Консультация "Дыхательная гимнастика для дошкольников"
консультация (средняя группа)

Консультация "Дыхательная гимнастика для дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dyhatelnaya_gimnastika.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                             «Детский сад № 189»

Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

             Дыхательная гимнастика для  

                   дошкольников

                                                                        Воспитатель:

                                                      Сафонова Наталья Владимировна

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Особенности дыхания детей
Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.
Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

 1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

 2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

 

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях.

При составлении комплексов дыхательной гимнастики необходимо учитывать:

эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполняют их по показу.

 Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.

Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ау, ух, ох), то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях, соответственно ФГОС:

Первым необходимым условием является чистое и хорошо проветренное помещение с температурой не выше +22 градуса. Слишком сухой воздух (из-за отопления зимой) необходимо увлажнять хотя бы водой из пульверизатора или специального увлажнителя. Если используется сплит - система, то необходимо регулярно и вовремя очищать фильтры. Все дети должны быть здоровы и одеты соответственно температуре в свободную удобную одежду.

Длительность занятий для дошкольников — сначала до 6 минут, иначе у малыша закружится голова, постепенно увеличивая до 15 минут в день.

Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.

С такими детьми рекомендуется заниматься следующим образом: ребенок вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются. Все упражнения повторяются 4—5 раз.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений.

Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6—8 раз.

Материалы для занятий должны быть безопасными и лёгкими: бумага, вата, воздушные шары.

Этапы последовательности выполнения действий:

зафиксировать позу;

расслабиться;

сосредоточиться;

вдох производится через нос;

плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);

выдыхать воздух следует плавно и длительно

 щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений;

выполнить упражнение;

отдохнуть.

Все движения должны быть плавными и медленными.

Обязательно удлинение выдоха.

Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:

- дышит слишком часто;

- резко побледнел или покраснел;

- жалуется, что у него онемели ручки или ножки;

- начали дрожать кисти его рук.

Можно специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть ребенок подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.
Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики. Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.

Упражнения:

1. «Насос». 

Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох -  в  крайней точке наклона. Кончился  наклон  -  кончился  вдох.  Не  тяните  его,       разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо  быстро  накачать  и ехать  дальше.  Повторяйте  вдохи  одновременно  с  наклонами   часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз  на  воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших  движений - вдохов  это самое результативное. "Насос" особенно эффективен при заикании.

 2. «Обними плечи».

Поднимите руки на уровень плеч. Согните их  в  локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью,  чуть  ниже  шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы  левая  обнимала  правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли  параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно  с  каждым  броском,  когда  руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи    помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом.  Локти  не разгибайте.

3. «Ладошки».

Дети стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4 раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3-5 секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.

4. «Погончики».

Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4) ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что - то неприятное. Руки при этом сохраняют положение вдоль тела. После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем.

Отличное решение — делать дыхательные упражнения с детьми во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы дети не простудились.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и ребенок будет расти здоровым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационная гимнастика для дошкольников.

   Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе. Они могут проводиться не только в специализированных, но и в обычных детск...

Презентация "Фитбол-гимнастика для дошкольников

Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, совершенствование функций организма и полноценное его физическое развитие являются неотъемлимой частью педагогической работы в ДОУ. В связи с этим одн...

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Ее влияние на развитие речи детей....

Оздоровительная гимнастика для дошкольников

Здоровье - великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов. В дошкольном возрасте нарушения осанки, деформации стопы,...

Релаксационная гимнастика для дошкольников

Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания. Навык правильно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных релаксационных упражнений....

Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников

Цель: укрепление здоровья детей, формирование выразительности  танцевальных движений....