Дополнительная образовательная программа по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста тема: «Огород – круглый год»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Редикульцева Светлана Геннадьевна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе:

§парциальной программы экологического воспитания  дошкольников «Юный эколог» И.В. Николаевой,

В соответствии с:

§  Федеральным  законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

§  Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

§  Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13.

 

Цель: становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, развитие познавательного опыта и практических навыков в исследовательской деятельности.

Задачи:

§  Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

§  Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

§  Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении;

§  Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, салат, петрушка, укроп, помидоры) ;

§  Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

§  Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

§  Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

§  Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

§  Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

§  Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

§  Развивать познавательные и творческие способности.

§  Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ogorod-_kruglyy_god_.doc542.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

  № 27 «Микки – Маус»

Дополнительная образовательная программа

по экологическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

тема:  «Огород – круглый год»

воспитатель Редикульцева Светлана Геннадьевна

Образовательная область «Познание»

г. Сургут

Пояснительная записка

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на основе:

  •  парциальной программы экологического воспитания  дошкольников «Юный эколог» И.В. Николаевой,

В соответствии с:

  • Федеральным  законом  от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
  • Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13.

Цель: становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, развитие познавательного опыта и практических навыков в исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  • Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении;
  • Познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, салат, петрушка, укроп, помидоры) ;
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  • Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности.
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Поскольку, экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов, друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от, среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю, по подгруппам, программа позволяет решать образовательные задачи не только в течение учебного года, но и круглый год. Она состоит из блоков: «Живая – неживая природа», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек и природа», каждая из которых в свою очередь, включает комплекс тем.

Тема 1. «Неживая природа осенью», Тема 2. «Растительный мир осенью»,  Тема 3. «Животный мир осенью», Тема 4. «Человек и природа», Тема 5. «Экосистема – лес», Тема 6. «Неживая природа зимой», Тема 7. «Растения зимой»,  Тема 8. «Животный мир зимой», Тема 9. «Природа и человек», Тема 10. «Неживая природа весной», Тема 11. «Растения весной», Тема 12. «Животный мир весной», Тема 13. «Природа и человек».

Содержание образовательного процесса

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников.

  • Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Принцип доступности предполагает доступность материала для ребенка определенного возраста и значимость получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
  • Принцип гуманистичности означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  • Принцип прогностичности означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
  • Принцип деятельности лежит в основе различных экологических проектов.
  • Принцип конструктивизма означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная (приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог показывает положительный пример, выход из обсуждаемой ситуации) информация.
  • Принцип регионализма предполагает формирование экологических представлений на основе знакомства ребенка с помещением ДОУ и его территорией, собственной квартирой, ближайшим лесом, озером и т.д.
  • Принцип системности предполагает формирование у дошкольников системы знаний и организацию системы различных видов детской деятельности.
  • Принцип интеграции отражает необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизацию различных видов деятельности дошкольников.

Работа по экологическому образованию дошкольников строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, словесные; театрализованные игры);

- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей ;

- исследование, экспериментирование;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова);

- чтение энциклопедической и художественной литературы,  просмотр  видео фильмов познавательного характера о жизни  растений и диких животных.

- трудовую деятельность (уход за посадками, рассадой).

Предполагаемый результат освоения программы детей старшего дошкольного возраста:

Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

  • С удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно, задают вопросы о воде.
  • Выражают желание участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по обнаружению воздуха.
  • Проявляют познавательный интерес к практическим опытам с разными почвами и камнями, охотно участвуют в коллекционировании камней.

Многообразие растений и их связь со средой обитания.

  • Замечают и оценивают привлекательные качества растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
  • Замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы;
  • Развивается восприятие растений как живых существ: замечают их неблагополучное состояние, обнаруживают недостаточность условий для их жизни. Сочувствуют растениям: сообщают воспитателю о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за растениями.

Многообразие животных и их связь со средой обитания.

  • Развивается познавательный интерес к жизни диких животных: задаются вопросы, активное участие в беседах, желание узнать новые сведения.
  • Охотно отображают впечатления в изодеятельности, игре.
  • Проявляют интерес к жизни птиц, коллективно и самостоятельно наблюдают за ними, задают вопросы, сообщают о своих впечатлениях, любуются ими, их поведением, их полетом. Охотно участвуют в подкормке зимующих птиц.

Рост и развитие растений и, их связь со средой обитания.

  • С интересом участвуют в выращивании огородных культур, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними: вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей. Рассказывают о лекарственных свойствах огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука; охотно наблюдают, замечают изменения, делают зарисовки в индивидуальных альбомах.

Жизнь растений и животных в сообществе.

  • Приходя в лес, соблюдают правила поведения. Умеют наслаждаться обстановкой леса. Проявляют познавательный интерес к жизни леса: самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.
  • Проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, растениями, слушают шорохи и звуки обитателей пруда.
  • Самостоятельно наблюдают за разными насекомыми, рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказам взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные растения.

Взаимодействие человека с природой.

  • Охотно включаются в оценку взрослыми обстановки, окружающих условий (тепло – холодно, чисто – грязно, воздух свежий и приятный или плохой и душный и т.д.), реагируют на красоту и чистоту помещения, участка, поддерживают их; радуются тишине, порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе.
  • Не рвут и не пачкают бумагу, замечают сломанные деревянные вещи, обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течет. Любуются изделиями из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления.
  • Проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.


Перспективный план  работы по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста

по рабочей программе  «Огород круглый год» на 2015 – 2016 учебный год

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Октябрь

Беседа: «Живая и неживая природа»

Подвижная игра: «Летает, не летает»

Развитие умения различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы.

Классификация объектов живой и неживой природы с использованием условных обозначений.

Сравнение детьми самолёта и птицы.

Л.А.Венгер программа «Развитие» стр.132

Всероссийское общество охраны природы «Экол-кое воспитание детей дошкольного возраста». Методическое пособие. стр118

Изготовление альбомов для наблюдений и зарисовок окружающего мира

Развитие умения различать растения и животных, выделять их отличительные признаки, используя условные обозначения.

Умение правильно держать карандаш для создания изображения.

Отражение условных обозначений живой и неживой природы; отличительные признаки животных и растений.

Л.А.Венгер программа «Развитие» стр.133

Просмотр видеофильма «Весёлая полянка» (фильм о живой природе)

Познакомить детей с жизнью животных и растений в природе.

Рассказ ребёнка о признаках живой природы используя  дневник наблюдений.  

Интернет ресурс

Вода. Свойства воды. Значение воды в жизни живых организмов.

Подвести детей к пониманию, что вода: прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, жидкая, не имеет формы, некоторые вещества растворяются, а некоторые нет.

Проведение опытов с водой. Отображение полученных результатов в индивидуальных альбомах

Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет».

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Октябрь

Выставка поделок из овощей и фруктов: «Что нам Осень подарила».

Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, логическое мышление.

Обсуждение детьми из каких овощей и фруктов была изготовлена поделка. Что сделано самостоятельно, а что помогали родители, чем дополнительно соединялись  детали.

«Свет, тепло, воздух»

Познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и животных. Дать представления о свойствах воздуха, зависимостях, существующих в природе, приспособительских свойствах растений и животных к окружающей среде.

Знакомство детей с книгой К.Чуковского «Краденое солнце»

Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». стр. 21

Нужно ли растениям солнце?

Загадки с грядки.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Развитие исследовательской деятельности детей на основе проращивания луковиц на солнышке и в затемнённом месте.

Учить детей определять и называть на ощупь признаки овощей и фруктов.

Опыт с детьми: одно растение растёт на солнышке, другое накрыто колпачком.

«Вершки и корешки»

Чтение и инсценировка сказки: «Вершки и корешки»

Развитие сравнений овощей их съедобной части и наземной. Рассматривание семян овощей их сопоставление с выращенными. Вспомнить, как росли овощи, что понадобилось, чтобы овощи выросли.

Рассказ ребёнка о съедобных частях овощных культур.

Русская народная сказка

«Вершки и корешки».

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Ноябрь

«Капитошка в подземном царстве»

Дать детям первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру.

Отображение в индивидуальных альбомах слои земли; подземных жителей.

Выявление свойств земли: имеет вес, чёрного цвета, сыплется.

Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». стр. 101

Как сохранить урожай?

Почему так говорят: «Запас человека не портит».

Подвести детей к пониманию, что нам даст умение сохранять урожай.

Выяснения способов сохранения  урожая, фиксируя в индивидуальных альбомах.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 8

К ребятам приходит Айболит

Воспитывать интерес к своему здоровью, желание его поддерживать витаминизированной пищей – овощами и фруктами; уточнять и расширять представления детей о сыром и варёном виде овощей.

Рисование в индивидуальных альбомах овощи и фрукты.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.13

Беседа: «Что растёт в лесу»

Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет; в лесу пахнет грибами.

Отображение в индивидуальных альбомах об услышанном

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.24

НиколаеваС.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 51

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Ноябрь

Беседа о том, как выращивают овощи на огороде.

Рассматривание семян (укропа, помидор, огурцов и др. семян), посадка укропа, петрушки.

 

Формировать представления детей о том, что овощи (зелень), выращивают из семян, о потребности роста растений в условиях различной среды. Учить детей приёмам посадки (делать борздки, разложить,  семена засыпать семена землёй, полить).

Вклеивают образцы семян в индивидуальные альбомы наблюдений.

Беседа: «Как лесные звери – медведь, белка – готовятся к зиме»

Дать представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят питомцев, осенью готовятся к жизни в зимний период).

Зарисовка в индивидуальных альбомах запасы диких животных.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.126

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 22

«Наблюдение за луком»

Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить  в воду, поставить в тёплое место и светлое место. Зелёный лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нём много витаминов.

Опыт с детьми:  посадка  лука в стеклянную банку.

 Фиксирование опыта в индивидуальных альбомах. Выбор условных обозначений (на свету, в тепле, воде; на свету, в холоде, в воде; в тепле, в воде, в темноте; на свету, в тепле, без воды).

НиколаеваС.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 77

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Зарисовка в индивидуальных альбомах модель «Этажей леса».

НиколаеваС.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 70

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Декабрь

«Цепочка в лесу»

«Наблюдение за луком»

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Зарисовка в индивидуальных альбомах «Цепочка в лесу».

Фиксирование опыта в индивидуальных альбомах

НиколаеваС.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 80

«Что мы знаем о птицах»

Формировать обобщённое представление о птицах как наземно - воздушных животных, которые могут жить на земле и летать  в воздухе.

Домашнее задание. Вклеить перелётных птиц, зимующих птиц.

НиколаеваС.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 100

«Летающие семена»

Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Зарисовка в индивидуальных альбомах «крылатые семена».

Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка» стр.51

«Посадка моркови»

Уточнить представления о том, что из мелкого семя «моркови», вырастает большая морковь, при этом необходимо создать благоприятные условия для растения.

Зафиксировать условными обозначениями благоприятные условия роста для растения.

Чтение дополнительной литературы

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 9

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Декабрь

«Кто как зимует»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса.

Отображение в индивидуальных альбомах животных впадающих в зимнюю спячку.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 22

«Проращивание чеснока»

Расширить представления детей о питательных веществах чеснока, из которых вырастают родительские копии.

Опыт с детьми: посадка целой головки чеснока и зубчики чеснока.

Мэскелл Хейзел

«Что такое биология?»

Энциклопедия для любознательных. стр. 63

«Дикие животные»

Закрепить знания детей о диких животных (волк, лиса, заяц, лось, медведь, белка), их внешнем виде, повадках, условиях обитания.

Отображение в индивидуальных альбомах чем питаются дикие животные в зимнее время года.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 101

«Комнатные растения»

Закреплять знания детей о комнатных растениях: названия, внешний вид, строение, способы ухода, виды размножения.

Рисование в индивидуальных альбомах комнатного растения.

Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. стр. 147

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

«Что есть у каждого растения»

Обобщить знания детей о строении растений. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех органов.

 

Рисование в индивидуальных альбомах комнатного растения, отобразить все части комнатного растения.

Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.   стр. 75

Мэскелл Хейзел

«Что такое биология?»

стр. 21

«Роль почвы в жизни растений»

Сформировать представление о роли почвы в жизни растений. Нужна ли растениям почва, обнаружение в почве питательных веществ; как помочь растениям на неплодородных почвах.

Отображение в индивидуальных альбомах животных живущих в земле.

Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.   стр. 103

«Роль света в жизни растений»

Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете.

Растения поворачиваются, тянутся к свету.

Посев зерновых культур: овса, пшеницы.

Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.   стр. 114

«Как растения размножаются»

Сформировать представление детей о разных видах размножения растений.

Отображение в индивидуальных альбомах образцы разных семян цветов.

Мэскелл Хейзел

«Что такое биология?»

Энциклопедия для любознательных. стр. 60

Иванова А.И. «Мир растений» стр. 130

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Январь

«Посадка укропа»

Совершенствовать умение сравнивать два семя по величине: семена укропа и гороха. Пояснить детям, что от величины семя не зависит количество выращенных растений. Из горошины вырастит только горох, а из семечки укропа не вырастит петрушка.

Зафиксировать условными обозначениями благоприятные условия роста для растения.

«О чем поведала вековая ель»

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Зарисовка в индивидуальных альбомах о прочитанном.

Корецкая Т.И. Турчин И.А. Скороходова М.В.

«Экосистемы окно в мир»  стр. 36

«Пень – экосистема. Необычная. Своеобразная»

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Зарисовка в индивидуальных альбомах о прочитанном.

Корецкая Т.И. Турчин И.А. Скороходова М.В.

«Экосистемы окно в мир»  стр. 38

«Мир в бочке»

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе.

Зарисовка в индивидуальных альбомах о прочитанном.

Корецкая Т.И. Турчин И.А. Скороходова М.В.

«Экосистемы окно в мир»  стр. 4

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Февраль

«Посадка зелени – салат»

Учить детей различать семена салата и укропа, петрушки.

Приклеить образцы семян:  салата,  укропа, петрушки в индивидуальные альбомы.

«Для чего животным хвосты?»

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать её, делать выводы, стоить умозаключения.

Инсценировка сказки.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.122

Рассматривание семян болгарского перца.

Посадка болгарского перца.

Учить детей различать и называть семена. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды  в жизни растений.

Рисование разноцветных болгарских перцев.

«Кто главный в лесу?»

Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные.

Рисование леса, обитателей леса в индивидуальных альбомах.

Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 86

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

Февраль

«Почему белые медведи не живут в лесу? Сравнение белого и бурого медведей»

Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. Учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания.

Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 76

Посадка гороха и  бобов

Учить детей различать семена гороха и боба. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды  в жизни растений.

Зарисовка в индивидуальных альбомах семена гороха и боба.

Посадка фасоли

Учить детей различать семена гороха, боба и фасоли. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды  в жизни растений.

Приготовить пересказ сказки «Раз горох, два горох», инсценировка сказки.

«Путешествие по зимнему лесу»

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.

Рисование диких животных, учитывая характерные признаки условий жизни животных в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света).

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.57

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

март

«На что нужны мыши»

Объяснить детям, что природа – это великое единство всего существующего в ней. Показать, что не бывает абсолютно вредных животных, что нельзя оценивать значение животного только с точки зрения пользы или вреда для человека.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.90

Посадка семян помидора.

Учить детей различать семена помидора и огурца. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла  в жизни растений.

Нарисовать Сеньора – помидора из мультфильма «Чипполинно».

Посадка семян огурцов

Учить детей различать семена помидора и огурца. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла  в жизни растений.

Рисование в индивидуальном альбоме семена огурцов.

Посадка семян редиса

Учить детей различать семена помидора и огурца. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла  в жизни растений.

Нарисовать героев из мультфильма «Чипполинно».

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

март

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелётных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов).

Рисование в индивидуальных альбомах цепочку развития птиц.

Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 100

«Наблюдение за веткой в вазе»

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (тёплое помещение, тёплая вода). Свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние.  

Зарисовать 2 – 3 ветки в вазе, точно передавая  особенности их строения.

Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 93

«Когда животных становится много или мало?»

Уточнить представления  детей о том, как получаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведёт к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды.

Сочинение сказок на тему дикие животные и их жизнь в лесу.

Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 107

«Аквариум»

Уточнить  с детьми, что аквариум  - это маленький водоём, рукотворная, созданная человеком экосистема. Она называется искусственной.

 

Рисование аквариума в индивидуальных альбомах.

Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

стр. 136

Экосистемы. Окно  в мир.

стр.6

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

апрель

«Берегите первоцветы»


Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкам.

Рисование первоцветов в индивидуальных альбомах.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр 159

Посадка семян цветов Бархатцы

Продолжать учить распознавать и называть семена Бархатцы. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла  в жизни растений.

Рисование условных обозначений, что необходимо для роста растений.

Посадка семян цветов Петунии

Продолжать учить распознавать и называть семена Бархатцы и Петуния. Продолжать формировать представление о роли почвы, света, воды, тепла  в жизни растений.

Наклеить в индивидуальном альбоме образцы семян: бархатцев и петунии.

«Этот удивительный мир насекомых»

Продолжать знакомить детей с насекомыми, их частями тела, с условиями жизни. Показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе.

Рисование насекомых в индивидуальных альбомах.

Экосистемы. Окно в мир. стр.40

Сладков Н.И. «Азбука леса» стр.42

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр.114, 117

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

апрель

«Как люди заботятся о своём здоровье весной?»

Уточнить   представления детей о человеческом  теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, лёгкие, что все органы важны для человека.

 

Рисование органов человека в индивидуальном альбоме.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». стр.157

«Пещеры»

Просмотр видеофильма о пещерах.

Рассказать о новой для детей экосистемы – пещеры. Познакомить с условиями жизни: холодно, темно. Животные живущие в пещере, их особенности.


Рисование или аппликация жителей пещеры.

Экосистемы. Окно в мир. стр. 24

«Любите землю – матушку»

Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Сообщить детям наиболее обычные приёмы земледелия, исключающие загрязнение почв химическими веществами.

Нарисовать эскиз предполагаемых грядок, с предполагаемыми посадками.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.56

«Кто больше радуется весне?»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой её радость  и печаль.

 

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр. 97

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

май

«О чём поют птицы весной?»

Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд их размещении; развивать интерес к жизни птиц.

Рисование перелётных птиц в индивидуальных альбомах.

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр. 104

«Зелёная аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Фиксирование правил сбора и сушки лекарственных растений в индивидуальных альбомах.

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр. 90

«Морские чудеса»

Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

Нарисовать любимое морское животное в индивидуальных альбомах.

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр. 80

«Что такое заповедник»

Просмотр видеофильма о заповеднике

Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Рисование заповедника с животными в индивидуальных альбомах.

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр. 12

Месяц

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Задачи

Методы исследования,

детская деятельность

Используемая литература

май

«Как вести себя в природе»

Закрепить у ребят о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый ребёнок знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Фиксирование напоминающих знаков о правилах поведения в природе в индивидуальных альбомах.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.108

«Для чего нужна Красная книга?»

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что  красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Рисование Красной книги в индивидуальных альбомах.

Волчкова В.Н.  Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского  сада» стр. 16

«Природа и человек»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы рада блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей.

Рисование на тему: «Как прекрасен этот мир!» в индивидуальных альбомах.

Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» стр.112


Используемая литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ Воронеж 2006г.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста. С.Петербург «Детство –Пресс» 2002 Г.
  3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва «Просвещение» 2002 г.
  4. Всероссийское общество охраны природы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Методическое пособие. Омск 1995 г.
  5. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».  Москва «Просвещение» 1981 г.
  6. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». Волгоград 2009 г.
  7. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». Москва 2008 г.
  8. Селихова Л.Г. «Ознакомление с природой и развитие речи» интегрированные занятия. Москва Мозайка – Синтез 2006 г.
  9. Николаева С.Н.  «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М.: Новая школа, 1995.
  10. Рыжова Н.А. «Воздух – невидимка»  М.: 1998.

 11.Мэскелл Хейзел «Что такое биология?» энциклопедия для любознательных М.      2011, Эксмо

12. Иванова А.И. «Мир растений» экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: Творческий центр, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей,  схем и условных обозначений.  Они рассчитаны на усвоение ча...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Огород на подоконнике»

Актуальность: В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные я...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Шахматы»

Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте....

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Песочная фантазия»

- Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. - Развитие воображения, творческого мышления. - Развитие высших психических функций. - Развитие двух полушарий головного мозга...