Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей 4-5 лет «Капелька»
рабочая программа (средняя группа)

Изетова Елена Дмитриевна

Парциальная программа «Капелька» имеет экологическую направленность, ее целью является формирование целостного взгляда на природу и роль человека в ней. Возрастная категория детей 4-5 лет.

Новизной данной образовательной программы является в обогащение знаний детей знаниями о мире природы, вызывать желание понимать и любить окружающий среду и природу, учить жить в согласии с ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma.docx48.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

по экологическому развитию

для детей 4-5 лет

«Капелька»

Евпатория, 2020 г


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Парциальная программа «Капелька» имеет экологическую направленность, ее целью является формирование целостного взгляда на природу и роль человека в ней. Возрастная категория детей 4-5 лет.

Новизной данной образовательной программы является в обогащение знаний детей знаниями о мире природы, вызывать желание понимать и любить окружающий среду и природу, учить жить в согласии с ней.

Актуальность программы выражается в значимости экологического образования и воспитания детей в современном мире, ведь только экологическое развитие культуры и мировоззрения современных детей, поможет человечеству улучшить положение экологии на планете.

Дошкольный период считается первоначальной стадией развития личности человека для формирования ценностных ориентаций в окружающем мире. На данном этапе происходит зарождение положительного отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основой содержания экологического воспитания предстает формирование у ребенка сознательного и правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа является вечным ресурсом духовного обогащения дошкольников. Дети взаимодействуют и находятся в прямом контакте с природой постоянно. Живая природа: зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы и лужицы особенно привлекают внимание детей дошкольного возраста. Безгранично разнообразный и яркий мир природы активизируют естественный познавательный интерес у детей, вызывают любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и оказывает большое внимание на их ценностные ориентиры. Ребенок, уважающий природу, не будет бездумно ей вредить: рвать цветы, разорять гнезда, причинять боль животным.

Мир природы многогранен и красив, взаимодействуя с ней у ребенка возникает необходимость правильно, грамотно задать вопрос, назвать, охарактеризовать, рассказать, обобщить. Постоянный контакт ребенка с природой оказывает колоссальное воздействие на его речевое развитие, что очень важно для развития детей посещающих дошкольную организацию.

Полученные впечатления от родной природы в дошкольном возрасте, красочны и остаются в памяти на всю жизнь и оказывает большое влияние на отношение человека к природе.

Наименование программы

Парциальная программа  экологического направления «Капелька» для детей среднего дошкольного возраста (4 -5 лет)

Основные разработчики программы

Изетова Елена Дмитриевна

Цель программы

Обеспечить экологическое развитие детей дошкольного возраста и формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней

Основные задачи программы

– развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

– формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

– воспитание экогуманистического подхода к природе, воспитывать целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и активность детей.

Перечень программ, которые лежат в основе разрабатываемой Вами программы

Парциальная программа ДО МБДОУ разработана на основе:

– Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

– Парциальная программа «Юный эколог» / Автор С. Николаева.

– Парциальная программа «Наш дом - природа» / Автор Н. А. Рыжова.

– Парциальная программа «Мы — земляне» / Автор Н.Вересова.

 

1.2 Нормативно-правовая база

Нормативно-правовой базой для создания парциальной программы «Яркая фантазия» являются:

1) Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12 № 273-ФЗ).

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.).

4) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”

5) Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Ивушка» города Евпатории Республики Крым (утвержден постановлением администрации г.Евпатории Республики Крым от 18.12.2014г. №64-п).

6) Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, разработанная в соответствии с ФГОС ДО

1.3. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: экологическое развитие детей дошкольного возраста и формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Задачи программы:

– развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

– формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

– воспитывать экогуманистический подход к природе, воспитывать целеустремленность, трудолюбие, аккуратность и активность детей.

1.4. Принципы и подходы, используемые при формировании парциальной программы

При построении программы были взяты во внимание следующие принципы:

1) принцип доступности – содержание и способы взаимодействия в процессе обучения должны быть понятными и посильными;

2) принцип природосообразности – структура педагогического процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

3) принцип систематичности и последовательности – взаимосвязь всех компонентов процесса обучения должна быть единой и взаимодополняющей;

4) принцип регионализации экологического образования – в основе воспитания ребенка лежит знакомство с природными, культурными традициями, особенностями материальных и духовных ценностей родного края.

В основу построения программы были положены: культурологический и системно-деятельностный подходы. Культурологический аспект гарантирует учет национальных ценностей и обычаев в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального развития. Образование рассматривается как работа по приобщению ребенка к основным составляющим человеческой культуры. Системно-деятельностый подход подразумевает признание главной роли содержания образования, способов организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, учет возрастных и психолого-физиологических особенностей детей, роли и значимости видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения.

Парциальная программа «Капелька» является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольной образовательной организации. Нормативно-правовым основанием для написания программы является ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 –Статья2 и Статья48. Структура и содержание парциальной программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, ратифицированных на федеральном уровне (ФГОС ДО от 01.01.2014).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Эти части взаимно дополняют друг друга и нужны для того, чтобы реализовывать требования Стандарта. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть изображены подобранные участниками образовательных отношений, нацеленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности, методики, формы организации образовательно-воспитательной работы.

Программа состоит из трех ключевых разделов: целевого, содержательного и организационного.

В целевой раздел входит пояснительная записка и планируемые результаты освоения программы. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее всестороннее развитие детей, либо развитие в определенной области. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

1.5. Сроки реализации парциальной программы

Занятия по программе «Капелька» проводятся 1 раз в 2 недели (во второй половине дня) и 1 раз в месяц в летний период на протяжении одного учебного года. Продолжительность занятий – 25 мин.

1.6. Возрастные особенности детей, на которых нацелена парциальная программа

Программа рассчитана на группу среднего дошкольного возраста.

Для познавательного развития детей среднего возраста характерна значительно высокая мыслительная активность. 4-5 летние дошкольники интересуются причинно-следственными связями в разных областях существования (изменение живой и неживой природы, возникновение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает зарождаться представление о разных сторонах окружающего мира. К пяти годам более сформированным становится восприятие. Увеличивается объем памяти. Дети запоминают до семи и более названий объектов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети готовы принять задачу запоминания, не забывают поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети становятся способными применять элементарные схематизированные рисунки для решения несложных логических задач.

1.7. Планируемые результаты

К концу обучения по содержанию программы «Капелька» предполагаются следующие результаты.

Дошкольник должен:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелетных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы и наиболее характерных признаках разных времен года, разнообразных явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

1.8. Формы подведения итогов

  • Организация целевых прогулок;
  • Экологический праздник «День Птиц»;
  • Итоговое занятие «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности

Всего за один учебный год будет проведено 18 занятий экологической направленности.

Содержание каждого занятия предполагает интеграцию образовательной деятельности.

Месяц

Номер и название занятия

Цель и задачи

Форма работы

Блок 1. «По мотивам осени»

Сентябрь

1. «Во саду иль, в огороде»

Закреплять с детьми понятия об овощах и фруктах; научить их систематизировать, употреблять правильно названия. Знать различия и ареал произрастания. Совершенствовать сенсорные чувства, развивать речь, интерес и внимание.

-Наблюдения

- «Урожай мы собираем»

-Дид. игры: «Что исчезло», «Пощупай и угадай», «Определи по описанию»

-Беседа «Осенние дары»

-Пальчиковая гимнастика «Посолим капусту все вместе»

-Игра «Дорисуй плод»

2. «Зеленая аптека»

Повторять и обобщать знания о деревьях; обучать определять их по отличиям (кора, листья, цветы, плоды). Рассказать о целебных растениях: ромашке и подорожнике. Зафиксировать понимание взаимосвязей человека с растительным миром. Вызвать желание бережно относится к растениям.

Рассматривание отличительных качеств деревьев

-Отгадывание загадок

-Игра «Все листочки разные», «Найди похожих»

-Дидактическое лото «Чей листочек?»

-Беседа о целебных травах

-Загадки

Октябрь

3. Открытое занятие «Путешествие в осеннюю страну»

Конкретизировать и обогатить представления детей о временных изменениях в природе и их воздействии на жизнедеятельность растительного, животного миров и человека. Продемонстрировать взаимосвязь между живой и неживой природой.

-Наблюдения за состоянием погоды на участке и трудом взрослых

-Чтение стихотворения Ерихеева «Осень»

-Анализ картины «Времена года»

-Дид. игры: «Найди такой листок, как на дереве»

«Быстрее собери»

«Бывает-небывает»

4. «Лесное лукошко». Консультация с родителями.

Дать понятие о грибах, научить определять съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с полезными свойствами грибов. Углубить знания детей о видах ягод: лесные/садовые; их пользе, ареале произрастания в природе, характерных особенностей.

-Кукольный театр «Лесная история»

-Загадки о грибах

-Рассматривание муляжей, изображений грибов и ягод

-Отгадывание загадок

-Дид. игра «Лесные и садовые ягоды»

Ноябрь

5. «Воздух и вода – наши лучшие друзья»

Научить выявлению разнообразных свойств воздуха (прозрачность, отсутствие запаха и формы); обучать сопоставлять свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Рассказать о значимости воздуха для растений. Продолжать знакомство с характеристиками воды и значением воды в человеческой жизни

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить»

-Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»

-Игра «Заморозки»

-Изготовление цветных льдинок

Блок 2. «Волшебная зимушка»

Декабрь

6. «Домашние и лесные жители»

Систематизировать детские знания о домашних животных, их характерных особенностях. Дать первоначальные представления об их образе жизни и приносимой ими пользе. Рассказать о выполняемом труде взрослых по заботе и уходе за животными. Вызывать положительные чувства к животным.

Начать знакомство с лесной средой, обитающими в нем дикими животными (способами их передвижения, питанием, выживанием в разное время года, о браконьерстве и защите животных). Содействовать детскому установлению зависимостей изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

-Отгадывание загадок о домашних животных

-Анализ игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

-Дид.игры: «Кто в домике живет», «Назови детенышей»

-Анализ и рассказ о картине «Звери в зимнем лесу»

-Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?» и Н. Носова «Лисята»

7. «Белый и искристый -снег пушистый»

Развить умение выделять свойства, различия снега и льда. Подвести детей к осмыслению защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (в холодную погоду снег рассыпчатый, чтобы было возможно лепить, в нем должна присутствовать влага).

-Опыт со снегом

- «Для чего зимою снег растениям?»

-Цветные льдинки

-Рисование «Хоровод кружевных снежинок»

Январь

8. «В гостях у зимних птиц». Проведение праздника «День птиц»

Закрепить понятия временных изменений в природе и их воздействии на жизнедеятельность растений, животных, людей. Продолжить знакомство детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о выживании птиц зимой. Развивать сострадание, сопереживание.

-Беседа о зимующих и перелетных птицах

-Разгадывание загадок

-Беседа по иллюстрациям с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

-Дида. игры: «Кто, где живет»,

-Рассматривание картины К. Коровин «Зима»

-Изготовление «Кормушек для птиц»,

Февраль

9. «Комнатные растения и обитатели уголка природы»

Дать понятие о новых растениях, способах их черенкования. Систематизировать и повторить названия знакомых комнатных растений. Научить описанию и сравнению растений по 3 и более признакам. Вызвать и закрепить интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и заботиться о них.

Дать интересные знания об обитателях уголка природы. Развивать интерес наблюдать за ними, учить доброте, отзывчивости, вниманию по отношению к животным из уголка природы.

-Анализ картин из серии «Уход за комнатными растениями»

-Игра «Что пропало»

-Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы»

-Рассматривание растений

 -Дид. игра «Цветочный круг»

-Беседа о строении растений и об уходе за комнатными растениями

-Дид. игры «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю»

- Длительное наблюдение за животным в уголке.

-Рассказ о обитателях уголка природы

-Игра «Найди по рассказу»

10. «Стекло и металл»

Рассказать о таких материалах, как стекло, металл; учить различать характерные признаки материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, прочность, хрупкость). Закрепить умение определять материал предмета.

-Опыт со стеклом, металлом

-Сравнение предметов

-Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

-Рассматривание иллюстраций предметов их металла и стекла.

Блок 3. «Песнь весны»

Март

11. «В гостях у Веснянки»

Расширить представления о весенних изменениях в неживой природе и их воздействии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить определять связь сезонных изменений с повышением температуры, появлением солнца. Дать представления о земном и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звездах.

-Чтение К.Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна»

-Анализ картины А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

-Стихотворение С. Вангели «Подснежники»

-Дидактические игры : «Кто живет в лесу», «Когда это бывает», «Найди маму детеныша»

-Где будут первые проталинки?

-Где снег не тает?

-В каком месте наступит весна?

-Рисование «Волшебница весна»

-Театр «Заюшкина избушка»

12. «Резина и пластмасса»

Познакомить с новыми материалами (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

-Рассматривание предметов из этих материалов

-Сравнение резины и пластмассы

-Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

-Поделки из резины, пластмассы

Апрель

13. «Береги живое!». Участие в конкурсе рисунков.

Познакомить с Красной книгой, редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сочувствия, способствовать наблюдению взаимосвязей в природе. Приучать внимательно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Дать начальные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

-Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли»

-Игра «Где живут животные»

-Игра «Помоги цветку»

-Рассматривание Красной книги, беседа

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры: «Кто поедает листья», «Помоги спрятаться бабочкам

-Чтение стихотворений М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»)

14. Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого и активного существа, имеющего характерные черты и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

-Дидактическая игра «Валеология», «Нюхачи»

-Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Язычок-помощник

-Игра «Угадай на вкус»

-Гимнастика для глаз

Май

15. «Экологическая тропинка»

Приблизить детей к природе; обучить общаться с природой, любить ее. Уточнить имеющиеся представления детей об окружающем мире (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зеленой аптеке). Упражнять в практической поддержки природе (уборка мусора, лечение деревьев)

-Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу»

-Целевая прогулка по экологической тропинке

-Беседа «Что ты сделал доброе для природы?»

-Игра «Что будет, если?»

-Дидактическая игра «Кто больше?»

-Подвижная игра «Раз, два, три – ты быстрей беги!»

Блок 4. «Детское лето»

Июнь

16. Экскурсия совместно с родителями в Белогорский сафари-парк львов «Тайган»

Формировать умения партнерства детей с родителями.

Познакомить детей с разными видами животных и средой их обитания.

Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными.

Закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитывать интерес к миру животных.

- Наблюдения

- Отгадывание загадок про животных

- Беседа «Дружба с животными»

- Кормление животных

Июль

17. «Знакомство с дельфинами»

Расширить представление детей о дельфинах, дать понятие о млекопитающих, их среды обитания, повадки;

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе любовь к животным, которые в ней обитают;

Развивать интерес к окружающему миру;

- Рассматривание картинок из альбомов «Живая природа»

- Чтение художественной литературы о морских рыбах, разучивание стихотворений о рыбах

- Просмотр видео о животных морей и океанов

- Наблюдения за дельфинами

Август

18. Итоговое занятие «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Помочь сформировать экологическое грамотное поведение в повседневной жизни, в местах отдыха

Повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

Развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

- Проведение праздника для всей семьи

- Подвижные и развивающие игры

- Просмотр видеороликов и фильмов

2.2. Перспективное планирование взаимодействия с социумом

1. Открытое занятие ««Путешествие по стране Осень»»

Цель: Закрепление представлений детей о характерных особенностях времени и формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к ней

2. Праздник: «День птиц».

Цель: Практическое закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах, сезонных изменениях в природе. .

3. Конкурс рисунков в районном детском саду: «Береги живое».

Цель: Развитие чувства необходимости сохранения окружающего мира.

4. Экскурсия в Белогорский сафари-парк львов «Тайган».

Цель: Формирование навыков сотрудничества детей с родителями и знакомство детей с видами животных, средой их обитания.

2.3. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников

1. Консультация родителей «Собираем грибы и ягоды».

Цель: Предотвращение отравлений детей ягодами и грибами.

2. Совместная поездка в Белогорский сафари-парк львов «Тайган».

Цель: Формирование навыков сотрудничества детей с родителями и познакомить детей с видами животных, средой их обитания.

3. Семейный праздник «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

Цель: Пропагандирование экологических знаний


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение

Для реализации программы в условиях дошкольной образовательной организации необходимы следующие специалисты:

1. Заведующая дошкольного учреждения. Ее функция здесь заключается в выделении финансов и сотрудничестве при создании центров, кружков изобразительного творчества.

2. Старший воспитатель – анализирует деятельность других педагогов на предмет организации целостной системы воспитательно-образовательного воздействия на детей. Организует для воспитателей консультации, мастер-классы, тренинги с целью повышения их квалификации, в том числе и в области художественно-эстетического развития дошкольников.

3. Воспитатели. Тесно взаимодействуют с детьми, обустраивают центры творчества, изостудии. Самостоятельно овладев техникой нетрадиционного рисования, организуют продуктивную деятельность детей, демонстрируют приемы последовательного выполнения различных изобразительных техник.

4. Музыкальный руководитель. Подбирает музыкальный репертуар для комплексности непосредственно образовательной деятельности. Музыкальный руководитель может самостоятельно исполнить необходимое произведение на музыкальном инструменте.

5. Психолог. Проводит диагностику как поведения детей в процессе занятия художественным творчеством, так и готовых продуктов деятельности детей.  

3.2. Материально-техническое обеспечение

Программа предполагает целенаправленное оборудование уголков (комнат) и экологических троп в детском саду. Данные места должны быть оборудованы всеми основными материалами: наглядно-демонстрационным, дидактическим, материалом для экспериментирования, мини – зоопарк.

В таком уголке (комнате) должны быть: магнитная доска, стеллажи с оборудованием, природные материалы, соответствующие параметрам детей столы и стулья.

В экологической комнате присутствует следующее оборудование:

1) демонстрационная полочка с образцами почвы, муляжами овощей, фруктов, грибов;

2) картотека ауди- и видеоматериалов по ознакомлению с животными и птицами;

3) папка с репродукциями картин известных авторов;

4) материалы и оборудование для самостоятельной деятельности

5) природный и бросовый материал (требует обновления);

6) зрительный ряд: наборы иллюстраций по разным темам;

7) тематические плакаты;

8) муляжи предметов и игрушки различных форм для вдохновения и игры;

9) выставки самостоятельных работ детей, коллективных детских работ, работ детей и их родителей.

Помещения детского сада оснащены соответствующим оборудованием, мебелью общего назначения, мягкой мебелью и для игр.

При создании экологической тропы необходимо выбрать территорию для ее расположения. Вдоль нее могут быть высажены различные растения, целесообразно выделить участок под огород с помощью которого будет проходить ознакомление с трудом. На деревьях могут быть расположены кормушки для птиц. Кроме того на экологической тропе могут располагаться и другие объекты для детской деятельности.

Для подготовки и организации занятий по экологическому воспитанию воспитателем в группе используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии. Имеется точка доступа к глобальной сети Интернет.

МБДОУ на свое усмотрение определяет и обновляет оборудование, материалы и средства для продуктивной, игровой деятельности и других видов деятельности детей.

3.3. Научно-методическое обеспечение программы

Для создания благоприятной атмосферы по экологическому воспитанию детей поможет следующая методическая литература:

  1. Бочарова Н. И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 1988.
  2. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995. 19. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7.
  3. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. – № 5.
  4. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
  5.  Мир природы и ребенок. Учебное пособие/Под. ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П. Г. – Изд. 2-е. – СПб., 1998.
  6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
  7. Николаева С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
  8.  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда создается на следующих принципах:

1. Насыщенность. Предполагает, что среда снабжена необходимыми материалами, средствами, оборудованием игровым, спортивным, оздоровительным, которые позволяют следовать цели и задачи программы, организовывать все виды деятельности детей.

2. Трансформируемость позволяет изменять предметно-пространственную среду в зависимости от педагогической ситуации, увлечений и возможностей детей. Пространство можно легко изменить, передвинув части интерьера группы. Трансформируемость игровой среды дает возможности разнообразить сюжетно-ролевые игры, сделать их интереснее и динамичнее.

3. Полифункциональность материалов способствует развитию детского воображения, постоянно преображать игровое пространство, используя одни и те же предметы и оборудование в разных ситуациях. Предполагается наличие таких предметов как: мягкие модули, ширмы, маты, занавеси, подручный материал.

4. Вариативность обеспечивает создание различных пространств, различные игры, игрушки, предоставляя выбор ребенку. Чтобы стимулировать всяческую активность детей, необходимо менять в пространстве игровой материал.

5. Доступность предполагает открытый доступ детей ко всяким материалам и игрушкам, которые для них безопасны. Все видимые детям материалы и игрушки должны соответствовать требованиям безопасности.

6. Безопасность пространства обеспечивает соответствие всего его оборудования и материалов требованиям надежности и безопасности их использования.

В условиях детского сада создается располагающая, домашняя обстановка, чтобы дети быстро освоились в ней, свободно выражали свои эмоции в игровой, продуктивной деятельности.

Природоведческая зона предназначается не только для украшения группы, но и местом с целью самореализации и обучения дошкольников. У детей зарождаются посылы способствующие развитию экологического рассудка, формируются правила экологического поведения, познавательный энтузиазм к экологии, проблемам природы, желание и стремление решить некоторые природоохранные проблемы, доступными ребенку-дошкольнику средствами.

Воспитателю следует выбрать и разместить в зоне растения, отличающихся по способам ухода, а также подготовить специальное оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления земли, пульверизаторы.

В природоведческой зоне можно размещать детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично выставленные на полках. Здесь же можно расставить подставки на роликах для кашпо с цветами, это позволит детям легко переносить и смещать растения по группе, ухаживая за ними.

Занятия природоведческого характера и простое экспериментирование может организовываться в данной зоне по подгруппам, под контролем воспитателя.

В экологической зоне можно расположить искусственное древо необычной или причудливой формы, а рядом расставить пуфики для игр в свободное от занятий время.

Группы детского сада оформляются в соответствии с темой недели, сезонными изменениями, народными и основными праздниками. Еще одно правило по оформлению развивающей предметно-пространственной среды – это эстетика ее оформления, которой нужно всегда придерживаться.


IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бочарова Н. И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 1988.
  2. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 1995. 19. Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7.
  3. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. – № 5.
  4. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
  5. Мир природы и ребенок. Учебное пособие/Под. ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П. Г. – Изд. 2-е. – СПб., 1998.
  6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
  7. Николаева С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
  8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998
  9. Парциальная программа «Мы — земляне» / Автор Н.ВересоваТ. Копцева. – Москва: Сфера, 2008.
  10. Парциальная программа «Наш дом - природа» / Автор Н. А. Рыжова – Москва: Карапуз –Дидактика, 2005.
  11. Парциальная программа «Юный эколог» / Автор С. Николаева – Москва: Мозаика Синтез, 2010.
  12. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста тема: «Огород – круглый год»

Пояснительная записка Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе:§парциальной программы экологического воспитания  дошкольн...

Дополнительная образовательная программа ДО по развитию у детей интеллектуально - творческих способностей "Развивайка"

Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором са...

Дополнительная образовательная программа Художественно-эстетического развития дошкольников " развитие и воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"

Рабочая программа составлена для воспитателей ДОУ , который реализуют дополнительную общетазвивающую программу по театрализованной деятельности....

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Песочная фантазия»

- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. - Развитие воображения, творческого мышления. - Развитие высших психических функций. - Развитие двух полушарий головного мозга...