Методическая разработка "Ознакомление детей с социальным миром"
методическая разработка

Вилкова Юлия Олеговна

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая  и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного воспитателя, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые? Как познакомить с ним детей? Какое отношение  к нему следует сформировать у ребёнка дошкольного возраста?  Наконец с какими представлениями об окружающем мире познакомить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_rebenka_s_sotsialnym_mirom.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление ребенка с социальным миром – проблема острая  и злободневная. Она способна поставить в тупик знающего и опытного воспитателя, что не удивительно, весь социальный мир современной России противоречив, сложен и не однозначен. Как относимся к нему мы, взрослые? Как познакомить с ним детей? Какое отношение  к нему следует сформировать у ребёнка дошкольного возраста?  Наконец с какими представлениями об окружающем мире познакомить?

«По мере развития общества постепенно возник разрыв между возможностями детей и требованиями, которые предъявляет к ним общество. Этот разрыв преодолевается за счёт особого периода в развитии человека, которые получил название «детство». Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка. Это очень важный период. Проживая этот период, ребёнок приобретает человеческие способности, которые в дальнейшем позволяет ему освоить мир взрослых», – Д.Б. Эльконин.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребенок принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать – необходимо.

Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

При организации воспитательного процесса, направленного на ознакомление детей с социальной действительностью, воспитателю важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить их одни от других невозможно. Если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира – вряд ли он сможет вызвать у них нужные ответные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от воспитателя не только мастерства, знания ребёнка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Важнейшие особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста:

  • Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают мелочи, на которые вроде внимания не обратишь. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда они имеют к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх), интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир.
  • Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой способности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляется «Почему, зачем?», а потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?»
  • Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения. Иногда эти заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера.
  • На характер восприятия социального мира определённое влияние оказывает пол ребёнка. Девочки и мальчики, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают.
  • Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Через призму своих эмоций ребёнок видит, воспринимает явления.

Наиболее логично знакомить детей с окружающим миром опираясь на воспитание у ребенка таких качеств личности, как чувств собственного достоинства и уверенности в себе. Формирование таких  личностных качеств, включает в себя  множества компонентов.

Прежде всего,  это осознание ребенком  своей индивидуальности,  которая  становится очевидной  только в сравнении с другими детьми.  Индивидуальность проявляется во внешности.

Расширение знаний о себе, в частности, о собственном организме способствует  становлению индивидуальности. Ознакомление с организмом человека связано с изобразительной деятельностью дошкольников.

Знания дошкольника о сложном  строении  и взаимосвязи  всех органов и систем человеческого организма составляют основу  формирования  для заботы о собственном здоровье. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня,  понимание ребёнком беречь свой слух, зрение, бережно относится к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной  частью подготовки  детей к школе.

Чрезвычайно важным компонентом здоровья  детей  является их эмоциональное благополучие. Этот вопрос приобретает  в настоящее время особую остроту и актуальность. Нестабильность  социально-экономического положения в стране, проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются взрослые, оказывают  негативное влияние  на психику детей, способность осознать свои  эмоции, понять их причины. Попытаться изменить своё отношение к конкретной ситуации может помочь ребёнку сохранить эмоциональное благополучие. Исходя  из  собственного  жизненного опыта, ребёнок не может   определить состояние грусти, отвращения. Понимание собственных эмоций, того, как с помощью мимики, жестов, поз  человек выражает свои чувства, является условием для развития способности  сочувствовать и переживать другим людям.

Изобразительное искусство  в силу своей специфики, образного языка способно заставить зрителя  почувствовать страдания  и радость  персонажей, пережить их эмоции, чувства. Поэтому следует уделять  внимание  основам языка изобразительного искусства  и принципам понимания  художественных произведений.

Наряду  с задачами  эмоционального развития ребёнка, создать предпосылки к самовоспитанию, в частности, научить сдерживать свои эмоции. Можно использовать традиционные народные игры, правила которых  требуют не заговорить, не засмеяться, не шевелится. В принципе, любая деятельность,  направленная на формирование вольных процессов,  содействует  развитию способности  сдерживать свои эмоции.

Новые задачи, обновление  содержания  методики, увеличение объёма знаний, изменение приоритетов о воспитании  мо многом  связано с тем, что дети дошкольного  возраста не получают должного внимания в семье. Поэтому представление  об окружающем мире, правила и нормы поведения, которые ребёнок обычно узнавал, усваивал  в процессе непосредственного общения с родителями, он должен получить  в дошкольном учреждении.

Ребёнок должен уже в дошкольном возрасте  усвоить нормы  и правила общения, знать и обмениваться  приветствиями и как познакомиться с незнакомыми сверстниками, иметь представление о том , что для любой совместной деятельности требуется умение договорится, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам.  Кроме того, дошкольниками следует овладеть навыками  поведения в сложных  ситуациях, например, отняли игрушку, толкнули или произошла ссора с другом.

Становлению индивидуальности способствует  осознание ребёнком  своих интересов, предпочтений и желаний. Воспитателям важно помочь  детям познакомиться со вкусами и предпочтениям друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Всё это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать  собственное  мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свой выбор, взгляды.

Одним  из компонентов, лежащих в основе формирования уверенности в себе,  является воспитание  привязанности  к своей семье,   любви и чувства долга к близким. Гордость за принадлежность к своему роду и желания стать продолжателем  лучших качеств своих предков. Безусловно, проблема ознакомления дошкольников с семьей,  достаточно сложная, требующая от воспитателя  большого такта и деликатности. Успешное её решение невозможно  без тесного взаимодействия  воспитателей с семьёй, как и полное приобщение  детей  к социальному миру в целом.

Одним из условий организации работы с родителями  является доверие  и открытость взаимоотношений. Во-первых, родителей интересует личность самого воспитателя.  Во-вторых,  родителям нужно иметь представление о том,  чем и как  занимаются их дети в детском саду. Участие семьи ребёнка в ознакомлении с социальным миром необходимо.
История каждой семьи, рода связана с историей страны, родного  города  является её частью.

Нужно помочь дошкольникам  увидеть своеобразие природы, её притягательную красоту, познакомить с достопримечательностями, народными промыслами  ближайшего окружения.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

  • Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.
  • Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.
  • Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку ребенок познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет  кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.
  • Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».
  • Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.
  • Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств. 

Дошкольный возраст – время активной  социализации ребенка, вхождения  в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка,  отмечайте успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и  общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства  социально-эмоционального развития. Покажите родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребёнку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет основой ваших совместных с семьёй усилий и помощи ребёнку в налаживании контактов с социальным миром.

 «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества», – писал В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

перспективные планы по приобщению детей к социальному миру по всем группам

перспективные планы по приобщению детей к социальному миру по всем группам...

Задание для детей по социальному миру

Выполнить задания совместно с родителями...

"Бюджет семьи" Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.

 Задачи:Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирова...