План самообразования воспитателя
материал (младшая группа)
План самообразования воспитателя
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».
Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство, создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. Задачи: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста; способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр; 2. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи; 3. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы; 4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе. Формы работы: − совместная работа с детьми; − индивидуальная работа; − свободная самостоятельная деятельность самих детей. Предполагаемый результат: У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать ложку, карандаш, кисть, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Этапы работы. I. Теоретический этап. Изучение учебно-методической литературы: ( В течение года) 1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007 2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. II. Практический этап.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
В течение года | Рисование, лепка | Формировать умение детей держать карандаш тремя пальцами, оставлять след на бумаге, работать с пластилином. | Выставка работ для родителей. |
октябрь | Создание картотеки пальчиковых игр | Пополнение методического материала. | Оформление картотеки. |
октябрь | Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Капуста» | Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики. | Включение игр в НОД, свободную игровую деятельность. |
ноябрь | Д/и.: «Прищепки» | Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. | Дети владеют умением прикреплять прищепки по периметру фигуры. |
ноябрь | Игры: «Рыбалка», «Поймай лягушку» | Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки). | Дети соблюдают правила игры, доводят начатое до конца. |
декабрь | Д/и. «Шнуровка», «Бусы» | Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. | Дети соблюдают правила игры, доводят начатое до конца. |
декабрь | Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на песке) | Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. | Дети овладели навыком рисования на песке, познакомились с понятием форма, величина. |
январь | Создание разнообразного «Пальчикового театра». Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. | Развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра. | Создание пальчикового театра по сказкам. |
январь | Д\И : «Массажный мячик» | Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений | Дети умеют работать с массажным мячиком. |
февраль | Д/и «Веселые упражнения с карандашами» | Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. | Консультация для родителей на тему: «Развиваем мелкую моторику дома». |
февраль | Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры» Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста | Оформление папки-передвижки по теме. |
март | Настольная игра «Мозаика». | Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | Дети умеют выкладывать мозаику по образцу, знают основные цвета. |
апрель | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок | Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. | Приготовить пособие. |
апрель | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» | Продолжать повышать компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста | Индивидуальные беседы с родителями. |
май | Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки | Подведение итогов. |
Литература:
1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007 2. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М.: ЭКСМО, 2007. 3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования воспитателя .
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ «План по самообразованию педагога»...

Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы «Применение упражнений-этюдов на развитие выразительности эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры».
Индивидуальный план самообразования воспитателя коррекционной группы...
План самообразования воспитателя
Формирование основ педагогического мастерства."Мастер"(в переводе с лат. - начальник,учитель)-это человек ,достигший высркого уровня совершенства и творчества в своем деле....

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План самообразования воспитателя ДОУ По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» воспитателя Мякоткиной Елены Владимировны
Самообразование...
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...