Формирование творческого мышления дошкольников с помощью системы приемов ТРИЗ
статья (старшая группа)

Садретдинова Лира Разитовна

Аннотация: Данная статья посвящена формированию творческого мышления дошкольников с помощью системы приемов ТРИЗ.

Ключевые слова: творческое мышление, творческий потенциал, креативность, развитие системного мышления, система ТРИЗ.

    «Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир.

Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная

модель - сложная, динамичная, диалектически развивающаяся».  

Г. С. Альтшуллер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческого мышления дошкольников

с помощью системы приемов ТРИЗ

  Аннотация: Данная статья посвящена формированию творческого мышления дошкольников с помощью системы приемов ТРИЗ.

   Ключевые слова: творческое мышление, творческий потенциал, креативность, развитие системного мышления, система ТРИЗ.

    «Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель - сложная, динамичная, диалектически развивающаяся».  

Г. С. Альтшуллер

   На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится развитие творческих способностей младших школьников, индивидуализация их образования с учетом интересов и склонностей детей к творческой деятельности.

  Развитие творческих возможностей дошкольников важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в дошкольном возрасте

   Решением указанной выше проблемы занимались и занимаются многие ученые, педагоги, учителя, но каждый видит возможности решения проблемы в свете своих научных исследований, практической деятельности, приобретенного опыта. Несомненно, что любой адекватный вклад в развитие творческого мышления школьников (теории, методики, приемы) дает свои положительные результаты. Развитие системного мышления - необходимое условие формирования творческих способностей школьников.

  Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

   Широкое распространение в педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ, которые активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству.

  ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

 Основными целями ТРИЗ-образования является:

1) развитие творческих способностей;

2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

   В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

   Внедрение ТРИЗ технологии позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

  Креативная технология системы ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среды, свободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности.

  Развитие креативного мышления, во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению применять их в своей практической деятельности.

   Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

   В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого дошкольника.

  Для достижения наибольшей эффективности в этой системе занятия формируется через структуру блоков. Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию в ходе занятия и в конце каждого цикла у дошкольника сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы.

  Блок 1. Мотивация. Применение творчества оживляет познавательный интерес. Одна из главных целей - возбуждение у детей эмоционального отношения к заданию, а затем, на этапе вдохновения, постараться уберечь эмоции от посторонних помех. Толчком к эмоциям выступает мотивация (удивление, сюрприз). Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания - все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.

 Блок 2. Содержательная часть. Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми. Данный блок содержит программный материал, предполагает системное мышление с применением творческих способностей.

  Блок3. Психологическая разгрузка. Этот блок обеспечивает психологическую разгрузку для «отдыха мозга» и оптимальной работы полушарий головного мозга.

  Блок 4. Интеллектуальная разминка. Она позволяет обеспечить мотивацию и включить их в творческую деятельность на занятии. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений. Психологическая ценность данного компонента заключается в том, что закрепляются способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления.

  Блок 5. Резюме. Последним блоком в структуре является резюме. На этом этапе воспитатель подводит краткие итоги занятия и устно осуществляет обратную связь с воспитанниками, выявляет их мнение о занятии.

Методы и приемы ТРИЗ:

  1. Метод мозгового штурма - постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
  2. Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
  3. Морфологический анализ - выявление всех возможных фактов решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).
  4. Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).
  5. Да - нет – ка - нахождение существенного признака в предмете, классификация предмета и явления по общим признакам.
  6. Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.
  7. Типовое фантазирование - фантазирование с использованием конкретных приемов.
  8. Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др. 
  9. Приём «Нестандартный вход в занятие».
  10.  Приём «Отсроченная отгадка».
  11.  Приём «Удивляй!».
  12.  «Элемент - имя признака - значение признака».
  13.  «Морфологический ящик / копилка».
  14.  «Создай паспорт».
  15.  Прием «Лови ошибку!».
  16.  «СИНКВЕЙН».
  17.  «Составление загадок».

  Описанные игры - лишь пример того, как можно на основе некоторых приемов ТРИЗ-технологии  использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Элементы этих приёмов можно использовать на занятиях литературного чтения, музыки, развития речи, рисования и т. д. Такой подход к обучению повышает интерес воспитанников, его самосознание, формирует творческие способности, уверенность в себе и в своих силах.

Заключение

 Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества.  

 Использование описанных приемов педагогической техники формирует способность воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, занятия с использованием приемов ТРИЗ - технологии являются средством формирования успешности обучения дошкольников. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.

  Применение ТРИЗ - технологий (теория решения изобретательских задач) позволяет решить задачи, поставленные перед воспитателем Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...

Программа по формированию психологического здоровья дошкольниковс помощью сказкотерапии " Здравствуй сказка "

Программа включает в себя конспекты организованной деятельности для детей 4 - 7 лет. Сказки, игры, упражнения входящие в программу воздействуют на эмоционально - поведенческие проблеммы...

Формирование творческого мышления дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. С.В. Курлыкина МБДОУ «ЦРР – детский сад № 181»

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Мир литературы на вдохновляет, открывает красоту окружающего мира. Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети ...

Использование игровых приемов в формировании творческого мышления у дошкольников.

В презентации представлены приемы формирования творческого мышления у дошкольников,  в зависимости от возраста ребенка. Узнаете как работает наглядное моделирование, мнемотехника, карты Проппа, к...