Дидактические игры, как средство развития и воспитания дошкольников
методическая разработка

Соболева Татьяна Алексеевна

Роль дидактической игры в воспитании и развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, как средство воспитания и обучения дошкольников

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.

Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. Дидактические игры способствуют порождению интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам, включение в занятие дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к происходящему.

ажное место в реализации ФГОС ДО занимают дидактические игры ,поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.  

  При обучении детей раннего возраста предпочтение отдается дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения, и формой обучения. И самостоятельной игровой  деятельностью.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами

∙ игры с предметами,         

∙ настольно - печатные,

∙ словесные игры.

Действуя с предметами, дети  познают их свойства. У детей развивается умение самостоятельно  занять себя и производить с предметами целесообразные действия: например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др.

 Слово способствует более четкому восприятию и развитию более высокого уровня предметных действий – подбору предметов по одному признаку (величине, цвету, более четкой дифференцировке формы и т. п. Если взрослый сопровождает действия ребенка словом – обозначает эти действия, качества предметов, - то на этой основе обогащается словарь, развивается речь детей, дети учатся сначала понимать слова, а потом и овладевать ими.

Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями развивается мышление детей, Дети  приходят к первым общим представлениям - что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи.

Также в процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части. Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.

Действия с  дидактическими игрушками ставят перед ребенком умственную задачу, ребенок старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так формируется целеустремленность.

Маленькие дети отличаются неустойчивостью внимания. Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени какой – то одной игрушкой, повторение действий за  взрослым развивает устойчивость внимания.

Игры «Цветные домики», « подбери  по цвету», «Найди такой же» и др. учат запоминать цвета, находить предметы определённой окраски

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают знания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках.

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе закрепляют знания о предметах, их назначений, классификаций. Также эти игры учат обобщению предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

Чтобы поддержать интерес детей к играм – занятиям и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном  дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематическое лото с изображениями игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.

При обучении раннего  дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

В играх-занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.).

Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм

В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, таких как «Игрушки» А. Барто.

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.

Примерами таких игр могут служить: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игра с пальчиками.

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

. Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми....

«Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников».

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объ...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...

Дидактические игры как средство развития экологического воспитания дошкольников

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом  деятельности. Игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, к...

Дидактическая игра, как средство развития этнокультурного воспитания дошкольников

Дидактическая игра, как средство развития этнокультурного воспитания дошкольников...

Мастер класс Дидактические игры – как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Доклад Здравствуйте уважаемы коллеги. Радада вас приветствовать на своём  мастер классе: Дидактические игры – как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников  Зн...