Проект по здоровьесберегающей технологии в средней группе «Народные подвижные игры в физическом развитии детей»
проект (средняя группа)

Михайлова Лидия Николаевна

Проект по здоровьесберегающей технологии

в средней группе

«Народные подвижные игры в физическом развитии детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_igry.docx710.15 КБ
PDF icon proekt_igry_narodnye.pdf837.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар

Проект по здоровьесберегающей технологии

в средней группе

«Народные подвижные игры в физическом развитии детей»

Выполнила: Воспитатель

Михайлова Лидия Николаевна

Сыктывкар, 2022 год

Тип проекта

Участники проекта: Дети средней группы № 12 «Карамельки»

Воспитатель:  Михайлова Л.Н.

Сроки проекта: краткосрочный, 2 недели

Цель проекта: Развитие у детей интереса к народным подвижным играм.

Задачи

1. Познакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

2. Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм.

3. Формировать потребность к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями.

4. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.

5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками их обычаями и традициями.

6. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

7. Воспитывать интерес и любовь к русской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Итог проекта:

1. Досуг «Русские народные игры».

2. Презентация «Итоги проекта русские народные подвижные игры»

Актуальность проекта

 Подвижная игра - незаменимое средство пополнения

ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В

педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу,

т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Во время проведения народных подвижных игр расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках.

Подготовительный этап: 

1. Подготовить картотеку утренней гимнастики с учетом ФГОС с использованием народного фольклора («Капканы» «Золотые ворота », «Змейка», «Салки», «Кошки-мышки», «Жмурки» и др.).

2. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Русское народное творчество».

3.Картотека художественного творчества «Русские народные игры в картинках».

4. Картотека потешек, закличек, считалок.

Работа с родителями:

1. Консультация «Роль народной подвижной игры в физическом развитии ребенка».

2. Папка передвижка «Потешки, загадки, песенки».

3. Изготовление атрибутов к играм.

4. Анкетирование «Здоровый образ жизни в вашей семье».

Основной этап

Образовательная область — познавательное развитие.

ООД — Ознакомление с предметным и социальным окружением.

1. «Русский народный женский костюм». Цель: формирование у детей элементарных представлений о русском народном женском костюме (Приложение 1).

2. «Русские народные игры». Цель: знакомство детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством

(Приложение 2).

Дидактическая игра с региональным компонентом «Подбери узор»

Игры на развитие внимания, воображения, памяти, логического мышления

«Наряди русскую красавицу», «Найди по описанию»

Образовательная область — художественно-эстетические развитие.

ООД — Рисование + Музыка.

1. «Укрась народный костюм». Цель: закрепление знаний об элементах народных костюмов.

ООД — Аппликация + Музыка.

1. «Выложи узор». Цель: развитие изопразительных навыков при помощи аппликации из бумаги; закрепление знаний об элементах костюмов.

Прослушивание музыкальных «Гори, гори ясно» и пр. произведений

жяяяЬя•Дидактическое упражнение Угадай сказку/сказочного героя в произведении изобразительного искусства.

Дидактическая игра Сложи народный костюм

Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.

Беседы, направленные на воспитание патриотизма и товарищества

«История русского народного костюма, головных уборов»,

«Бережное отношение к предметам быта и произведеням

народного творчества».

Образовательная область — речевое развитие.

ООД развитие речи;

1. «Русские народные игры». Цель: формирование навыков интонационной

выразительности речи, развитие связной речи.

ООД приобщение к художественной литературе:

1. «Снегурочка». Цель: развитие внимания, воображения, умения отвечать на вопросы по прочитанному, приобщение к художественной литературе.

Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Словесные игры Считалки, зазывалки, потешки, загадки (Приложение 3)

Образовательная область — физическое развитие

ООД — физическое развитие

1. Занятие-путешествие «Русские народные игры». Цель: расширение знаний детей о русских народных играх, развитие быстроты, ловкости, смекалки, быстроты реакции.

Подвижные игры на развитие умения действовать по сигналу «Горелки», «Жмурки», «Дядюшка Яков»,

Подвижные игры на развитие основных движений (ходьба,

бег, прыжки) «Сороконожка», «Мышеловка», «Гуси», «Золотые ворота»,

«Бабка-Ёжка», «Ручеек»,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русский народный женский костюм»

Цель: формирование у детей элементарных представлений о русском народном женском костюме.

Задачи:

1. Формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об

окружающем мире.

2. Формировать умение отвечать полными предложениями, обогащать словарь детей новыми словами.

3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному

наследию, своему народу, Родине.

4. Развивать умение слушать воспитателя и сопоставлять его речь с

изображением на экране.

Оборудование и материалы: кукла в национальном костюме, русский народный костюм; мультимедийная презентация по теме занятия, аудиозаписи русских народных песен.

1.Воспитатель: Включение в игровую ситуацию (под русскую народную музыку в группу входят дети, их встречает воспитатель в русском народном костюме).

В: Добрый день, гости званные, желанные! Рады мы гостям из всех краев, всех ждем, встречаем, рассказать о своем национальном костюме предлагаем.

Посмотрите, у нас сундучок стоит старинный. Что же там лежит?

В: (достает куклу в национальном костюме). Ах, это гостьюшка к нам пришла!

Как, вы думаете, как ее зовут? Имя ее - Марьюшка. Что вы можете сказать про имя гостьи? Дети здороваются. Дети участвуют в разговоре..

2. Воспитатель: (задает вопросы).

Какого цвета у куклы волосы?

Какого цвета кожа?

А какие глаза? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка. Дети участвуют в разговоре, высказываются.

3. Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы.

На Руси был обычай: когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и должна была она носить головной убор – кокошник. Русский

национальный костюм – это в основном сарафан. Сарафан – это старинный вид одежды, который носили и девушки, и женщины.

Но главной частью русского народного костюма была рубаха – это длинная,

ниже колен, одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу,

рукавам, вороту.

Головной убор – кокошник, расшитый золотыми нитями.

В: Подумайте, чем отличалась праздничная одежда от повседневной?

Была еще одна важная деталь, которая служила оберегом, - это пояс.

Дети участвуют в разговоре, размышляют, рассказывают об отличиях

праздничной одежды от повседневной.

4. Физкультминутка.

В: (предлагает поиграть в русскую народную игру «Горелки») Дети играют в

игру. Развитие движений.

5. В: А теперь давайте поиграем в игру «Найди и покажи». Я буду загадывать загадки о какой - нибудь старинной одежде, а тот, кто отгадывает, показывает одежду.

1. Каждый день поутру надеваю я трубу. Ну не догадаться вам! Она

зовется… (Сарафан).

2. Он украшает голову, на цветок похож, весь расшит узорами, уж очень он

хорош. А зовут такой убор? (Кокошник).

3. Что же это за одежда: с четырьмя отверстиями, в одно входишь, а в три

выходишь? (Рубаха).

4. Целый день я нем хожу, словно в обруче. (Пояс).

5. Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди и плели из лыка. А чтоб с ножки не спадали, их веревкой привязали. (Лапти).

Воспитатель: Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем в

хоровод. Собрались мы позабавиться,

Да потешиться – пошутить,

Поиграть да посмеяться.

Эй, веселый народ, становись в хоровод! Дети под народную музыку водят

хоровод.

Воспитатель: А ну-ка, рукодельники, покажите свое умение –

раскрасьте костюмы так, как украшали их в старину. Дети украшают

силуэты костюма. Формируется интерес к художественному творчеству.

В: Что нового вы узнали на занятии?

Надевают ли сейчас национальные костюмы?

Где вы видели людей в национальных костюмах? Дети отвечают на вопросы,

делают выводы. Сформированы первичные представления о русском народном женском костюме.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия средняя группа на тему «Русские народные игры»

Цель:

Продолжить знакомить детей с культурой и традициями русского народа,

устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;

Задачи:

Закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о

видах искусства;

Развивать двигательную активность и физические качества;

Знакомить с различными видами фольклора – считалками, загадками,

хороводы, народные песни и др;

В культуру каждого народа входят созданные им игры.

На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и

взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу,

ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству, и развивает физическую культуру.

Русская народная игра «Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребенок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу

А зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно

А зима теплее, - В центр.

А весна милее, - Обратно.

После слов «Солнце», (ловишка) ловит детей.

Ребята, сегодня мы поиграем в народную игру «Чурилки». Это старинная игра, и мы с вами сейчас познакомимся с этой игрой.

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость и быстроту.

Ход игры:

Играющие, выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому

дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка

старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект интегрированного занятия-путешествия в средней группе

«Русские народные игры»

Цель: познакомить детей с русскими народными играми.

Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать

внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное

отношение к традициям русского народа.

Оборудование: иллюстрации русских народных игр, атрибуты для игр.

Предварительная работа: беседа о многообразии русских народных игр, о

традициях русского народа.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой зоне.

Воспитатель: Сегодня, ребята, необычный день. Мы с вами отправимся в

путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли

наши предки.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до

наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение,

вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и

девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки,

состязались в ловкости.

Но, чтобы нам с вами перенестись в прошлое, необходимо надеть вот эти

волшебные головные уборы. (Мальчики надевают фуражки с цветком, а девочки

косыночки) Закрывайте глаза и полетели!

Воспитатель: Станция хороводная.

Русские народные хороводные игры

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого

уходят в очень далекое прошлое. Изначально, хоровод был обрядом,

совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы,

задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей.

Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались.

Дети играют в русскую народную игру Каравай»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, не успели мы и глазом моргнуть, как

оказались на станции «Жмурки»

Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-Жмурке завязывают глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

Дети играют в русскую народную игру «Жмурки»

Воспитатель: Пристегните ваши ремни. Мы отправляемся на следующую

станцию.Станция «Медвежья».

Русская народная подвижная игра «У медведя во бору».

Это игра, отражающая отношение человека к природе. Русский народ всегда

трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эта игра воспитывает

доброе отношение к окружающему миру.

Сначало надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь- ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.

Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по

площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к

«берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:

У медведя во бору

Грибы ягоды беру

А медведь не спит

И на нас рычит!

После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить

детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.

Воспитатель: Последняя станция нашего сегодняшнего путешествия -

«Волшебное кольцо»

Игра «Колечко-колечко»

Все сидят. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или

другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с

колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил,

знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.

Воспитатель: Предлагаю вам взять карандаши или краски и немного отдохнуть.

Нарисуйте ту игру, которая вам понравилась больше всех.

Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рисунки.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Мы с

вами много интересного узнали о наших предках. Они очень много трудились, но также умели интересно проводить время.

Когда-нибудь вы тоже станете взрослыми и научите своих детей играть в

русские народные игры, как это делаем мы – ваши воспитатели и ваши

родители.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект досуга «Русские народные игры»

Цель: Познакомить детей с русскими народными играми.

Задачи:

-Закреплять умение детей играть в знакомые игры.

-Учить детей выполнять движения согласованно с текстом.

-Закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать

особенности действий различных персонажей.

-Развивать физические качества, такие как ловкость, быстроту реакции,

ориентир в пространстве, выносливость, проявлять смекалку, выдержку, волю и

стремление к победе.

-Учить детей играть вместе, дружно- не нарушая правил.

-Воспитывать в детях патриотизм, через русские народные игры, воспитывать

чувство товарищества. Доставлять детям радость.

Материал:

Шапочки собачки, кота, мышей.

Записи русских народных песен «Ах вы сени мои сени», «Светит месяц, светит

ясный», русская плясовая «Золотые ворота».

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Мы приглашаем

сегодня всех вас вспомнить заветную старину наших дедушек и бабушек,

прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня, они собирались на

околице, чтобы отдохнуть от забот. Игры всегда были самыми любимыми

забавами на Руси. Народные игры, их колорит и сюжет передавались из

поколения в поколение. Мы с вами вспомним эти игры.

Проводится игра "ЛОХМАТЫЙ ПЁС".

Считалкой выбирается "Пёс" Дети тихо идут к псу и при этом произносят такие

слова:

Вот лежит лохматый пёс, в лапы свой уткнувший нос,

Тихо-смирно он лежит, не то дремлет, не то спит

Подойдём к нему, разбудим. И посмотрим, что же будет.

"Пёс" выскакивает, начинает лаять и догоняет детей. (игра повторяется 2-3

раза).

А теперь, ребята, возьмемся за руки, встанем в хоровод и выберем водящего-

кошку для русской народной игры «КОШКИ МЫШКИ».

Чтобы выбрать кошку, посчитаемся (ребенок считает считалку и выбирает

кошку)

Мышка Наташка

Кушала кашку.

Съела всю кашку,

Вылизала чашку.

Валенки надела,

Тебе водить велела.

Игра «Кошки мышки»

Водящий в шапочке кошки сидит в кругу, остальные дети ходят на носках

вокруг и приговаривают:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит.

Тише мышки не шумите,

Кошку вы не разбудите!

Водящий:

Надоели! Я встаю,

Всех сейчас переловлю!

Дети разбегаются, водящий их ловит. Игра повторяется 2-3 раза со сменой

водящего.

Ведущий:

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра –

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»!

Считалкой выбираются двое игроков (воротики).

За высокими горами

Стоит Мишка с пирогами.

- Здравствуй, Мишенька-дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожки не продаются,

Они сами в рот кладутся,

Но а тот, кто их возьмет,

Тот водить у нас пойдет.

Описание игры

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Ведущий:

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки.

Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы,

Проходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Игра – хоровод: “Шла коза по лесу”:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(все поют эти строки и ведут хоровод вокруг козы,

коза выбирает одного ребёнка и танцует с ним внутри хоровода. Все дети

повторяют за козой движения).

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем!

Ведущий:

Много есть на белом свете

Игр разных и затей.

Выбирай себе по вкусу!

И учи играть друзей!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Русские народные считалки:

«Тили – тели», -

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

*********************

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем мы играть.

Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

********************

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

- К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

********************

Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели.

А водить тебе велели!

*******************

- Аист-аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне болотные опушки,

- А еще?

Еще лягушки.

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

********************

Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь водить ты!

*******************

Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: "Как же быть?!"

Выходи! Тебе водить!

Русские народные зазывалки перед началом игры

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Приглашаю детвору

На веселую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.__


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль народных подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста.

народные подвижные игры являются не только средством физического и духовногоформирования человека, но и в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.в данно...

Консультация для родителей "Роль народной подвижной игры в физическом развитии ребенка"

Находится в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью.Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх.Большая часть народных подвижных игр ...

"Русские народные подвижные игры в физическом воспитании детей"

В играх заключен залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребенок, став взрослым, не сможет полностью реализовать свой человеческий потенциал.Главная забота родителей заключае...

Методическая разработка «Народные подвижные игры в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы...

Методическая разработка.Народные подвижные игры в физическом воспитании детей 3-4 лет.

Детская игра имеет универсальный и вместе целостно органический характер: ребенок в игре живет всем своим существом, действует разносторонне, а не только одним умом или мускулами. Игра есть явление оч...

Народные подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебны...