Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ
консультация

Горина Мария Геннадьевна

Дети с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) испытывают большие трудности в определении своего отношения к другому человеку. Им сложно понять и познать состояние другого человека, будь то сверстник или взрослый, выбрать адекватные ситуации, способы общения.

Накопление ребенком с ОВЗ самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка с интеллектуальной недостаточностью, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelshnost_v_sotsializatsii.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в социализации дошкольников c ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)

 «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ C ОВЗ 

Аннотация: в статье рассматривается современный подход к рассмотрению и использованию театрализованной деятельности для социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые словасоциализация, игра, театрализованные игры.

Дети с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) испытывают большие трудности в определении своего отношения к другому человеку. Им сложно понять и познать состояние другого человека, будь то сверстник или взрослый, выбрать адекватные ситуации, способы общения.

Накопление ребенком с ОВЗ самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка с интеллектуальной недостаточностью, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Через игру происходят главнейшие изменения в психике дошкольника с интеллектуальной недостаточностью. Развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В качестве оптимизирующего средства социального развития дошкольников с нарушением интеллекта театрализованные игры помогают процессу усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Присутствующие в театрализованной игре правила организуют эмоции и волю ребенка, развивают его личность.

В театрализованных играх дети упражняются в общении, входят в образ персонажа. Для этого они используют мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ, ребёнок чувствует себя раскованно, что развивает у него способность общаться. Театрализованные игры носят и воспитательный характер – дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения, о культуре общения, об отношении друг к другу.

Таким образом, для успешных процессов адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в центре работы по социализации дошкольников была поставлена театрализованная деятельность.

Занятия в себя включали разнообразные театрализованные игры: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый, драматизация и подвижные театрализованные игры.

Работа в рамках проекта была направлена на решение текущих задач:

1. Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.

2. Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.

3. Формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Основной формой проведения театрализованной игры стали индивидуальные (взаимодействие: взрослый – ребёнок, подгрупповые (взаимодействие: ребёнок – взрослый – ребёнок) и фронтальные (взаимодействие: ребёнок – ребёнок) игры-занятия.

В ходе работы были использованы театрализованные игры, которые по своему содержанию сочетались с определённой формой организации занятия. Развивающим материалом индивидуальных игр – занятий стали стихи, песенки, потешки.

Сценарий индивидуальных занятий был выстроен так,чтобы выполнялись поставленные задачи:

• формировать произвольное внимание, мышление, наблюдательность;

• стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

• развивать мелкую моторику пальцев рук и умение ориентироваться в пространстве;

• воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться.

Индивидуальная работа с детьми дала, прежде всего, возможность помочь в приобретении ими навыков культуры общения. Занятия помогли понять детям, как идти на контакт с взрослыми, с детьми. Ребята также обучались вербальным и невербальным видам общения.

Индивидуальные упражнения помогали детям раскрепоститься, придавали уверенность в правильном выполнении действий, способствовали раскрытию их творческого потенциала. Что в свою очередь благотворно влияло на формирование эстетического вкуса и нравственных качеств ребят.

На подгрупповых занятиях происходило взаимодействие «ребёнок – взрослый – ребёнок». Темы игр –занятий были подобраны для решения следующих задач: формирование навыков культуры общения, организационных умений в совместной деятельности, умений организовывать свою деятельность, навыков взаимодействия в детском коллективе и с взрослыми.

Видом театрализованной деятельности на подгрупповых играх – занятиях стало разыгрывание мини-сценок, мини-сказок. Дети стремились подражать, имитировать персонажам игры, старались выражать свои эмоции. У ребят развивались исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. На этих занятиях у них формировались психические процессы, речь, внимание, память, творческие способности, желание брать на себя роль. Театрализованные игры использовались ещё и вне занятий, на прогулке, в свободной игровой деятельности и других видах деятельности.

На фронтальных занятиях раскрывались возможности адаптировать детей в социальной среде. Решались такие задачи,как:

• формирование навыков культуры общения;

• формирование организационных умений детей в совместной деятельности;

• формирование отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Фронтальные игры – занятия проводились как итоговый показ сказки, как проведение подвижных театрализованных игр. Фронтальные театрализованные игры создавали положительный эмоциональный настрой, снимали напряжённость, решались конфликтные ситуации через игру.

На фронтальных театрализованных играх, с использованием разных видов театров и подвижных игр, дети выполняли свои роли. У одних это получалось, у других – нет.Если у ребят что-то не получалось они слышали слова поддержки«У тебя получится, мы ещё раз потренируемся». После индивидуальных занятий ребята снова пробовали. Для детей важна поддержка и вселение творческого духа. Также большое количество театрализованных игр находили своё применение на других занятиях и мероприятиях.

Работа по проекту выявила положительную динамику в социальном развитии дошкольников. На театрализованных играх – занятиях дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Театрализованные игры научили дошкольников с интеллектуальной недостаточностью решать спорные вопросы через разыгрывание мини-сценок и мини-сказок. Во время беседы после просмотра сказки дети обращали внимание на поступки героев. Дети задумывались, анализировали, делали выводы. Такие размышления ребёнка несомненно определяли полюса его зарождающейся шкалы ценностей. В том числе, общаясь со сверстниками и взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнавали о правилах поведения, о культуре общения, об отношениях со сверстниками, о взаимодействии с ними в игре.

В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные, отражающие культуру общения со сверстниками и взрослыми, практиковались умения консолидироваться, кооперироваться, объединяться в игру, взаимоотношения в диалоге, игре, на занятиях и др. В результате проведённой работы дети получили представления о социальных отношениях, которые потом закрепились в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников

Буклет для родителей о театрализованной деятельности: содержание, этапы формирования зрительской культуры, условия....

Из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 г. Курганинска Л.Я.Евсюковой «Развитие речи через театрализованную деятельность с младшими дошкольниками»

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Влияние театрализованной деятельности на развитие дошкольника.

Одним из самых популярных и увлекательных направлений  является театрализованная  деятельность  детей  дошкольного возраста. Именно она позволяет  развить у ребёнка выразитель...

Доклад по итогам исследовательской деятельности: Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников» от 24.05.2021

Справка МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» о внесении актуального педагогического опыта по теме «Использование технологии проектной деятельности в социализации дошкольников&ra...

Роль изобразительной деятельности в социализации дошкольника в современных условиях

Изобразительная деятельность является одним из главных видов деятельности детей в дошкольном возрасте. Так же, как и игра, этот вид деятельности позволяет ребенку «входить» в социальный ми...