Презентация "Технология проблемного обучения в ДОУ"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Елена Викторовна Козлова

"Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки". М.И. Махмутов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_prodlemnogo_obucheniya_prezentatsiya.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска детский сад № 486 Технология проблемного обучения в ДОУ Подготовила воспитатель первой категории Козлова Е.В.

Слайд 2

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. М.И.Махмутов

Слайд 3

Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как: способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту ; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели ; способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; - в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Слайд 4

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г . Джон Дьюи 1859 -1952

Слайд 5

Махмутов Мирза Исмаилович 1926 - 2008 Рубинштейн Сергей Леонидович 1889 – 1960 Является одним из создателей целостной концепции проблемного обучения. Открыл феномен проблемной ситуации как мыслительной деятельности .

Слайд 6

Формы организации проблемного обучения в ДОУ Проблемный вопрос Проблемная задача Проблемная ситуация

Слайд 7

Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. В проблемной задаче , как в любой задаче, есть условие и вопрос. Дети должны найти решение на поставленный вопрос. Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Противоречие – положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.

Слайд 8

Пример проблемного вопроса Вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Слайд 9

Пример проблемной задачи Буратино уронил ключ в воду. Его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом ». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд 10

Пример проблемной ситуации Чтобы решить проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет. Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Слайд 11

Проблемное обучение включает несколько этапов: 1. Осознание общей проблемной ситуации. 2. Анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы. 3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка ). 4. Проверка правильности решения проблемы.

Слайд 12

Технология проблемного обучения включает в себя методы: - моделирование и решение задач; - экспериментирование; - проектирование; - решение кроссвордов, шарад, головоломок. Данные методы помогают сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.

Слайд 13

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников: 1 . Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив. 2. Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов. 3. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» . «Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что — то в нем хорошо, а что-то — плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет). 4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода — лед). 5. Играйте каждый день в словесные игры «Антонимы» , «Чем похожи...» , «Чем может быть... листок, палочка и т. п.» , «Если бы ты превратился в...» 6. Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса... , карандаша..., бумаги…» ).

Слайд 14

Рекомендации по стилю общения с детьми 1. Выслушивайте каждого желающего. 2. Давайте только положительные оценки, вместо «правильно» , лучше говорите «интересно » , «хорошо » , «любопытно » , « необычно » . 3. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно , предлагая что-то взамен или доказывая. 4. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. 5. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Слайд 15

Задача педагога — не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую — то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь .

Слайд 16

Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию – таков девиз проблемного обучения. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Игра – занятие «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве)

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Игра - занятие "Скоро в школу" с использованиемсовременных образовательных техно...

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...