технологии в средней группе «Народные подвижные игры в физическом развитии детей»

Проект по здоровьесберегающей технологиив средней группе«Народные подвижные игры в физическом развитии детей»...